Вебинар "Работа с родителями"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Горбунова Татьяна Александровна,
ведущий методист Редакции дошкольного образования
Издательства «Просвещение»
Материал обобщила воспитатель:
Парахина Л.Н
2017
План вебинара
Работаем по ФГОС дошкольного образования
- Международные стандарты организации работы с семьёй
- Методики изучения потребностей родителей
- Различные формы информирования родителей о том, что происходит с ребёнком в детском саду
- Варианты ненасильственного вовлечения родителей воспитанников в образовательную работу группы
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Один из основных принципов ФГОС ДО — «сотрудничество Организации с семьями» — более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «…сотрудничество в интересах семьи… в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием ещё одного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи».
ФГОС ДО: сотрудничество. Организации с семьями.
- Сотрудничество в интересах семьи.
- В целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья.
- Развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.
- Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребёнок, а не образовательная программа.
Принципы практической работы:
Первый принцип. Считать семью основным получателем услуг.
Учитывая, что семья является константой в жизни ребёнка, признавая её главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.
Второй принцип. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй.
Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка, и важнейших участников образовательной практики. Если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребёнка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.
Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребёнка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребёнка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.
Сотрудничество Организации с семьями: самоанализ .
- Использование навыков позитивного общения
больше спрашиваем и слушаем родителей, чем указываем и даём советы;
часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка;
используем индивидуальные формы передачи информации семьям и получения сведений от них;
даём родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребёнка. Предоставление родителям возможности самостоятельно делать выбор и принимать решения относительно их ребёнка: предлагаем членам семей обобщить, чего они хотят для своих детей, и вместе составляем список целей;
при планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с обучением и развитием их детей; совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют потребностям и ресурсам ребёнка;
предлагаем родителям право выбора, где, как и когда они будут участвовать в образовании своего ребёнка.
- Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребёнка и конкретной семьи:
сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных результатах деятельности ребёнка;
получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и мечтах в отношении будущего их ребёнка;
признаём уникальность вклада родителей в прогресс развития их ребёнка, подчёркиваем их родительскую компетентность;
предлагаем родителям объединить усилия в тех направлениях, которые позволят развивать сильные стороны личности ребёнка.
- Уважение разнообразия семей и уникальности каждой из них:
принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными; стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем;
принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.
- Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй: предоставляем всем членам семьи возможность для активного конструктивного участия в жизни группы, делаем всё, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно;
даём родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;
выражаем готовность принимать родителей в группе и детском саду в любое время на протяжении всего дня;
Международные стандарты организации работы с семьёй .
- Педагоги взаимодействуют с родителями как партнёры, обеспечивая им необходимую поддержку. Это позволяет максимально удовлетворить потребности детей, возникающие при обучении и развитии.
- Информация о развитии детей, а также особенности взаимоотношений с детьми и их семьями позволяют педагогам делать выводы о своеобразии группы в целом и учитывать уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка в частности.
Приходя в современный детский сад, родители вправе ожидать от воспитателей и других сотрудников индивидуализированного, ориентированного на ребёнка подхода к обучению, а также партнёрских отношений с сотрудниками детского сада, предполагающих вовлечение родителей и общественности в процесс образования.
Родители вправе сами инициировать такое поведение сотрудников, задавать вопросы, обращаться за информацией, предлагать свои идеи.
Педагоги собирают информацию об интересах, увлечениях, культурных особенностях и профессиях членов семьи, а также поощряют их участие в программе: используют различные виды письменной информации (например, объявления и личные приглашения, бюллетени, информационные листовки и т. п.), для того чтобы сообщить родителям о проектах и мероприятиях, проводимых в группе, и пригласить их принять участие в подобных событиях;поощряют участие семей в организации походов, экскурсий, семейных вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, лагерей, а также мероприятий во время летних или зимних каникул.
Педагоги разделяют с семьёй ответственность за принятие решений относительно обучения детей.
Организация работы с семьями воспитанников.
Связи между семьёй ребёнка и сотрудниками детского сада строятся на доверии.
Организация работы с семьями воспитанников: сбор информации о детях
- Наблюдения за детьми
- Сбор информации о достижениях детей
- Создание портфолио детей
- Стандартизированные отчёты
Принципы взаимодействия
- Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности
- Общий стиль взаимодействия и его содержательную направленность определяет руководитель организации; он знакомит семью с целями и ценностями организации и её корпоративной культурой
- Цель: Сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощьв реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Наиболее сложные области построения детско-родительских отношений.
- Проблема свободы воли ребёнка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого.
- Способы воздействия на поведение ребёнка (проблема поощрений
и наказаний). - Проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями
и рефлексии своего родительского поведения .
Современный детский сад позиционируется как образовательная организация, созданная для оказания помощи и поддержки семье в вопросах воспитания и развития детей. Без понимания и принятия особенностей семейной культуры, без содействия удовлетворению культурно-образовательных потребностей родителей невозможно достижение качества и удовлетворённость населения услугами дошкольного образования.
Решение этих задач требует смены профессиональных позиций педагогов, принятия иных форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
Мы желаем вам, коллеги, удачи на этом сложном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...