Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ilyushkinoy_n.v._2_1.docx | 59.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Принято на педагогическом совете Структурного подразделения «Детский сад №9 комб. вида» протокол № 14 от «30»08. 2016г. | Утверждено заведующей Структурного подразделения «Детский сад №9 комб. вида» Фоменковой Н.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности педагогов с детьми в соответствии с ФГОС ДО
Илюшкиной Натальи Валерьевны
Первая младшая группа на 2016- 2017 уч.год
Рузаевка 2016
Содержание
№ | Наименование разделов | Стр. |
Содержание | 2 | |
Целевой раздел | ||
1.1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. | 3 |
1.2. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. | 4 |
1.3. | ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ. | 5 |
1.3. | ЗНАЧИМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. | 7 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДИАГНОСТИКА. | 8 |
Содержательный раздел | ||
2.1. | 2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ДО. | 10 |
2.2. | ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ. | 11 |
2.3. | ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ. | 14 |
2.4. | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ. | 18 |
2.5. | ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ. | 20 |
2.6. | МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ. | 20 |
2.7. | ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ (КЛИМАТИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ; | 21 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. | 23 |
3.2. | РЕЖИМ ДНЯ, СТРУКТУРА ОО. | 24 |
3.3. | ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 30 |
I Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «Детство».
Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).
- Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 01.08.2013 г.)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.2. Цели и задачи рабочей программы.
Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно - исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка ; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Задачи программы:
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников;
- осуществление преемственности в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
- организация предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие активности детей в разных видах деятельности.
- создание условий для социально-личностного развития воспитанников, их коммуникативной и социальной компетентности.
- осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы.
Программа ориентированная на современного ребенка. Принципы разработаны на основе стандарта:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Значимые для характеристики особенности развития раннего возраста:
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: — сенсомоторной потребности; — потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми; познавательное общение; вербально- невербальное общение; игровое и деловое общение. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Планируемые результаты освоения программы:
К трем годам: — ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; — использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; — владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; — проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; — обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; — у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Диагностика.
Оценка развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.
II Содержательный раздел
2.1 Учебный план ООП ДО.
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие | Двигательная. | НОД; Подвижные дидактические игры; Подвижные игры с правилами; Игровые упражнения; Игровая; Сюжетные игры; Игры с правилами | 10 минут 3 раза в неделю |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская. | НОД; Наблюдения; Решение проблемных ситуаций; Экспериментирование; Игры с правилами. | 10 мин 1 раз в неделю |
Речевое развитие | Коммуникативная. Чтение художественной литературы. | НОД; Беседа; Речевая ситуация; Ситуативный разговор; Сюжетные игры; игры с правилами. Чтение; Обсуждение; Разучивание | 10 минут 2 раза в неделю |
Художественно- эстетическое развитие | Продуктивный. Музыкально-художественный. | НОД Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; Слушание; Исполнение; Импровизация; Музыкально-дидактические игры. | 10 минут 4 раза в неделю; |
Социально - коммуникативное развитие | Трудовой. | Совместные действия |
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Название раздела | Программы | Методическое пособие |
Социально – коммуникативное развитие. | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г. |
Познавательное развитие. | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г. - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г. |
Речевое развитие. | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. | -Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г. -Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками. -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г. |
Художественно – эстетическое развитие. | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. М.Б. | -О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г. -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г. -И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г. Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г. -Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.Тимофеева Л.Л., Москва, 2012. |
Физическое развитие | Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г. |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
Направление развития | Формы реализации программы | Методы | Приёмы | ||
Совместная деятельность. | Самостоятельная Деятельность. | Взаимодействие с семьёй. | |||
Физическое развитие | Двигательная: -подвижные дидактические игры; -подвижные игры с правилами; -игровые упражнения; -сюжетные игры; -игры с правилами. | -Подвижные игры, -упражнения -самостоятельная двигательная активность. | -Консультации; -мастер – классы; -совместные праздники. | Наглядный. Словесный. Практический | Наглядно-зрительный: -показ физ. упражнений; -использование наглядных пособий; - имитация; -зрительные ориентиры. Наглядно-слуховые: музыка; песня. Тактильно-мышечные: -непосредственная помощь воспитателя; -объяснения, пояснения, указания; -подача команд, распоряжений, сигналов; -словесная инструкция; -повторение упражнений; -проведение упражнений в игровой форме; -проведение упражнений в соревновательной форме. |
Социально – коммуни- кативное развитие. | Игровая: -сюжетно – ролевые игры; -обучающие игры. Трудовая: -совместные действия; Коммуникативная: - беседа; - речевая ситуация; - ситуативный разговор; -сюжетные игры; -игры с правилами; | Сюжетно ролевые игры; -режиссёрские игры; -театрализованные игры; -игры – забавы; | Консультации; информационно – просветительские материалы; -совместное творчество детей и родителей; -родительские собрания. | Наглядный. Словесный. Практический | -показ действий; -рассматривание иллюстраций; - решение проблемных ситуаций; -чтение худ. литературы; -показ действий; - пример взрослого и детей; -разыгрывание коммуникативных ситуаций; -приучение к положительным формам поведения. |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская: -наблюдения; -решение проблемных ситуаций; -игры с правилами. | -самостоятельная деятельность в развивающей среде; -наблюдения; | -Консультации; -инд. беседы; -информационно – просветительские материалы. | Наглядный. Словесный. Практический | -наблюдения; -рассматривание картин; -рассказ; -беседа; -чтение. |
Речевое развитие | -беседы; -рассматривание картин и иллюстраций; -дидактические игры; -чтение худ. лит.; -НОД; -зауч. стихов; -театрализованная деятельность; -дидактические игры; -ролевые игры. | -дид. игры; -сюж. рол. игры; -общение со взрослыми и сверстниками.
