Проект "Народный Костюм".
проект (младшая группа) на тему
Проект Проект "Народный Костюм".
Вторая младшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnyy_kostyum.docx | 265.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий образовательный проект
второй младшей группы «Жар-птица»
«Русский народный костюм».
Паспорт проекта:
Вид проекта | информационно-познавательный, творческий |
Тип проекта | коллективный |
Участники | педагоги ДОУ, обучающиеся дошкольного возраста, родители |
Продолжительность | долгосрочный |
Условия реализации | детский сад – открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада |
Среда реализации | развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности |
Направление деятельности | практически-действенное: организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками. |
Актуальность.
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Именно в этом возрасте, как отмечает Б. Н. Неменский «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа». Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Особенно ярко это отражено в русском народном костюме. Русский народный костюм – это кладезь народной мудрости, таланта, одаренности, трудолюбия русского человека.
Русский народный костюм вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и модельеров. О нем пишут книги, статьи, это чистый родник, из которого хочется черпать вдохновение.
Красочный народный костюм воспитывает художественный вкус, раскрывает характер русского человека. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, яркий, самобытный элемент культуры.
Цель проекта: Знакомство с русским народным костюмом - как частью национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении.
Привить интерес к русской крестьянской культуре, ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным истокам.
Познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями.
Научить узнавать русский народный костюм, дать понятия некоторых деталей костюмов.
Закрепить понятие «орнамент».
Совершенствовать изобразительные умения и навыки, умение работать с различным материалом.
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей через развитие интереса к народным традициям.
Развивать воображение, творчество.
Расширить и обогатить словарный запас детей.
Продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать у подрастающего поколения духовные и нравственные ценности (национальную гордость, уважение к прошлому народа), толерантного отношения к культурным традициям других народов.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие».
«Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Формы и методы организации проекта:
-познавательно-исследовательская деятельность,
-продуктивная деятельность,
-учебно-игровая деятельность,
-коммуникативно-диалоговая деятельность.
Итоговый продукт:
Создание книжек- малышек на тему «Русские узоры». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки».
Прогнозируемый результат:
обучающиеся научатся находить и узнавать русский народный костюм на картинках, книжных иллюстрациях, среди других костюмов.
Узнавать русский народный костюм, называть некоторые детали костюмов.
изображать основные орнаменты русского народного костюма.
получать практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
Проблема (мотивация):
Приход в группу матрешек в ярких сарафанах. Просят у детей узнать, почему они так раскрашены, и почему все в разных костюмах.
Задачи воспитания и обучения.
Познакомить детей с народным костюмом.
Научить отличать народный костюм от современной одежды.
Познакомить с элементами украшения русского костюма.
Способствовать возникновению у детей желания наряжаться в народный костюм.
Содержание
Рассматривание с детьми народного костюма на кукле. Любование красотой народного костюма, рассматривание его элементов: фартук, украшение, вышивка.
Рассматривая мини-музей в группе, дети узнают о существовании вариантов русского народного костюма. Дети узнают о том, что изготовление одежды в старину - женское дело. Знакомятся с процессом изготовления одежды в прошлом и в современных условиях. Рассматривают костюмы для детей и взрослых: особенности, отличия, сходство. Отмечают красоту костюма, мастерство его изготовителей и обереговое значение.
Участники проекта | Результаты проекта |
Дети | Знакомство с историей русского народного костюма. Обогащение знаниями о русской национальной культуре, об обычаях и традициях, фольклоре. Знакомство с художественными произведениями. Расширение практических навыков, необходимых в декоративно-прикладном искусстве. Развитие познавательных и творческих способностей во всех видах деятельности. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Воспитание любви к родным русским истокам. |
Педагоги | Партнерство с родителями, сближение в признании и понимании потребностей и трудностей друг друга. Возможность использования разработанного проекта как новой формы образовательной деятельности и интегрированного метода обучения детей. Повышение профессиональной педагогической компетентности. |
Родители | Переход от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ. Возможность сотворчества. Оптимистический стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Обогащение детско-родительских отношений в семьях обучающихся опытом совместной творческой деятельности. |
Планирование воспитательно–образовательной работы.
