Если ребёнок проявляет агрессию
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Вандышева Елена Владимировна

В настоящее время родители и педагоги достаточно часто сталкиваются с проявлением агрессии со стороны детей. Данное занятие с родителями направленно на расширение представления родителей о понятии, видах и причинах детской агрессивности, а также приобретение практического опыта поведения с детьми с целью снижения уровня агрессивности в результате формирования чувства сопереживания и доброжелательного отношения к сверстникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Если ребёнок проявляет агрессию46.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия для родителей

«Если ребёнок проявляет агрессию»

Составила:

Педагог-психолог

Голяк Е.В.

Санкт-Петербург

       2016

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ»

  1. Знакомство

Психолог приветствует родителей и просит представиться и рассказать об особенностях поведения ребенка, в частности, касаемо проявления агрессии. (Меня зовут …, моего ребенка зовут ... В саду мой ребенок ведет себя…, дома …). 

2. Агрессия и агрессивность

Агрессия – разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам, наносящее ущерб и вред объектам нападения.

Агрессивность – готовность к совершению действия агрессивной направленности (черта личности).

Детская агрессивность – нецивилизованный выход запаса энергии с целью разрядки.

3. Упражнение «+» и «-» агрессии

Психолог просит родителей высказать свое мнение относительно конструктивных и деструктивных свойствах агрессии.

Конструктивная агрессия (активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства).

Деструктивная агрессия (насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство).

4. Игра «Какая это энергия?»

Родителям в произвольном порядке бросают мяч и называют различные качества и состояния, способствующие или сопровождающие агрессию. Родители возвращают мяч и озвучивают вид энергии (конструктивная/деструктивная).

5. Виды агрессии

1)Вербальная

а) косвенная (обвинения или угрозы в различных высказываниях:

- жалобы

- демонстрационный крик (УХОДИ)

- угрозы (ЕСЛИ, ТО)

- ненаправленный крик

б) прямая (оскорбления и словесные унижения другого)

- дразнилки

- оскорбления

2) Физическая

а) косвенная (нанесение материального ущерба через физические действия)

- разрушение продуктов деятельности другого

- уничтожение или порча чужих вещей

- кидание своих игрушек и вещей

- топанье, битье кулаками по столу

б) прямая (нападение на другого и нанесение ему физическое боли и унижения)

- запугивание (кулаки, замахивание)

- нападение (укусы, царапание, хватание за волосы, использование предметов)

6. Причины возникновения агрессии

- социальные факторы (состояние шока, физическое нападение, нецензурные слова, крик, подстрекательство, демонстрация «конфликта», как способа решения проблем)

- внешняя среда (жара, шум, теснота, духота)

- индивидуальные особенности (потребность в выплеске энергии, ответ на эмоциональный голод, способ повышения самооценки, следствие эгоистичности).

Почему же не у всех детей в равных условиях отмечаются проявления агрессии, как способ реагирования на однотипные ситуации?

Ученые проводили исследования с гипотезой о том, что причиной агрессивного поведения может быть:

- недостаточное развитие интеллекта;

- недостаточное развитие коммуникативных навыков;

- сниженный уровень произвольности;

- низкая самооценка;

- нарушения в отношениях с сверстниками.

Был сделан вывод о том, что основные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками:

- другой ребенок выступает, как конкурент, противник, препятствие на пути достижения цели;

- приписывание другим враждебных намерений по отношению к себе;

- эгоистический склад личности, не позволяющий оценить ситуацию с позиции других людей.

7. Варианты детской агрессивности

  1. Импульсивно-демонстративный (агрессия, как способ продемонстрировать себя, обратить на себя внимание, мимолетный характер, быстрая отходчивость):

- крики;

- ругань;

- разбрасывание вещей;

- разрушение конструкций;

- толкание;

- отвлекание.

! Положительные эмоции после получения внимания в свой адрес!

  1. Нормативно-инструментальный (агрессия, как норма поведения со сверстниками для достижения цели):

- лидирующие позиции в играх;

- прямая физическая агрессия;

- целенаправленность, самостоятельность.

