Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему

В программу входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития и включают перспективное планирование воспитательно - образовательной работы по пяти областям:
 
- социально-коммуникативное развитие,
 
- познавательное развитие,
 
- речевое развитие,
 
- художественно-эстетическое развитие,
 
- физическое развитие
 
Программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) .
Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно - исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ilyushkinoy_n.v._2_1.docx59.49 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Принято на педагогическом совете

Структурного подразделения

«Детский сад №9 комб. вида»

протокол № 14

от «30»08. 2016г.

            Утверждено заведующей

        Структурного подразделения

           «Детский сад №9 комб. вида»

               Фоменковой Н.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности педагогов с детьми в соответствии с ФГОС ДО

 

Илюшкиной Натальи Валерьевны

Первая младшая группа на 2016- 2017 уч.год

 

Рузаевка 2016

Содержание

Наименование разделов

Стр.

Содержание

2

Целевой раздел

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

3

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

4

1.3.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

5

1.3.

ЗНАЧИМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

7

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ  ОСВОЕНИЯ  ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДИАГНОСТИКА.

8

Содержательный раздел

2.1.

2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ДО.

10

2.2.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ.

11

2.3.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ.

14

2.4.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.

18

2.5.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.

20

2.6.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

20

2.7.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ (КЛИМАТИЧЕСКАЯ, ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ;

21

III

Организационный раздел

3.1

ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

23

3.2.

РЕЖИМ ДНЯ, СТРУКТУРА ОО.

24

3.3.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

30

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.

Кроме того, учтены концептуальные положения используемой  в ДОУ комплексной программы «Детство».

Основная образовательная программа структурного подразделения «Детский сад № 9 комбинированного вида» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).

- Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 01.08.2013 г.)

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2. Цели и задачи рабочей программы.  

Целью программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно - исследовательскую деятельность и другие формы активности. Программа учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка.

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка ; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Задачи  программы:

- формирование   базы данных  о состоянии  здоровья,   индивидуальных  психофизиологических  особенностях  и резервных  возможностях  организма  воспитанников;

- осуществление   преемственности  в создании  оптимальных  условий,  обеспечивающих  охрану  и укрепление  физического  здоровья  детей,   их  эмоционального благополучия.

- организация предметно -  развивающей среды,  стимулирующей  развитие  активности  детей  в разных видах деятельности.

- создание   условий  для  социально-личностного  развития  воспитанников, их коммуникативной  и социальной  компетентности.

- осуществление  преемственности  детского сада  и семьи  в воспитании  и обучении  детей,  изучение  и активизация   педагогического  потенциала  семьи.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы.

Программа ориентированная на современного ребенка. Принципы разработаны на основе стандарта:

-  поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

 - двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

               

 Значимые для характеристики особенности развития раннего возраста:

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: — сенсомоторной потребности; — потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми; познавательное общение; вербально- невербальное общение; игровое и деловое общение. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

Планируемые результаты освоения программы:

К трем годам: — ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; — использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; — владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; — проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; — обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; — у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Диагностика.

Оценка развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности,  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых)  характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.  Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

        

                                 

    II Содержательный раздел

2.1 Учебный план ООП ДО.

Направление развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная.

НОД;

Подвижные дидактические игры;

Подвижные игры с правилами;

Игровые упражнения;

Игровая;

Сюжетные игры;

Игры с правилами

10 минут 3 раза в неделю

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская.

НОД;

Наблюдения;

Решение проблемных ситуаций;

Экспериментирование;

Игры с правилами.

10 мин 1 раз

в неделю

Речевое развитие

Коммуникативная.

Чтение художественной литературы.

НОД;

Беседа;

Речевая ситуация;

Ситуативный разговор;

Сюжетные игры;

игры с правилами.

Чтение;

Обсуждение;

Разучивание

10 минут 2 раза

в неделю

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивный.

Музыкально-художественный.

НОД

Мастерская

по изготовлению продуктов детского творчества;

Слушание;

Исполнение;

Импровизация;

Музыкально-дидактические игры.

10 минут

4 раза в неделю;

Социально - коммуникативное развитие

Трудовой.

