публикация
материал (старшая группа)
Публикация на тему:" Развитие речи у детей старшего возраста в свободной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
публикация | 21.16 КБ |
публикация | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности
Вьюнова Н.В., воспитатель
старшей группы
МДОУ №1 «Звездочка»
Саратовская обл., г. Красный Кут.
ПЛАН
1.Речь как средство общения.
2.Условия для речевой деятельности.
3.Активизация словаря.
4.Работа с родителями.
«Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок: все зернисто,
крупно, как сам жемчуг – и право,
иное название, еще драгоценней самой вещи…
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Одной из наиболее важных ступеней в овладении речью является дошкольный возраст. Несколько позднее она станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.
Обогащается словарь, осваивается фразеология. Ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания , многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Первоначально ребенок выражает свои чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежах, временных родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и иногда образует совершенно новые слова. К семилетнему возрасту дети владеют, в основном, важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорной речи. Иными словами, дети владеют родным языком через разговор. Вот почему важны условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Развитие ребенка – не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства. В понятие «развивающая речевая среда» - входят также дидактические наглядные материалы, с использованием которых вы должны увидеть самостоятельность детей, развитие бесед между ними. Также вам необходимо привлекать к подбору материала родителей, рекомендовать какой именно дидактический материал может быть использован в семье с учетом, индивидуальных способностей ребенка. У детей разный уровень развития речи: одни свободно распоряжаются своим словарным запасом, другие же имеют небольшой активный словарный запас при наличии значительного пассивного (понимаемого) словаря.
Беседуя с детьми, обсуждая какие-либо события, слушая рассказы детей об игрушках, по картинкам, просматривается невыразительность однотипных детских ответов: «картина хорошая, она мне понравилась», «игрушка хорошая, она мне понравилась», и т.п. В речи очень мало синонимов, практически отсутствовали антонимы. Для того чтобы выяснить насколько у детей сформировалось умение точно употреблять слова, необходимо использовать многозначительные слова. Например «кисти», «замок», «легкий», и т.д. В этом случае составление словосочетаний и предложений вызывает определенные трудности, так как реализуется одно из значений слова. Для того чтобы дети научились подбирать синонимы и антонимы, для развития использовать методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Также необходимо применять в работе ассоциативный метод. Из опыта работы воспитателем известно, что в начале учебного года задания на подбор синонимов и антонимов представляют для ребенка большие трудности. Однако постепенно появляются положительные результаты. Многие дети начинают справляться с заданиями. Например, проводя игры: «как можно сказать по другому», «Наоборот» (игра по развитию воображения- РТВ). Для развития словаря детей, для того, чтобы познавая мир, они продолжали устанавливать качество предметов и явлений их взаимосвязей, проводятся игры : «Хорошо- плохо», «Камень, брошенный в пруд».
Дети получают большое удовольствие от разгадывания загадок. Используя этот интерес, надо предложить детям, самим придумывать загадки. Дети, опираясь на полученные ими ранее знания, на личный опыт, сами составляют загадку. С малых лет детям читают потешки – перевертыши. Например : « Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста; сел задом – наперед и поехал в огород». Дети смеются, услышав такие нелепицы, так как знают, что не бывает лошади без хвоста. Большой интерес у детей вызывает совместное сочинение перевертышей- нелепиц.
Для активизации словаря используются дидактические игры и упражнения, как на занятиях, так и в свободное время. Например: «Кто заметит больше ?» «Кто скажет иначе?». В старшем дошкольном возрасте у детей формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь точной, порой и образной. В этом возрасте дети должны усвоить основные грамматические формы. Ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, предметах и явлениях действительности, их отношениях.
Детям нравится игра : «Угости друзей». Она учит детей употреблять имена существительные в родительном падеже. Также нравится придумывать клички животным, оценивая их внешний вид или поведение: Тигренок - «Полосатик», медвежонок – «Косолапик». Дети редко используют глаголы в сослагательном наклонении. Чтобы правильно и чаще употреблять их в своей речи можно предложить игру «Фантастические гипотезы» (РТВ: «Что было бы, если б не было воды»). Дети выдвигают самые неожиданные гипотезы. Очень помогают игры « Измени меня!» (лиса - лисица-лисенок- лис); «Сколько нас»; «Определи про кого сказано?». «Чье это?» и т.п. Эффективен метод составление рассказов по картинкам. Открывая картинку за картинкой дети составляют сюжет. Этот метод дает детям представление о структуре связанного мышления, о соединении между собой частей текста.
Рассказы из опыта, придумывание сказок, потешек, скороговорок, дают детям возможность содержательно, связанно, грамматически правильно и последовательно излагать мысли.
Развитие речи детей происходит на занятиях, в различных видах деятельности, в семье. Постоянно происходит работа со словом, незаметно для посторонних глаз не прекращается она в течение дня. Большую помощь в этой работе должны оказывать родители. Необходимо советовать родителям вести записи с высказываниями ребенка, составленными им рассказами. Рекомендация родителям чтение произведений художественной литературы по возрасту ребенка обязательно. Только совместными усилиями можно воспитать личность, думающую по новому; личность, которая имеет свое мнение, ясно излагает и отстаивает его; но, и также, умеет слушать и слышать мнение собеседника.
Список использованных источников:
- Ефименкова У.М., Грибанова Г.В., Московкина А. Г., Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) М., 1985.
- Журнал « Дошкольное воспитание» №9 – 1993, №9 – 1998.
- Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. « Мозаика синтез», М., 2005.
Предварительный просмотр:
Вьюнова Наталия Владимировна
воспитатель детского сада №1 "Звездочка"
г.Красный Кут
Значение экологического воспитания дошкольников.
"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого взрослый сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам , хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...