| -родительские собрания; | Наглядный Словесный Практический | -рассматривание картин и иллюстраций; -дид. игры. -беседа; -вопросы к детям; -чтение; - заучивание. -речевые игры и упражнения; -артикуляционная гимнастика; -звукоподражание; -инсценирование; -драматизация; -пальчиковая гимнастика. |
Художественно – эстетическое развитие | -НОД (рисование, лепка, конструирование, муз. развитие, ознакомление с худ. лит. и фольклором); -праздники; -развлечения; -музыкально – дидактич. игры; -слушание музыки; -выставка детских работ; -совместная продуктивная деятельность; -инд. работа; -совместная деятельность. | -наблюдения; -самостоят. продуктивная деятельность; -рассматривание книг; -дидактические игры; -самостоятельное конструирование. | -совместные праздники; -консультации; -участие в конкурсах и выставках. | Наглядный. Словесный. Практический | -рассматривание картин и иллюстраций; -дид. игры; -показ способов. -беседа; -объяснение. -упражнения; -игра на муз. инструментах; -исполнение муз движений. |
2.4 Взаимодействие с семьёй.
Месяцы | Содержание работы | Ответственные |
Сентябрь | Родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка к дошкольному коллективу». | Воспитатели. |
Консультации педагогов специалистов. | М.сестра. | |
Октябрь | Консультация: «Психологические особенности детей раннего возраста». | Воспитатели. |
Анкетирование: «Адаптация малышей». | Воспитатели. | |
Ноябрь | Папка-передвижка «Игра и ее значение в жизни ребенка». | Воспитатели. |
Консультация: «Родителям о ФГОС». | Воспитатели. | |
Декабрь | Конкурс новогодних поделок «Новый год шагает по планете». | Воспитатели. |
Консультация «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье». | Воспитатели. | |
Январь | Консультация «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста». | Воспитатели. |
Февраль | Консультация «Отец как воспитаатель». | Воспитатели. |
Папка- раскладушка «Не трогайте, это мое!» | ||
Март | Консультация «Экология одежды для малышей». | Воспитатели. |
Конкурс рисунков «Моя мама - самая лучшая!» | Воспитатели. | |
Апрель | День открытых дверей. Родительский субботник. Уборка помещений и территории. Пожелания и предложения. | Воспитатели. |
Консультация «Как обеспечить безопасность дома ребенка до трех лет». | Воспитатели. | |
Май | Родительское собрание «Об итогах работы за год. О летне- оздоровительной работе. О задачах на новый учебный год». | Воспитатели. |
2.5 Планирование работы с детьми в группе
- Перспективное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя);
- календарное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя).
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
№ | Образовательные области | Совместная деятельность |
Физическое развитие. |
| |
Познавательное развитие. |
| |
Речевое развитие. |
| |
Социально - коммуникативное развитие. |
| |
Художественно - эстетическое развитие. |
|
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).
Климатические условия г. Рузаевка соответствуют умеренному поясу. При оздоровлении детей используются природные факторы – солнце, воздух, вода. Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период − образовательный (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм;
- летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим организации жизнедеятельности детей.
В процессе двигательной деятельности – приобщаются к подвижным и спортивным, народным играм.
В процессе образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают.
В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети изображают зверей, птиц, домашних животных, растения нашего региона и др.
Национально-культурные: этнический состав воспитанников группы: русские, мордва.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.
Содержание дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №9» включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения
Республике Мордовия. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью
их национальной культуры (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи народов живущих в Мордовии).
Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня» (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.
Задачи:
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.
В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.
Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе №2 воспитываются дети из полных и неполных семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне - специальным образованием.