Совместные действия

2.2  Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Название раздела

Программы

Методическое пособие

Социально – коммуникативное развитие.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Авторы:

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

Познавательное развитие.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Авторы:

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г.

Речевое развитие.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Авторы:

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

-Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г.

-Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками.

-Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г.

Художественно – эстетическое развитие.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Авторы:

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. М.Б.

-О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г.

-Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

-И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г.

Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г.

-Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.Тимофеева Л.Л., Москва, 2012.

Физическое развитие

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Авторы:

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г.

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

Направление

развития

Формы реализации программы

Методы

Приёмы

 

Совместная деятельность.

Самостоятельная

Деятельность.

Взаимодействие  с семьёй.

Физическое развитие

Двигательная:

-подвижные дидактические игры;

-подвижные игры с правилами;

-игровые упражнения;

-сюжетные игры;

-игры с правилами.

-Подвижные игры,

-упражнения

-самостоятельная двигательная активность.

-Консультации;

-мастер – классы;

-совместные праздники.

Наглядный.

Словесный.

Практический

Наглядно-зрительный: 

-показ физ. упражнений;

-использование наглядных пособий; - имитация;

-зрительные ориентиры.

Наглядно-слуховые: музыка; песня.

Тактильно-мышечные: 

-непосредственная помощь воспитателя;

-объяснения, пояснения, указания;

-подача команд, распоряжений, сигналов;

-словесная инструкция;

-повторение упражнений;

-проведение упражнений в игровой форме;

-проведение упражнений в соревновательной форме.

Социально – коммуни-

кативное

развитие.

Игровая:

-сюжетно – ролевые игры;

-обучающие игры.

Трудовая:

-совместные действия;

Коммуникативная:

- беседа;

- речевая ситуация;

- ситуативный разговор;

-сюжетные игры;

-игры с правилами;

Сюжетно ролевые игры;

-режиссёрские игры;

-театрализованные игры;

-игры – забавы;

Консультации; информационно – просветительские материалы;

-совместное творчество детей и родителей;

-родительские собрания.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-показ действий;

-рассматривание иллюстраций;

- решение проблемных ситуаций;

-чтение худ. литературы;

-показ действий;

- пример взрослого и детей;

-разыгрывание коммуникативных ситуаций;

-приучение к положительным формам поведения.

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская:

-наблюдения;

-решение проблемных ситуаций;

-игры с правилами.

-самостоятельная деятельность в развивающей среде;

-наблюдения;

-Консультации;

-инд. беседы;

-информационно – просветительские материалы.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-наблюдения;

-рассматривание картин;

-рассказ;

-беседа;

-чтение.

Речевое развитие

-беседы;

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дидактические игры;

-чтение худ. лит.;

-НОД;

-зауч. стихов;

-театрализованная деятельность;

-дидактические  игры;

-ролевые игры.

-дид. игры;

-сюж. рол. игры;

-общение со взрослыми и сверстниками.

 

-родительские собрания;

Наглядный

Словесный

Практический

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дид. игры.

-беседа;

-вопросы к детям;

-чтение;

- заучивание.

-речевые игры и упражнения;

-артикуляционная гимнастика;

-звукоподражание;

-инсценирование;

-драматизация;

-пальчиковая гимнастика.

Художественно – эстетическое развитие

-НОД (рисование, лепка, конструирование, муз. развитие, ознакомление с худ. лит. и фольклором);

-праздники;

-развлечения;

-музыкально – дидактич. игры;

-слушание музыки;

-выставка детских работ;

-совместная продуктивная деятельность;

-инд. работа;

-совместная деятельность.

-наблюдения;

-самостоят. продуктивная деятельность;

-рассматривание книг;

-дидактические игры;

-самостоятельное конструирование.

-совместные праздники;

-консультации;

-участие в конкурсах и выставках.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дид. игры;

-показ способов.

-беседа;

-объяснение.

-упражнения;

-игра на муз. инструментах;

-исполнение муз движений.

 


2.4 Взаимодействие с семьёй.

Месяцы

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

Родительское собрание на тему: «Адаптация ребенка к дошкольному коллективу».

Воспитатели.

Консультации педагогов специалистов.

М.сестра.

                                    Октябрь

Консультация: «Психологические особенности детей раннего возраста».

Воспитатели.

