Публикации педагога
статья по теме
Публикации педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Краеведческое образование дошкольников" | 22.38 КБ |
Статья "Мы в любое время года ходим тропами природы..." | 23.04 КБ |
Статья "Мы дети природы" | 26.53 КБ |
Статья "Первые шаги в математику" | 20.15 КБ |
Статья "Путь в будущее: «чужие» дети – тоже «свои»" | 64.21 КБ |
Публикации педагога | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческое образование дошкольников
Э. Г. Гиниятуллина,
МБОУ гимназия имени Ф. К. Салманова
Краеведение учит не только любить свои родные места,
но учит знанию о них, приучает интересоваться историей,
искусством, литературой, повышает свой культурный уровень.
Д.С. Лихачев
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблемы экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, детским дошкольным учреждениям, общественным организациям.
Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-то цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных точек, как и в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличие глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.
Обычно говорят о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительных и животных организмов, что, в конечном счете, отражается на человеке. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы справится с ними, но и адаптационные возможности самого человека.
Особенно острая ситуация сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе.
В настоящее время столь актуальны проблемы атмосферного загрязнения. Одним из основных источников загрязнения является сжигание попутного нефтяного газа в факелах, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы. Кроме этого в Ханты-Мансийском автономном округе сейчас около 250 тысяч единиц транспортных средств. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта в городе Сургуте, например, достигает 38 тысяч тонн в год. Общий вклад транспорта в загрязнение атмосферы составляет 79%.
Интенсивное освоение Обского Севера нарушает естественное состояние экосистемы Обь-Иртышского бассейна. В результате различных загрязнений (органических, минеральных), антропогенных нагрузок на водоемы (прокладка и реконструкция нефте- и газопроводов; рост безвозвратного водопотребления) — происходит разрушение водных экосистем, проявляющаяся в резком упрощении видового состава сообществ. Высокая степень систематического нефтяного загрязнения захватила весь бассейн Средней и Нижней Оби, Обскую и Тазовскую губы. Ежегодно на поверхность воды сбрасывается около 70 миллионов кубических метров загрязненных вод. В связи с этим уловы рыбы в Обь-Иртышском бассейне сократились до 18 тысяч тонн против 40 тысяч тонн в 50-е годы.
Освоение территорий, не учитывающие особенности ландшафтов Ханты-Мансийского автономного округа, приводит к потоплению территорий городов и промышленных зон. Уровни подземных вод повышаются с темпом 1,5-2 метра в год. Через 5-10 лет все каналы инжекторных коммуникаций заполнятся водой, что создаст аварийную ситуацию. Причина потопления заключается в нерациональном уничтожении растительного лесного покрова. За период освоения Тюменского Севера площади оленьих пастбищ уменьшились на 12,5% (6 миллионов гектаров), а замазучено — 30 тысяч гектаров леса.
Сплошная перепланировка рельефов с последующей подсыпкой песчаными фунтами, приводит к полной ликвидации растительности. Неозелененные дворы городов способствуют их неудовлетворительному состоянию, что отражается на здоровье людей.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Понятие «регион» в переводе о латинского означает страна, область. Если район — это всегда сравнительно небольшая территория, характеризующая место, участок, то регион — более крупное пространство.
Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Вместе с исчезновением лесов, озер, птиц, зверей, исчезает многовековой опыт хантыйского народа по воспитанию у детей и подростков бережного и заботливого отношения к природе. Мы, живущие в многонациональной стране, должны чаще заглядывать в педагогические запасники каждого из народов, учиться у них мудрости и опыту воспитания.
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Северный человек всегда боялся осквернить своей нечистотой целомудренные силы природы. Истинный северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику, другу, как к соучастнику человеческой повседневности. С природой северный человек делился своим сокровенным, обращался к ней в дни печали или радости, искал и находил в ней надежного друга и помощника. Земля, вода, растительный и животный мир — вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Окружающая их природа — это богатейший материал, используемый в культурном наследии.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Изучение краеведческого материала позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города. Дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в парк, по городу, в беседах с жителями их родного города.
Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности необходимо изучение краеведения. Введение краеведческого материала в содержание образования положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть город, населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
Знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней - зимний сад и внешней (дендрарий, сад, огород, теплица, экологическая тропа, зона отдыха детей, «птичья столовая» и др.) природных зон. Только это приведет к действительному познанию своего города, района, округа, наполнит не только память и ум, но и обогатит душу, сердце. И поэтому нам стоит не только внимательно присматриваться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые существуют тысячелетия и которые так бережно хранит народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь.
Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания. Некоторые авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т.п.
Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о природе, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе и т.п.).
Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания, для которого характерно: понимание «экологического императива»: правильно и разрешено только то, что не нарушает экологическое равновесие в природе; осознание того, что все созданное природой имеет право на существование; отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система; направленность деятельности человека на сохранение природы ради нее самой.
В последнее время, на наш взгляд, экологические знания детям в дошкольных учреждениях дают в системе, но недостаточно эффективно. Как правило, мероприятия экологического содержания носят эпизодический характер и страдают однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение календарей наблюдений за природой. Да и ориентированы эти мероприятия главным образом на преподнесение дошкольникам готовых знаний о природе как окружающей среде, на описание компонентов окружающей среды и технологий взаимодействия с ней. А чувственное восприятие природы, ее эмоциональный аспект, от которого зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее, часто остаются на заднем плане.
В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что очень хорошо просматривается в реликтовых культурах. Потрясающие образцы педагогической мудрости сохранились в традициях северных народов России: иди и наблюдай педагогику, которой тысячи лет. Надо один раз увидеть четырехлетнего малыша-ханты, уверенно сидящего в высоком седле на рогатом красавце, чтобы понять: не все так просто, примитивно в народной педагогике. Исконный образ жизни, являющий собой целостную педагогическую систему, дает ребенку такой уровень адекватной адаптации к суровым условиям жизни, который позволяет пятилетнему малышу выжить в тайге самостоятельно в случае необходимости.
Искусственная учебная среда при любой степени методических ухищрений не обладает многоцветьем и вкусом жизненной правды, соответственно и не поглощает, не втягивает в свой ритм человеческую сущность всю без остатка. Ученик постоянно ждет перемену, ждет звонка с уроков, ибо там его настоящая жизнь. В сущности, жизнесообразное обучение может быть выстроено только на подлинной деятельности. Подлинность деятельности — это критерий, своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая судить о природо- и жизнесообразности обучения и воспитания.
Резюмируя сказанное, мы можем сделать вывод, что ориентация на природосообразный учебный процесс в условиях современного технократического общества означает необходимость найти специальные технологии, способные обеспечить развитие экологического сознания, подготовку дошкольников к пониманию и бережному отношению к природе.
Задачами воспитания любви к природе малой родины являются:
*дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
*развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Предполагаемые результаты:
- пробудить интерес к природе Ханты-Мансийского округа, в котором живет ребенок на эмоциональном уровне, учитывая многовековой опыт коренных народов;
- знать особенности своей «малой родины» (тайга, озера, болота, коренное население, и др.);
- уметь вести себя в экстремальной природной ситуации в (метель, сильный мороз, туман, тайге, на болоте);
- понимать приспосабливаемость людей, животных и растений к условиям Севера.
Предварительный просмотр:
«Мы в любое время года ходим тропами природы…»
Гиниятуллина Э. Д.,
старший воспитатель МБДОУ №17 «Белочка»
«Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
Л .Фесюкова
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – это воспитание у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональные отношения и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться е красотой и т.д.)
Для того, чтобы у детей сформировать экологическую культуру нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасное), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, как мы видим, это проблема никогда не была на столь актуальной, как в наше время, когда угроза экологической катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду - экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Такая экологическая тропа была и создана на территории нашего детского сада №17 «Белочка».
Особенностью экологического обучения и воспитания на нашей экологической тропе состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается
путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по
маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама ―просит нашей помощи, защиты и любви!
Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Главной целью нашей экологической тропы является осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Основными задачами мы делили:
- Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
- Заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособленности.
Для каждой возрастной группы детей разработано и реализуется определенное содержание экологического образования как части целостной программы работы на экологической тропе. Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках реализации программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Занятия на тропе проходят в течении круглого года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей составляет 15-30 минут. Объекты экологической тропы – распространенные и неприхотливые виды растений и животных, предметы неживой природы.
Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег реки, холм, выраженный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие мы создаем искусственно.
Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько станций, это:
- Станция «Цветочная». Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений в клумбе, показать позитивную деятельность человека в селекции различных сортов красивоцветущих растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду селекционеров. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
- Станция «Озёрная». Формировать представление о многообразии и значении водных и околоводных растений. Пронаблюдать за жизненной активностью насекомых, рыб.
- Станция «Исследовательская». Познакомить детей с природой через опытно-экспериментальную деятельность.
- Станция «Садовая». Показать многогранное значение садовых культур в жизни человека, формировать представления об их биологических особенностях (малина, смородина, жимолость). Показать огромную роль насекомых-опылителей в жизни сада. Вырабатывать навыки ухода за садовыми растениями. Воспитывать эстетическое восприятие садовых культур.
- Станция «Огородная». Показать многогранное значение огородных культур в жизни человека, формировать представления об их биологических особенностях (огурец, помидор, кабачок, лук, петрушка, морковь). Вырабатывать навыки ухода за огородными растениями. Воспитывать эстетическое восприятие огородных культур.
- Станция «Цветочные часы». Дать детям представления о том, что каждый цветок раскрывается и закрывается в определённое время. Учить детей восхищаться красотой растений представленных в «цветочных часах».
- Станция «Познавательная». Закрепить пройденный материал на практике, с помощью занимательных вопросов, художественной деятельности.
- Станция «Лекарственная». Формировать представление о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животного мира. Выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений (одуванчик лекарственный, подорожник обыкновенный, мята перечная, мелисса лекарственная, мать-и-мачеха, календула), правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
- Станция «Травяная». Пронаблюдать за жизненной активностью насекомых. Развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений. Воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.
В процессе работы на тропе используются: ролевые и имитационные экологические игры, систематической фенологические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, проведение экологических опытов, экологические практикумы, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность и т.д. Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делается на организацию практической деятельности на экологической тропе, на экскурсиях проводятся систематические наблюдения и отрабатываются умения экологически грамотных действий в природе.
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев.
Педагоги создают на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуют диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание экологической работы на тропе реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствовало прием использования сказочных героев (Дядюшка Ау, Незнайка, Пёс Барбос, Почтальон Печкин). Педагоги создали на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовали диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание экологической работы на тропе реализовывалась через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствии поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Экологическая тропа позволила педагогам познакомиться с практическим опытом по реализации идей освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», основанные на интегрированном принципе.
Представленная система работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнёра, признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека.
На основе работы на экологической тропы за 2011 год мы сделали следующие выводы и рекомендации:
- Активней привлекать родителей как единомышленников в решении экологического воспитания дошкольников.
- Расширять систему различных видов деятельности экологического содержания.
- Увеличить число зелёных насаждений на территории ДОУ.
- Пополнять видовое разнообразие комнатных растений в группах, функциональных помещениях.
- Следить за применением экологически безопасных материалов, используемых для оформления помещений.
- Оформить паспорта деревьев, кустарников и трав, произрастающих на территории ДОУ.
- Контролировать потребление энергии, стремясь к экономии.
Предварительный просмотр:
МЫ ДЕТИ ПРИРОДЫ!
Гиниятуллина Э. Д.,
старший воспитатель МБДОУ №17 «Белочка»
Краеведение учит не только любить свои родные места,
но учит знанию о них, приучает интересоваться историей,
искусством, литературой, повышает свой культурный уровень.
Д.С. Лихачев
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблемы экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, детским дошкольным учреждениям, общественным организациям.
Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-то цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то нынешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных точек, как и в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличие глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.
Обычно говорят о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительных и животных организмов, что, в конечном счете, отражается на человеке. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы, справится с ними, но и адаптационные возможности самого человека.
Особенно острая ситуация сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе.
В настоящее время столь актуальны проблемы атмосферного загрязнения. Одним из основных источников загрязнения является сжигание попутного нефтяного газа в факелах, обжиг нефти при ее аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы. Кроме этого в Ханты-Мансийском автономном округе сейчас около 250 тысяч единиц транспортных средств. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта в городе Сургуте, например, достигает 38 тысяч тонн в год. Общий вклад транспорта в загрязнение атмосферы составляет 79%.
