Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для младших дошкольников.
методическая разработка (младшая группа) на тему

 Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания. 
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное пособие

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для младших дошкольников.


Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания. 
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:

1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус - крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. 

Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:

1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

3. Воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:

1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;

2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;

3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;

4. развить способность детей действовать самостоятельно.

В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя.

Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.

Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь, мой опыт поможет и Вам!

Игра «Найди такое же колечко».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

C:\Users\Администратор\Desktop\20170603_191201.jpg

Игра «Собери чайник».

Дидактическая задача. Учить составлять целое из частей. Закрепление представлений о цвете, развитие внимания, памяти, мышления.

C:\Users\Администратор\Desktop\20170603_191805.jpg

Игра «Подбери крышку»

Цель: Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

C:\Users\Администратор\Desktop\1\20170603_192002.jpg

Игра «Найди пару»

Цель: Учить зрительно находить, называть и соотносить предметы и их пару

C:\Users\Администратор\Desktop\1\20170603_190601.jpg

Игры с прищепками.

Цель: Развивать творческое мышление и воображение. Формировать умения и навыки при создании игр с прищепками, развивать  мелкую моторику, закрепить основные цвета, счёт в пределах 10.

C:\Users\Администратор\Desktop\20170603_190940.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170531_075252.jpg

Игра «почини одежду»

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами, составление геометрических фигур из данных, учить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закреплять знания детей о величине и цвете предметов.

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_165154.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_165051.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_170227.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_170301.jpg

Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_165412.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_165701.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\20170603_191315.jpg

Игра «Подбери по цвету»».

Дидактическая задача. Закреплять представления цветах, учить находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

C:\Users\Администратор\Desktop\ФОТО\20170522_170111.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\20170522_170600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.

В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Эти задачи так...

Дидактические игра своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников. "Наряди матрешку".

Дидактическая игра «Наряди матрёшку» Цель: формирование основных математических навыков.Задачи:Учить детей запоминать геометрические фигуры.Обучать группировке предметов по цвету...

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младшей группы детского сада

Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ по сенсорному воспитанию (для детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Подборка дидактических игр своими руками по сенсорному воспитанию поможет педагогам групп раннего и младшего дошкольного возраста организовать интересную деятельность детей в течении дня....

Мастер – класс. Тема: «Дидактические игры своими руками для сенсорного развития детей младшего возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для младшего возраста

Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания...

Картотека дидактических игр своими руками по сенсорному воспитанию детей с аутистической симптоматикой.

Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт, одновременно, с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а такж...