Анкетирование: «Адаптация малышей».

Воспитатели.

Ноябрь

Папка-передвижка «Игра и ее значение в жизни ребенка».

Воспитатели.

Консультация: «Родителям о ФГОС».

Воспитатели.

Декабрь

Конкурс новогодних поделок «Новый год шагает по планете».

Воспитатели.

Консультация «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье».

Воспитатели.

Январь

Консультация «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста».

Воспитатели.

Февраль

Консультация «Отец как воспитаатель».

Воспитатели.

Папка- раскладушка «Не трогайте, это мое!»

Март

Консультация «Экология одежды для малышей».

Воспитатели.

Конкурс рисунков «Моя мама - самая лучшая!»

Воспитатели.

Апрель

День открытых дверей. Родительский субботник. Уборка помещений и территории. Пожелания и предложения.

Воспитатели.

Консультация «Как обеспечить безопасность дома ребенка до трех лет».

Воспитатели.

Май

Родительское собрание «Об итогах работы за год. О летне- оздоровительной работе. О задачах на новый учебный год».

Воспитатели.


2.5 Планирование работы с детьми в группе

- Перспективное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя);

- календарное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя).

2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Образовательные области

Совместная деятельность

Физическое развитие.

  • Прием детей на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Закаливание в повседневной жизни
  • Физминутки на занятиях
  • Физкультурные занятия
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна Физкультурные досуги.

Познавательное развитие.

  • Занятия познавательного цикла
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Индивидуальная работа.

Речевое развитие.

  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Обсуждения прочитанного
  • Инсценировка литературного произведения
  •  Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

Социально - коммуникативное развитие.

  • Утренний прием детей, индивидуальная работа
  • Совершенствование культуры поведения за столом.
  • Совершенствование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие.

  • Занятия по музыкальному  воспитанию и изобразительной деятельности
  • Музыкальные досуги
  • Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных.

2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).

Климатические условия г. Рузаевка соответствуют умеренному поясу. При оздоровлении детей используются природные факторы – солнце, воздух, вода.      Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,   график образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов:

- холодный  период − образовательный (сентябрь-май), составляется  определенный режим дня и расписание организованных  образовательных  форм; 

- летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой  режим организации жизнедеятельности детей.

В процессе двигательной деятельности – приобщаются к подвижным и спортивным, народным играм.

В процессе образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию  дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают.

В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети  изображают зверей, птиц, домашних животных, растения нашего региона и др.

Национально-культурные: этнический состав воспитанников группы: русские, мордва.

Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.

Содержание дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №9»  включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения

Республике Мордовия. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью

их национальной культуры (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи народов живущих в Мордовии).

Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня»  (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.

Задачи:

- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.

Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.

В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.

Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе №2 воспитываются дети из полных и неполных семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне - специальным образованием.

Образовательная область

Задачи

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать у детей  дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Мордовского края,  стремление сохранять национальные ценности.

«Познавательное развитие»

Приобщать  детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

«Речевое развитие»

Развивать  речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы.

«Художественно-эстетическое

развитие»

Приобщать  детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

«Физическое развитие»

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы.

III Организационный раздел

3.1 Оформление предметно-пространственной среды.

Организация развивающей среды в  ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно - развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:

- доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, она должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды: 

Познавательное развитие: имеется необходимый набор дидактических пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности, раздаточный и наглядный материал.

Речевое развитие: в группе оформлен книжный уголок, имеются дидактические игры, пособия с учётом возрастных и педагогических требований.

Художественно – эстетическое развитие: в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности, оборудован уголок по музыкальному воспитанию, имеется оборудование для продуктивной деятельности детей.

Социально – коммуникативное развитие: для игровой деятельности подобран необходимый игровой материал, наборы кукольной мебели и посуды, наборы машин разных видов, дидактические игры, настольно – печатные игры, атрибуты к играм с правилами, сюжетным играм.

Физическое развитие: в группе оборудован физкультурный уголок различным спортивным оборудованием (скакалки, мячи, султанчики, массажные дорожки, атрибуты для подвижных игр).

3.2 Режим дня, структура ОО.

РЕЖИМ ДНЯ

ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 №26 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными  Приказом МО и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.

