Организация и проведение занятий по различным видам продуктивной деятельности в ДОО
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Организация и проведение занятий по различным видам продуктивной деятельности в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация и проведение занятий по различным видам продуктивной деятельности в ДОО | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изобразительная (продуктивная) деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Рисование – это создание рисунков на плоскости листа бумаги с помощью различных изобразительных материалов и техник. Лепка – это создание объемных образов или композиций из различных пластичных материалов (тесто, глина, пластилин). Аппликация – это способ изображения из бумаги и других материалов с помощью последовательного вырезывания, раскладывания и наклеивания на лист основу. Конструирование и ручной труд – создание конструкций и моделей из строительного материала, конструкторов; изготовление объемных подделок из бумаги, картона, природного и бросового материала.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО приказ № 1155 от 17.10.2013г.) представлены пять образовательных областей, все они необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, но именно область «Художественно-эстетическое развитие» обладает мощным потенциалом, который объединяет все области, интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, творческого начала, обобщенных способов создания изображения.
Методы обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей , которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Выбор тех или иных методов и приемов зависит: - от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; - от возраста детей и их развития; - от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, кавыки и умения преподносятся. Дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, лепка и т. п.), то выделяются методы: - наглядные, - словесные, - практические. Это традиционная классификация.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Практические методы – это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения.
Классификация методов ( И. Я. Лернер , М. Н. Скаткин ). Она включает методы обучения: 1) информационно-рецептивный; 2) репродуктивный; 3) исследовательский; 4) эвристический; 5) метод проблемного изложения.
информационно – рецептивный метод включает следующие приемы: рассматривание ; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения . Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов : показ жестом и показ приемов изображения . Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии Полный показ изображения Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе .
Поэтапный показ изображения Изображение предмета происходит совместно с детьми, каждый этап прорисовывается поэтапно. Этот прием используется в том случает если у детей возникают трудности.
Частичный показ изображения В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать.
В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.
Организация занятий
Формы обучения ИД: Занятия Экскурсии Игра Виды занятий по ИД: Одновидовые – на которых дети занимаются каким либо одним видом ИД (проводятся еженедельно) Тематические – занятия на которых дети занимаются 2-3 видами ИД которые объединяются одной темой (например: тема Осень; дети рисуют деревья, лепят грибы и т.д.). (проводятся 1 раз в месяц) Комплексные – занятия на которых дети могут заниматься не только ИД но и петь, танцевать, читать стихотворения, но ведущая задача изобразительная. (проводятся 1 раз в квартал
Типы занятий: определяются характером познавательной деятельности детей на занятии. Сообщение новых знаний (СНЗ) – это тип занятий на котором дети знакомятся с новыми способами отображения. Закрепление полученных знаний (ЗПЗ ) – формируются обобщенные способы изображения. Самостоятельное применение знаний (СПЗ) – на таких занятиях воспитатель включает ребенка в поисковую деятельность (дети самостоятельно ищут новые способы изображения) Творческое применение знаний (ТПЗ) – дети самостоятельно решают поставленную задачу. Примеры: СНЗ – дети учатся рисовать дерево впервые ЗПЗ – дерево под наклоном (дует ветер) СПЗ – дерево береза (новые способы изображения) ТПЗ - сказочное дерево (дети самостоятельно выбирают любую технику)
Формы проведения занятий: Фронтальная (со всей группой) Подгрупповая (2-3 микро группы) Индивидуальная (вне занятия) Экскурсия (со всей группой)
Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями . В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию . Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.
В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала . В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.
Требования к организации занятий в детском саду Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием организуют со всей группой воспитанников в определенное время согласно режиму дня. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятия имеют единые для всех обучающие и воспитательные задачи.
Дети первой младшей группы постепенно приучаются к участию в общегрупповых занятиях. В начале года занятия проводят с небольшими группами. Но материал подготавливается для всех на случай, если кто-то из другой подгруппы захочет присоединиться к занимающимся. По окончании занятий помощник воспитателя одевает детей первой подгруппы, а воспитатель проводит занятия с другой подгруппой. Со второй половины года малыши занимаются все вместе. Воспитатель учит их правильно сидеть, не слишком наклоняясь над столом , рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Постепенно дети приобретают навыки, необходимые при групповом занятии: сидеть спокойно, не мешать другим, аккуратно обращаться с бумагой, пользоваться карандашом и красками по назначению. Продолжительность занятий в первой младшей группе в начале года 5—7 мин. постепенно увеличивается до 10—15 мин.
В последующих возрастных группах в течение всего года регулярно проводят общегрупповые занятия по изобразительной деятельности. Их длительность возрастает во второй младшей и средней группах до 15—20 мин, в старшей — до 30 мин и подготовительной к школе — до 35 мин. На общегрупповых занятиях каждый ребенок имеет определенное место за столом. Столы ставятся в 2—3 ряда. Освещение должно быть слева и хорошо, если сзади, чтобы дети лучше видели, то, что показывают.
Памятка Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности Тема ________ Интеграция образовательных областей __________ Виды изобразительной деятельности ____________ Предварительная работа ______________________ Материал раздаточный __________ демонстрационный _________ Программное содержание: Образовательная ____________ Развивающая _______________ Воспитательная _____________ Ход занятия: Части занятия и время Содержание Примечания 1. Вступительная часть (5-10 мин) 1. Создание интереса к теме - художественное слово -сюрпризный момент -музыка 2. Рассматривание и обследование объекта -игрушка -предметы быта -натура -картины, иллюстрации -образец 3. Показ способов изображения -полный показ -поэтапный показ -частичный показ 4. Двигательная деятельность - физ. минутка; - динамическая пауза. 5. Закрепление способов изображения - повтор последовательности способов изображения (проговаривают дети)
Части занятия и время Содержание Примечания Основная часть (10-12 мин) Продуктивная деятельность см. работа детей. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу с детьми (помощь, указания, показ) Индивидуальная работа проводится не на детских работах Заключительная часть (2-3 мин) Итог занятия Рассматривание и обсуждение детских работ образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов продуктивной деятельности».
Начав работу по данной теме во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»....
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности
Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...
Использование различных видов продуктивной деятельности по теме «Космос».
В данной презентации представлены различные виды продуктивной деятельности, которые можно использовать при изучении темы "Космос" в средней группе....
Конспекты различных видов продуктивной деятельности.
Разные возрастные группы...
«Развитие мелкой моторики и зрительной моторной координации у старших дошкольников через различные виды продуктивные деятельности»
конспект занятий...
Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной кар...