Образовательная область | Задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Мордовского края, стремление сохранять национальные ценности. |
«Познавательное развитие» | Приобщать детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. |
«Речевое развитие» | Развивать речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края. Формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
«Физическое развитие» | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы. |
III Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно - развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:
- доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, она должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды:
Познавательное развитие: имеется необходимый набор дидактических пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности, раздаточный и наглядный материал.
Речевое развитие: в группе оформлен книжный уголок, имеются дидактические игры, пособия с учётом возрастных и педагогических требований.
Художественно – эстетическое развитие: в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности, оборудован уголок по музыкальному воспитанию, имеется оборудование для продуктивной деятельности детей.
Социально – коммуникативное развитие: для игровой деятельности подобран необходимый игровой материал, наборы кукольной мебели и посуды, наборы машин разных видов, дидактические игры, настольно – печатные игры, атрибуты к играм с правилами, сюжетным играм.
Физическое развитие: в группе оборудован физкультурный уголок различным спортивным оборудованием (скакалки, мячи, султанчики, массажные дорожки, атрибуты для подвижных игр).
3.2 Режим дня, структура ОО.
РЕЖИМ ДНЯ
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом МО и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.
Режимные моменты | Время |
Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика | 06.30-08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.30 |
Игры и свободное общение детей | 08.30-09.00 |
Организованная образовательная деятельность | 09.00-09.30 |
Второй завтрак | 09.30-09.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 09.40-11.30 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 11.30-11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50-12.30 |
Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика | |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.45 |
Игры, досуги, кружки | 15.45-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.20-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.40 |
Самостоятельная деятельность, общение по интересам | 17.40-18.30 |
Игры, уход домой | 18.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
НА ТЁПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Режимные моменты | |
Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика | 06.30-08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.30 |
Самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности | 08.30-09.00 |
Второй завтрак | 09.30-09.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 09.40-11.30 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 11.30-11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50-12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры | - 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.45 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 15.45-16.40 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.40-17.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой | 17.10-18.30 |
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. группы №2
(холодный период)
Понедельник
Аппликация/Конструирование_______________9.00
Физическая культура _______________________9.20
Вторник
Развитие речи_____________________________9.00
Музыкальное развитие______________________9.20
Среда
Сенсорика /Математика_____________________9.00
Физическая культура _______________________9.20
Четверг
Конструирование__________________9.00
Физическая культура ______________9.20
Пятница
Окружающий мир/Чтение худ.литературы____________9.00
Музыкальное развитие ______________________9.20
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. младшей группы №2
(теплый период)
Понедельник
Мир музыки _____________________________________________________9.00
Вторник
Физическое развитие _____________________________________________9.00
Среда
Мир музыки _____________________________________________________9.00
Четверг
Физическое развитие _____________________________________________9.00
Пятница
Физическое развитие _____________________________________________9.00
Организация двигательного режима в 1 мл. группе детей 2-3 лет.
Формы организации | Особенности организации | Длительность в минутах |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя гимнастика. | Ежедневно | 5-7 |
Физкультминутка. | Ежедневно по мере необходимости. | 2-3 |
Двигательная разминка в системе НОД | Ежедневно. | 3-4 |
Подвижные игры и упражнения на прогулке. | Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей. | 10-15 |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке. | Ежедневно во время прогулки. | 5-8 |
Оздоровительный бег. | Ежедневно во время утренней гимнастики. | 1 |
Гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам. | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей. | 5-7 |
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. | 3 раза в неделю в зале проводится в первой половине | 10 |
Самостоятельная двигательная деятельность. | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей. | 10-12 |
Схема закаливания
№ | Мероприятия |
1 | Сквозное проветривание в отсутствии детей |
2 | Утренняя гимнастика в проветренном помещении |
3 | Физкультурные занятия |
4 | Умывание прохладной водой В режимных моментах |
5 | Прогулка на свежем воздухе |
6 | Дыхательная гимнастика |
7 | Гимнастика в постели |
8 | Ходьба по “дорожкам здоровья”(коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия) Перед дневным сном и после |
9 | Фитонциды (лук, чеснок) Во время эпидемии гриппа |
3.3 Перечень методических пособий, программно-методическое обеспечение.
Направление развития | Программы | Технологии и методики |
Физическое развитие | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г. | НОД, физкульт.минутки, подвижные игры. |
Познавательное развитие | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г. - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г. | НОД, наблюдение, игры с правилами |
Речевое развитие | -Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г. -Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками. -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г. -Л.Н.Смирнова. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва,2007г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г. | НОД, беседа, сюжетно-ролевые игры, разучивание, пальчиковая гимнастика, драматизация |
Художественно-эстетическое развитие | -О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г. -Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г. -И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г. Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г. | НОД,развлечение, дидактические игры, слушание музыки. |
Социально-коммуникативное развитие | - Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г. -Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г. | НОД, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...