Режимные моменты

Время

Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика

06.30-08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.30

Игры и свободное общение детей

08.30-09.00

Организованная образовательная деятельность

09.00-09.30

Второй завтрак

09.30-09.40

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

09.40-11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.30-11.50

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

Закаливающие мероприятия, релакс. гимнастика

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.45

Игры, досуги, кружки

15.45-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка  

16.20-17.15

Подготовка к ужину, ужин

17.15-17.40

Самостоятельная деятельность, общение по интересам

17.40-18.30

Игры, уход домой

18.30

РЕЖИМ ДНЯ

НА ТЁПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА

Режимные моменты

Приём, осмотр, игры Утренняя гимнастика

06.30-08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.30

Самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности

08.30-09.00

Второй завтрак

09.30-09.40

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

09.40-11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.30-11.50

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры

-

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.45

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

15.45-16.40

Подготовка к ужину, ужин

16.40-17.10

Подготовка к прогулке, прогулка,  игры, уход домой

17.10-18.30

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. группы №2

(холодный период)

          Понедельник

Аппликация/Конструирование_______________9.00

Физическая культура _______________________9.20

      Вторник

Развитие речи_____________________________9.00

Музыкальное развитие______________________9.20

Среда

Сенсорика /Математика_____________________9.00

Физическая культура _______________________9.20

Четверг

Конструирование__________________9.00

Физическая культура ______________9.20

Пятница

Окружающий мир/Чтение худ.литературы____________9.00

Музыкальное развитие ______________________9.20

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 1 мл. младшей группы №2

(теплый период)

          Понедельник

Мир музыки _____________________________________________________9.00

      Вторник

Физическое  развитие _____________________________________________9.00

Среда

Мир музыки _____________________________________________________9.00

Четверг

Физическое  развитие _____________________________________________9.00

Пятница

Физическое  развитие _____________________________________________9.00

Организация двигательного режима в 1 мл. группе детей 2-3 лет.

Формы организации

Особенности организации

Длительность в минутах

Физкультурно-оздоровительная работа

Утренняя гимнастика.

Ежедневно

5-7

Физкультминутка.

Ежедневно по мере необходимости.

2-3

Двигательная разминка в системе НОД

Ежедневно.

3-4

Подвижные игры и упражнения на прогулке.

Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей.

10-15

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке.

Ежедневно во время прогулки.

5-8

Оздоровительный  бег.

Ежедневно во время утренней гимнастики.

1

Гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам.

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей.

5-7

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

3 раза в неделю в зале проводится в первой половине

10

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей.

10-12

Схема закаливания

Мероприятия

1

Сквозное проветривание в отсутствии детей

2

Утренняя гимнастика в проветренном помещении

3

Физкультурные занятия

4

Умывание прохладной водой

В режимных моментах

5

Прогулка на свежем воздухе

6

Дыхательная гимнастика

7

Гимнастика в постели

8

Ходьба по “дорожкам здоровья”(коврик с шипами,  ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия)

Перед дневным сном и после

9

Фитонциды (лук, чеснок) Во время эпидемии гриппа

3.3 Перечень методических пособий, программно-методическое обеспечение.

Направление развития

Программы

Технологии и методики

Физическое развитие

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:развитие движений, Москва,2010г.

НОД, физкульт.минутки, подвижные игры.

Познавательное развитие

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:первые шаги в математику. Москва,2010г.

НОД, наблюдение, игры с правилами

Речевое развитие

-Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2010г.

-Л.Л.Тимофеева. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками.

-Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

-Л.Н.Смирнова. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва,2007г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва,2012г.

НОД, беседа, сюжетно-ролевые игры, разучивание, пальчиковая гимнастика, драматизация

Художественно-эстетическое развитие

-О.Г.Жукова.Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Москва,2007г.

-Т.М.Бондаренко. Комплекс занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж,2007г.

-И.А.Лыкова.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва,2008г.

Г.И.Винникова.Занятия с детьми 2-3лет. Москва,2010г.

НОД,развлечение, дидактические игры, слушание музыки.

Социально-коммуникативное развитие

- Г.И.Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет:социальное развитие,окружающий мир. Москва,2009г.

-Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2012г.

НОД, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...