"Мое Красивомечье"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Мое Красивомечье
Предварительная работа:
Экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями Ефремовского музея И. Бунина. Посещение краеведческого музея и музея завода СК с целью ознакомления с жизнью наших предков. Беседы о городе, о Ефремовском крае, о людях, живущих в нашем городе.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города, картин художников А. Мальцова, Н. Майорова. Рисование «Мой город», «Вечерний Ефремов», «Ты, Ефремов, ты – наша Родина». Заучивание наизусть стихов ефремовских поэтов: В. Макшанов, Н. Титов, С. Жигалин, П. Бабаева, К. Трофимова, Т. Беренчик и др.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Группа оформлена в ефремовском стиле: рушники, плетень, посуда, макеты домов, куклы в народных костюмах. На стене – карта России, карта Тульской области, символика – герб и флаг России и города Ефремова.
Звучит народная музыка. Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Ведущая. Ребята, о чем говорится в стихотворении?. Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его Зоя Александровна.
- Подумайте, что такое для вас – Родина? (ответы детей)
Ведущая. Родина для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Ребенок читает стихотворение.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
Ведущая. Наша Родина – это Россия, страна, где мы с вами живем. Она самая большая в мире.
- Кто покажет ее на карте? (дети показывают по очереди)
- Но Россия не всегда была такая большая, вы знаете, что раньше люди жили племенами, чем они занимались?
Дети по очереди выходят и ставят картинки с изображением различных ремесел и рассказывают:
- Племя, которое жило у реки, занималось рыболовством;
- Племя, которое жило в поле, пахало землю, сеяло пшеницу, рожь;
- Племя, которое жило в лесу, охотилось на зверей.
- Многие племена занимались изготовлением орудий, посуды, одежды.
Ведущая. Правильно, и все племена между собой обменивались своим товаром.
- Но для защиты от врагов решили все племена объединиться, и стали называться славяне. И свою Родину решили назвать Русь, так постепенно возникло государство русское – Россия.
Ребенок читает стихотворение: (Н. Забила)
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля.
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый!
Ведущая. Посмотрите на карту России, здесь много городов, много республик. Но среди них есть и наш край родной Тульский. Кто покажет его на большой карте? (дети показывают по очереди)
- Ребята, а какие города нашего края или страны вы еще знаете? (дети называют: Тула, Алексин, Новомосковск, Венев, Белев, Москва, Орел, Рязань и др.)
- А какой главный город нашей страны? (Москва – столица нашей Родины)
- А главный город Тульской области? (Тула – главный город нашей области)
Ребенок читает стихотворение «Любимый Ефремов» Т. Беренчик
Любимый Ефремов
Наш город родной!
Стоишь на холме
Над Красивой Мечой.
Промышленный Центр
Тульской земли
Овеяны славой дороги твои!
Расти, развивайся,
Вовек не старей. Мы вырастим –
Станем опорой твоей!
Ведущая. Ребята, а почему наш край называют Красивомечье? (потому что у нас протекает река Красивая Меча)
- Да, наша река – Красивая Меча, в ней водится много рыбы.
Ведущая. Но много веков назад еще не было ни города, ни края, а по указу царицы Екатерины селились на берегу реки Мечи люди и строили здесь охранные посты для защиты границ Государства Русского. И построили на крутом берегу деревню и назвали ее Офремовский город. По преданию в честь Офрема – атамана, защищавшего местных крестьян от татарских набегов. Легенды об Офреме долго помнили его земляки. Поэтому город унаследовал имя благородного разбойника – это Ефремов. Город расширялся, строились дома, магазины, школы, детские сады, больницы, заводы и, наконец, железная дорога для перевозки грузов.
- Ребята, а какая улица главная в нашем городе? (улица Ленина – главная улица Ефремова, которая плавно переходит в улицу Тульское шоссе)
- А что сейчас находится на главной улице? (большие и красивые дома, парк отдыха им. И. Бунина, большой и красивый фонтан, музей завода СК, красивый автовокзал и железнодорожный вокзал, Дворец культуры, бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс, детские площадки, много магазинов).
