Образовательное путешествие как педагогический метод освоения культурно-исторического опыта.
статья на тему

Степанова Ольга Ивановна

как педагогический метод освоения  культурно-исторического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazov._putesh._-_kak_metod.docx255.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  № 142   общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей   Невского  района  Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

Образовательное путешествие - как педагогический метод освоения  культурно-исторического опыта.

Составитель:

Воспитатель высшей категории:

Степанова Ольга Ивановна

Санкт – Петербург

2015


Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Образовательное путешествие ставит своей целью научить  странствовать в безграничном мире культуры: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные; читать те культурные послания, которые содержат объекты культурной среды.

Основу образовательного путешествия составляет активное, творческое, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной городской среды. В процессе этой работы ребёнку представляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам взрослые истины.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Существенное отличие образовательного путешествия от экскурсии заключается в том, что оно ориентировано не столько на приобретение информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. В ходе путешествия все предметы, окружающие человека, рассматриваются как своеобразные тексты культуры, «расшифровка» которых позволяет установить взаимосвязь между реальными объектами и воплощенными в них идеями. В отличие от экскурсии, определяющей для образовательного путешествия является идея – тот культурный текст, который, как предполагается, освоит ребёнок, и явления культуры, с которыми он познакомится. Эта идея формулируется в виде вопроса, задачи или проблемы, которые «поведут» за собой, соединят все предлагаемые к исследованию объекты, выстроят их в определенный маршрут. Наряду с культурными смыслами обучающийся осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, способы его познания, как научные, так и «ино-научные». Важно также, что это познание основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует не созерцательного отношения, а напряженной, активной духовной работы.

И, наконец, образовательное путешествие разворачивается в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное знакомство с ними и приобретение знаний и представлений о них.

Таким образом, образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач:

= знакомство с разнообразными объектами культурного наследия;

= приобретение опыта исследования подобных объектов;

= получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Обозначенные цели и задачи образовательного путешествия диктуют и принципиально иные, отличные от экскурсионных, формы и способы его реализации. Экскурсия, нацелена на конкретный результат – дать за короткое время значительное количество фактических сведений, проиллюстрировав их.

Метод образовательного путешествия направлен на созидание личности. Поэтому для него сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Именно процесс познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия.

3. СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И экскурсия, и образовательное путешествие могут быть использованы как для единичного изучения и исследования того или иного объекта культуры, так и для системного освоения целостных и многогранных феноменов культуры.

Таким образом, образовательное путешествие может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры, которая позволяет приобрести представление о культуре в целом при изучении ее отдельных артефактов, осознать единство и хрупкость концептосферы культуры, овладеть способами ориентирования в безграничном пространстве культуры, а также эффективно использовать развивающий потенциал повседневного окружения человека.

В качестве объектов ОП могут выступать разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади, вывески и витрины, транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки.

        В совокупности идея путешествия позволяют выбрать объекты для предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:

        =  быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;

        =  давать возможность ребёнку развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные;

        = обладать информационным потенциалом, т.е. способностью невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии;

        =  обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка.

        Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые важны для нас в контексте выбранной идеи путешествия. Важно понимать, что исследовательская работа детей разворачивается в ситуации непредсказуемости. В ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что-то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый объект, выдвигает идеи, обсуждает различные мнения. Педагогу необходимо поддерживать желания детей говорить о том, что они видят и переживают. Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита).

Первый этап. Подготовка к путешествию.

Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения его темы и, что не менее важно, – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного дошкольника, которое способно «повести» его в путешествие. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры (даже предметов), исследование которых позволит справиться с задачей.

Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут – определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.

Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска информации. Он, таким образом, представляет собой подробный алгоритм деятельности.

В маршрутном листе - указаны:

= объекты, которые предстоит исследовать, иногда в определенной педагогом последовательности;

= порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;

= вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию.