! Положительные эмоции после достижения результата!

  1. Целенаправленно-враждебный (агрессия, как самоцель):

- прямая физическая агрессия (с особой жестокостью);

- агрессивный характер игр.

! Положительные эмоции в момент агрессивных действий!

Выводы о мотивации к агрессивным действиям:

  1. спонтанная демонстрация себя;
  2. достижение своих практических целей;
  3. подавление другого и нанесение ему вреда.

! Таким образом, причиной агрессивного поведения в большинстве случаев является неспособность понимать чувства другого человека!

В связи с этим, коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на преодоление внутренней изоляции и на формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

КАК ПОЧЬ ДЕТЯМ С ПОНИМАЕМ ОТНОСИТЬСЯ К СВЕРСТНИКАМ

  • Играйте с ребенком в игры с использованием языка жестов (пантомимы), это способствует более тонкому сосредоточению на понимании потребностей других участников игры.
  • Обращайте внимание ребенка на чувства и интересы его сверстников, приводите примеры из книг, придумывайте истории.
  • Используйте совместные с ребенком переживания из жизни, как воспитательный момент, направленный на единение, ощущение чувства близости и общности, а также желание поддержать друг друга.
  • Создавайте в домашних условиях атмосферу непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.
  • Учите детей видеть положительные качества и достоинства других людей, радоваться их успехам.
  • Демонстрируйте положительный пример взаимоотношений и конструктивные способы решения конфликтных ситуаций в семье
  • При воспитании ребенка делайте акцент не на то, как его переделать, а на то, чем Вы можете ему помочь.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Необходимо учить ребенка бесконфликтному общению с другими детьми
  • Не имеет смысла отвечать агрессией на агрессию
  • Не реагировать слишком остро на проявление вербальной агрессии, чтобы не заострять внимание ребенка, особенно в присутствии других детей (у ребенка не будет стимула повторять плохие слова без отсутствия эмоционального отклика с Вашей стороны)
  • При вербальной агрессии ребенка, предлагайте ему альтернативные выражения «елки-палки», «тух-тиби-дух»
  • Для выражения несогласия с поведением ребенка следует сказать: «Ты мне нравишься, но вот то, что ты делаешь/говоришь сейчас, мне очень не нравится»
  • Ласковое обращение со стороны взрослого в ответ на агрессивное поведение обескуражит ребенка
  • Не используйте длительных нравоучений в моменты агрессивных вспышек
  • Организуйте условия для полноценной физической активности ребенка
  • Во время спокойного состояния ребенка, беседуйте с ним о его чувствах (правильно подобранные слова для выражения чувств частично снимают внутреннее напряжение)
  • Старайтесь научить ребенка определять момент возникновения агрессии
  • Предложите ребенку социально-приемлемые способы выплеска агрессивных эмоций:

- «выбиваем пыль»

- «уходи злость, уходи»

- «возьми себя в руки»

- «врасти в землю»

- «дыши и думай красиво»

- «стойкий солдатик»

- «замри/перезагрузка»

- «спаси птенца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок проявляет агрессию?"

Жалобы на агрессивность ребенка — одни из самых распространенных в психологической практике. Начинаешь разбираться в деталях — и становится заметным, насколько разное поведение взрослые называют агрес...

Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

​Агрессия детей дошкольного возраста, проявляемая по отношению к сверстникам, взрослым, животным и предметам, – явление частое и весьма беспокоящее родителей и педагогов.У мальчиков и девочек проявлен...

если ребенок проявляет агрессию

Если ребенок проявляет агрессию. Что делать?...

Если ваш ребёнок проявляет агрессию

Если ваш ребёнок проявляет агрессию...

Что делать, если ребёнок проявляет агрессию и непослушание ?

Демонстрация агрессивного поведения детьми, для родителей огромное волнение и беспокойство. Как себя вести в такой ситуации? Что делать и как справиться с агрессивным ребенком? Для начала давайте раз...

Если ваш ребёнок проявляет агрессию

Если ваш ребёнок проявляет агрессию...