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействия с родителями/социальными партнерами |
1 | 2 | 3 | 4 |
Познавательное развитие | Рассматривание картинок с русскими народными игрушками. «В гости к нам пришла матрешка». Д.игра «Что сначала, что потом». Чтение Русских народных сказок. Рассматривание русских народных костюмов на иллюстрациях в книгах. Беседа «О русском быте», разучивание русских народных загадок. Исследование русского народного костюма на кукле. Просмотр презентации «Русский праздничный народный костюм» Дидактическая игра «Русский народный костюм» Дидактические игры: «Оденем куклу», «Чудесный сундучок». Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Игра «Путешествие в прошлое одежды. | В книжный уголок – книги с русскими народными сказками, потешками. Около фланелеграфа выставлены Матрешки разного размера. Рассматривание иллюстраций в книжках с русскими народными сказками. Дид. Игра «Разбери матрешку». Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением людей в народных костюмах. | Роль матрешки в развитии ребенка – консультация. Заучивание с ребёнком поговорки объяснение её смысла. |
Речевое развитие | Беседы об истории одежды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок. Игра-занятие «Знакомство с матрешкой» - детальное рассматривание, вопросы, Дид.Игра «Расскажи сказку». активизация речи. | «Что сначала, что потом». Настольная игра «Русские узоры». Внесение заводных игрушек, неваляшек, матрёшек. Театр на фланелеграфе –«Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». | Советы «Русские народные песенки и потешки для чтения и прослушивания дома» |
Физическое развитие | Пальчиковие гимнатики на основе русского народного фольклора. Утренняя гимнастика. Бодрящая гимнастика. Закаливающие мероприятия. Хороводная игра. Пузырь. Игра «У медведя во бору» Разучивание народных подвижных игр, игр-забав. Пальчиковая игра «По дубочку постучишь...», «пальчик пальчик». Прогулка: (П/игры) «У медведя во бору», (П/игры)Полетали как птички, Лохматый пес. Прогулка (подвижные игры): Хоров.игра «Каравай»,Лохматый пес, У медведя у бору, Зайка. | Картинки – разные мячи. Дорожка здоровья. Атрибуты для подвижных игр В физкультурный уголок – мячи, корзина. Атрибуты для подвижной игры – руль и маски птичек. | Консультация «развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» |
Социально-коммуникативное развитие | Знакомство с трудом прачки (целевое посещение прачечной). Сюжетно – ролевые игры «У ослика день рождения», «Одень куклу» , «Масленица». Беседа: «Сравнение современной и старинной одежды». «Кто делает матрёшек?». Дидактические игры : «Русские узоры», «Что сначала, что потом», «Да-Нет», Тетрализация «Теремок», «Колобок». | Игра «Какое у тебя настроение». Рассматривание русского народного костюма. Примерка русского народного костюма. | Папка- картотека игр «Пальчиковые игры на основе русского фольклора». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Сарафан для матрешки». Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев. Обучение игре на шумовых народных инструментах. Использование русских народных песен и танцев. Прослушивание аудиозаписи. Русск.народные песенки, потешки. Рассматривание репродукций картин известных художников. Аппликация «Русские народные узоры». Аппликация «Дымковская игрушка». Аппликация «Платочек». Рисование «Кокошник». Апликация «Русский народный сарафан». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки». Раскраски «Русские народные костюмы». Игра – занятие «Матрешки-затейницы» | Пополнить уголок худ.творчеста – карандаши, восковые мелки, трафареты, раскраски- матрешки, неволяшки. | Нарисовать иллюстрацию к своей пословице. |
Этапы проекта
1этап: подготовительный:
- постановка проблемной ситуации перед детьми;
- совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»;
- создание соответствующей развивающей среды;
- чтение художественной литературы;
- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
2 этап: исследовательский:
- постановка проблемы вместе с детьми;
- чтение познавательной литературы;
- знакомство с обрядами и обычаями, народными играми;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап: заключительный:
- Создание коллективной работы на тему «Масленица».
- Выпуск альбома «Пословицы и поговорки», создание книжек-малышек.
Планирование проекта по образовательным областям
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно – эстетическое развитие | |
ОО «Музыка» | ОО «Художественное творчество» | |||
Просмотр презентации «Русский праздничный народный костюм ». Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением людей в народных костюмах. Дидактическая игра «Русский народный костюм»
Дидактические игры: «Оденем куклу», «Чудесный сундучок». Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. | Игра «Путешествие в прошлое одежды. Беседы об истории одежды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок. | Разучивание народных подвижных игр, игр-забав. | Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев. Обучение игре на шумовых народных инструментах. Использование русских народных песен и танцев. | Рассматривание репродукций картин известных художников. Аппликация «Русские народные узоры». Аппликация «Дымковская игрушка». Рисование «Кокошник». Аппликация «Русский народный сарафан». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки». Раскраски «Русские народные костюмы». |
Все новые знания и умения детей, полученные на занятиях в ДОУ, закреплялись в семьях.
