Организация обучения в разновозрастной группе
статья

Борцова Наталья Александровна

опыт работы в разновозрастной группе детей (от 3 до 7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bortsova_n.a.statya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель дошкольной группы

МКОУ «Мало-Томская СОШ»

Борцова Наталья Александровна

Организация обучения в разновозрастной группе

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод о важности индивидуального дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

До недавнего времени, образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). При работе в традиционной форме воспитатель должен организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная задача – донести до детей программный материал. Считается, что дети одного возраста должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных детей различны.

При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.

Сегодня в образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда педагог обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка и его познавательные возможности.

Я работаю в разновозрастной группе, куда ходят дети трех возрастов (3-4, 4-5, 5-7 лет). Е.О.Смирнова отмечает: «Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети».

При воспитании детей разного возраста существуют как положительные, так и отрицательные моменты.

           В условиях смешанной группы.

Положительным является общение младших со старшими. Младшие дети усваивают от старших важные правила, например, такие как: «у каждой вещи есть свое место», «помоги другу», «попроси вежливо». Младшие дошкольники учатся быть самостоятельными, а у старших формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективизма. Младшие дети развиваются лучше, быстрее. Зато  в развитии старших нередко наблюдается  отставание

Работа в такой группе требует большого такта и мастерства, а так же знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен знать интересы и потребности каждого ребенка.

Большое значение имеет организация предметно-развивающей среды в группе. Мы учитываем особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. Дети с удовольствием играют в уголках: «Творческая мастерская», «Строительная площадка», «Мой домик», «Салон красоты», «Дидактический стол».

Так же нами были установлены и действую правила: младшие не мешают старшим заниматься и играть; младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии, если они не мешают старшим детям и др.

Организация образовательного процесса требует от воспитателя знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с индивидуальными и возрастными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, видеть каждого ребенка и всю подгруппу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

При организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Деление дошкольников на подгруппы в соответствии с их индивидуальными способностями и возрастными особенностями (3-4 года, 5-7 лет).
  2. Воспитатель должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
  3. Требования программы дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения какого-либо задания.
  4. На фронтальных занятиях решаются общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.
  5. Основной формой работы остаются занятия (общие, комплексные, комбинированные). Общие занятия проводятся при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности. При проведении комплексных занятий необходимо, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы.
  6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).
  7. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

Литература:

1. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». «Дошкольное воспитание» - 1984 - №2.

3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.

4. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с типовым положением о дошкольном обазовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов....

Консультация для педагогов: "Способы организации НОД в разновозрастной группе"

В статье описаны способы организации НОД в разновозрастной группе....

Рабочая программа по организации деятельности в разновозрастной группе (2-7 лет)

ПАСПОТ ПРОГРАММЫ I РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ1.Пояснительная записка1.1. Цели и задачи реализации Программы1.2. Принципы и подходы к формированию Программы1.3.Психолого-педагогическая характеристика особен...

План по самообразованию «Организация работы в разновозрастной группе»

План по самообразованию "Организация работы в разновозрастной группе"...

Консультация для родителей "Особенности организации работы в разновозрастной группе"

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы ...

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет о...

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике во...