А что еще есть в нашем городе, какие заводы, предприятия, где работают ваши родители? (В Ефремове есть маслосыродельный комбинат, где делают сметану, творог, кефир, сливочное масло, сыр; есть хлебозавод, где пекут разные сорта хлеба, выпекают печенье, пряники, торты; есть заводы, где делают каучук, химические вещества).
- Правильно, ребята, и пока родители работают, дети тоже не скучают. Скажите, что в городе интересного есть для детей? (Дети ходят в детский сады, школы, занимаются в спортивной школе, в физкультурно-оздоровительном клубе, в музыкальной и художественной школе, ходят в бассейн «Волна», играют в футбол на большом стадионе, посещают библиотеки).
Ведущая. Ребята, скажите, а где можно отдохнуть у нас в городе? (В городе много красивых мест для отдыха: фонтаны, скверы, парки с красивыми клумбами, есть кафе).
- Но, чтобы в городе было всегда красиво. Нужно соблюдать чистоту и порядок. Есть хорошие пословицы о чистоте, послушайте и запомните их:
- Чисто и красиво не там, где метут, а там где не сорят.
- Улица-красавица чистотою славится!
Ребенок читает стихотворение: «Мой город» Т.Бабаева
Расположен мой город старинный
Над рекою Красивой Мечой.
Плыл над городом крик журавлиный,
Город с детства мой самый родной.
Был он крепостью грозной когда-то,
Он страну от врагов защищал.
Городок этот провинциальный
Моей малой родиной стал.
И куда бы судьба не бросала,
Я в мечтах непременно с тобой.
Здравствуй, милый мой город Ефремов,
Над рекою Красивой Мечой.
- А летом ефремовцы часто выезжают на речку отдыхать. Скажите, куда выезжаете отдыхать? (Шилово, Вязово, Ишутино, Турбаза – Шеино, лодочная станция, галочник)
Ведущая. Ребята, вы очень хорошо знаете свой город. Многое можете рассказать о нем гостям, которые к нам приезжают, и, наверное. Любите встречать и принимать гостей. А как же им добраться до вашего дома? Подскажите-ка свой адрес (дети по очереди называют свой домашний адрес)
Ребенок читает стихотворение: «Красивомечье» В. Макшанов
Старинные российские места.
Загадочный простор Красивомечья,
Где вечный запах каждого куста
Неведомою силою отмечен.
Где на высоком берегу реки
Любуешься чудеснейшим простором,
Где дали широки и глубоки,
Холмы, напоминающие горы.
Елец, Ефремов, Тула и Москва –
Места, издревле связанные нитью.
Порою ходит кругом голова,
Ну как мы можем с детства любить их?
Ведущая. И чтобы повеселить себя, мы с вами поиграем в старинные русские игры.
Дети считалкой выбирают водящего.
Игра «Панас»
Дети становятся в круг, водящий Панас – в центре круга.
Дети говорят: «Панас, Панас, на чем стоишь?
Панас: «На камушке»
Дети: «Что продаешь?»
Панас: «Квас»
Дети: «Панас, Панас, лови мух, а не нас»
Дети убегают в разные стороны, кого первым догонит Панас, тот водящий.
Игра повторяется несколько раз.
Игра «Бояре»
Всем игрокам необходимо разделиться на две, желательно равные по силе, команды. В начале игры необходимо условиться о времени, когда игра будет окончена и будет определен победитель.Команды встают друг напротив друга в линию на некотором расстоянии и берутся за руки.Одна линия приближается к первой, все игроки хором приговаривают:
- Бояре, мы к вам пришли,
отходит назад со словами:
«Молодые, мы к вам пришли»
и останавливается. Другая линия начинает приближается к первой со словами:
- Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
Далее по аналогии:
- Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?
- Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
(показывают на кого-то в цепочке-сопернике)
- Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.
- Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.
- Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда
При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается порвать сцепленные руки соперников, найдя в нем «слабое звено».Если ему это не удается, он остается в этой команде и занимает место между теми игроками, которых пытался расцепить. Игра начинается сначала. Если у него получилось порвать цепочку, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки и игра начинается сначала. Игру команды начинают по очереди. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.