Цель данного проекта: знакомство с русским народным костюмом - как частью национальной культуры русского народа.
В помещении группы была организована выставка, на которой были представлены:
картинки, иллюстрации с изображением людей в русской народной одежде,
куклы в русских национальных костюмах,
детские книги-сказки, герои которых изображены в национальной одежде,
русская народная одежда.
Приложение 1.
Народные пословицы и поговорки
В тесноте, да не в обиде.
Что посеешь, то и пожнешь.
Играй, играй, да дело знай.
Труд человека кормит, а лень портит.
Окончил дело — гуляй смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время, потехе час.
Долог день до вечера, если делать нечего.
Кто не работает, тот не ест.
Умелые руки не знают скуки.
Терпение и труд все перетрут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Не спеши языком, спеши делом.
За всякое дело берись умело.
Семеро одного не ждут.
Наш пострел везде поспел
Всё готово, да бестолково
Поспешишь – людей насмешишь
При солнышке тепло, при матери добро.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
Скороговорки русские народные для детей.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Течет речка,
Печет печка,
Течет речка,
Печет печка!
Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё не спишь, шуршишь.
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Приложение 2.
Русские народные загадки
В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Ответ: Плод с семенами)
Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Ответ: Игла)
Без рук, без топоренка, построена избенка. (Ответ: Гнездо)
Без рук, без ног, а ходить умеют. (Ответ: Часы)
Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. (Ответ: Лук)
Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. (Ответ: Корова)
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
Никого она не обижает, А её все толкают. (Ответ: Дверь)
Когда одна другой касается – Хлопок получается. (Ответ: Ладони)
С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Ответ: Лампочка)
Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел (кот).
Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти. (Котёнок)
Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет –
Она знать дает. (Собака)
Приложение 3.
Русские народные пальчиковые игры
*******
По дубочку постучишь –
Вылетает синий чиж.
У чижа, у чиженьки –
Хохолочек рыженький.
А на лапке маленькой –
Сапожочек аленький.
Чиж над городом летал
И головкою кивал.
*******
"Пять братьев - пальчиков"
Раз, два, три, четыре, пять (Собираем пальчики в кулачок.)!
Вышли пальчики гулять! (На каждую строчку отгибаем один пальчик ):
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну а этот лишь глядел!
*******
Идут четыре братца навстречу старшему.
-Здравствую большак!
-Здорово указка,
(соединить с большим указательный пальчик)
Мишка - середка,
(соединить с большим средний пальчик)
Гришка - сиротка,
(соединить с большим безымянный пальчик)
Да крошка - Тимошка!
(соединить с большим мизинчиком)
*******
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
(показывает, где глазки.)
Какие у Ванечки ручки!
(показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки!
( показывает, где ножки.)
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
*******
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать, (Разогните большой пальчик малыша)
Этот пальчик лег в кровать, (Разогните указательный пальчик малыша)
Этот пальчик прикорнул, (Разогните средний пальчик малыша.)
Этот пальчик уж уснул! (Разогните безымянный пальчик малыша.)
А последний – пятый пальчик(Потеребите мизинчик за кончик.)
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже! (Положите мизинчик рядом с другими пальчиками.)
*******
Замок
Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.
На двери висел замок (Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.)
Да никто открыть не мог(пожимаем плечиками).
Потянули (Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны),
Покрутили (Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой),
Постучали (Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга)
И открыли (Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.).
Приложение 4.
Физкультурные минутки ( на основе русских народных потешек)
Ванька-встанька
Ванька-встанька (Наклоны в стороны),
Приседай-ка (Приседания).
Непослушный ты какой (Прыжки на месте)!
Нам не справиться с тобой (Хлопки в ладоши)!
Три медведя
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был –
С погремушками ходил.
Весёлые матрёшки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки-ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки-ладушки.
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки-ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки-ладушки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки-ладушки.
Приложение 5.
Зрительная гимнастика.
Любопытная Варвара (Движения глазами влево-вправо)
Смотрит влево, смотрит вправо (Движения глазами влево-вправо),
А потом еще вперед (Глаза держать прямо),
Тут немного отдохнет (Прикрыть глаза).
А Варвара смотрит вверх (Глаза поднять вверх),
А потом и ниже всех (Глаза опустить вниз).
Возвращается обратно (Глаза держать прямо),
Расслабление приятно (Прикрыть глаза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Выбор костюма для ребенка. Костюм "Роза".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11020031","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]Выбор костюма для ребенка — это всегда вызов, ведь хочется под...
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"
Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...