Создание образовательного маршрута требует от педагога определенного навыка, предварительного самостоятельного исследования тех объектов, которые будут включены в маршрутный лист. В ходе этой работы уточняется маршрут, определяются ориентиры, выясняется потенциал предметов или явлений, которые были намечены для исследовательской деятельности, определяется круг вопросов и исследовательских заданий.

Другой аспект предварительной работы связан с подготовкой участников путешествия. Путешествие предполагает наличие у детей определенного количества знаний ( в соответствии с возрастной группой), к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.

Второй этап. Работа на маршруте

Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа детей на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.

Образовательное путешествие предполагает работу в группах, в детском саду целесообразно разделить детей на 2 группы. Каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут использовать различные предметы для создания своей постановки, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.

Заключительная работа

Путешествие не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут подведены его итоги, возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали. Детям предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на общую защиту.

Форма проведения образовательного путешествия может быть различной и зависит от фантазии и возможностей педагога: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т.п.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и заключительная работа – составляют единое целое и реализуются последовательно.

ВЫВОД: Таким образом, образовательное путешествие - это особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся непосредственно в городском пространстве. Его цель заключается не столько в приобретении фактологических знаний о конкретном городе (в данном случае о Санкт-Петербурге), сколько в освоении определенных закономерностей культуры, в постижении того историко-культурного, социального опыта цивилизации, хранителем которого является мегаполис.

Пример образовательного путешествия:

«Транспорт нашего района».

Программное содержание:

-) помочь детям приобрести опыт ориентирования близ лежащих к детскому саду улиц (дать названия улиц, которые планируете исследовать);

        -) научить детей самостоятельно добывать информацию в городской среде, дорожные знаки, остановки транспорта, карты метрополитена, указатели в метро.

        Предварительная работа:

        -) беседа о видах транспорта;

        -) беседа о дорожных знаках, указателях, обозначениях и других ориентирах, встречающихся на улицах города.

        -) работа с картой района, с помощью которой разрабатывается маршрут путешествия от детского сада до ближайшей станции метро;

        -) знакомство с картой метрополитена, жетонами, магнитными картами, условными обозначениями, которые встречаются в метро.

        Маршрут путешествия:

        -) при выходе из д/сада предлагаем детям проблемную ситуацию: как найти станцию метро (дать название станции), обсуждаем возможные варианты решения: спросить у прохожих, найти по плану или карте;

        -) по пути следования к метро детям даётся задание, какие виды транспорта они видят;

        -) по ходу движения к метро детям даётся задание – обратить внимание на знакомые дорожные знаки, указатели, и рассказать, что они означают (пешеходный переход, автобусная остановка, осторожно дети), при этом необходимо уточнить, как дети догадались о содержании знака, какую дополнительную информацию несёт указатель (номер автобуса);

        -) на перекрёстке с детьми обсуждается, что такое перекрёсток, как на нём регулируется движение, для чего необходим светофор и пешеходный переход, как пользуются переходом люди.

        На площади перед метро детям предлагается найти станцию, используя знаки визуальной коммуникации (букву «М»), обилие входящих и выходящих людей. Детям предлагается разобраться, где вход и выход станции.

        В вестибюле станции метро, дети обсуждают, как попасть в метро, высказывают версии о том, для чего необходим турникет. Наблюдают, как работает турникет, куда надо опускать жетон, как узнать, можно ли проходить через турникет или нет, где проходят дети. Смотрим, где можно купить жетоны.

Вопросы к детям:

Кто уже ездил на метро? Куда вы ездили? Что понравилось больше всего? и т. д .

        После завершения путешествия обсуждаем с детьми, что им запомнилось и, по желанию, просим зарисовать свои впечатления, или сделать поделки, и рассказать о путешествии родителям.

 Ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/17/obrazovatelnye-puteshestviya-kak-forma-raboty-s-detmi-po        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.Слово «технология» имеет греческое происхождение и состо...

"Использование современных педагогических методов и технологий в образовательной деятельности с дошкольниками"

В сообщении рассказывается об использовании современных педагогических методов и технологий в образовательной деятельности дошкольников....

Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое ра...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...