Интенсивное освоение Обского Севера нарушает естественное состояние экосистемы Обь-Иртышского бассейна. В результате различных загрязнений (органических, минеральных), антропогенных нагрузок на водоемы (прокладка и реконструкция нефте- и газопроводов; рост безвозвратного водопотребления) — происходит разрушение водных экосистем, проявляющаяся в резком упрощении видового состава сообществ. Высокая степень систематического нефтяного загрязнения захватила весь бассейн Средней и Нижней Оби, Обскую и Тазовскую губы. Ежегодно на поверхность воды сбрасывается около 70 миллионов кубических метров загрязненных вод. В связи с этим уловы рыбы в Обь-Иртышском бассейне сократились до 18 тысяч тонн против 40 тысяч тонн в 50-е годы.
Освоение территорий, не учитывающие особенности ландшафтов Ханты-Мансийского автономного округа, приводит к потоплению территорий городов и промышленных зон. Уровни подземных вод повышаются с темпом 1,5-2 метра в год. Через 5-10 лет все каналы инжекторных коммуникаций заполнятся водой, что создаст аварийную ситуацию. Причина потопления заключается в нерациональном уничтожении растительного лесного покрова. За период освоения Тюменского Севера площади оленьих пастбищ уменьшились на 12,5% (6 миллионов гектаров), а замазучено — 30 тысяч гектаров леса.
Сплошная перепланировка рельефов с последующей подсыпкой песчаными фунтами, приводит к полной ликвидации растительности. Неозелененные дворы городов способствуют их неудовлетворительному состоянию, что отражается на здоровье людей.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Понятие «регион» в переводе с латинского означает страна, область. Если район — это всегда сравнительно небольшая территория, характеризующая место, участок, то регион — более крупное пространство.
Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Вместе с исчезновением лесов, озер, птиц, зверей, исчезает многовековой опыт хантыйского народа по воспитанию у детей и подростков бережного и заботливого отношения к природе. Мы, живущие в многонациональной стране, должны чаще заглядывать в педагогические запасники каждого из народов, учиться у них мудрости и опыту воспитания.
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Северный человек всегда боялся осквернить своей нечистотой целомудренные силы природы. Истинный северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику, другу, как к соучастнику человеческой повседневности. С природой северный человек делился своим сокровенным, обращался к ней в дни печали или радости, искал и находил в ней надежного друга и помощника. Земля, вода, растительный и животный мир — вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Окружающая их природа — это богатейший материал, используемый в культурном наследии.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Изучение краеведческого материала позволить повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями, искусством родного края и города. Дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в парк, по городу, в беседах с жителями их родного города.
Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, не только в городской среде, но и в сельской местности необходимо изучение краеведения. Введение краеведческого материала в содержание образования положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть город, населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
Знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней - зимний сад и внешней (дендрарий, сад, огород, теплица, экологическая тропа, зона отдыха детей, «птичья столовая» и др.) природных зон. Только это приведет к действительному познанию своего города, района, округа, наполнит не только память и ум, но и обогатит душу, сердце. И поэтому нам стоит не только внимательно присматриваться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые существуют тысячелетия и которые так бережно хранит народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь.
Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания. Некоторые авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т.п.
Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о природе, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе и т.п.).
Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания, для которого характерно:
- понимание «экологического императива»: правильно и разрешено только то, что не нарушает экологическое равновесие в природе;
- осознание того, что все созданное природой имеет право на существование;
- отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система;
- направленность деятельности человека на сохранение природы ради нее самой.
В последнее время, на наш взгляд, экологические знания детям в дошкольных учреждениях дают в системе, но недостаточно эффективно. Как правило, мероприятия экологического содержания носят эпизодический характер и страдают однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение календарей наблюдений за природой. Да и ориентированы эти мероприятия главным образом на преподнесение дошкольникам готовых знаний о природе как окружающей среде, на описание компонентов окружающей среды и технологий взаимодействия с ней. А чувственное восприятие природы, ее эмоциональный аспект, от которого зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее, часто остаются на заднем плане.
В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что очень хорошо просматривается в реликтовых культурах. Потрясающие образцы педагогической мудрости сохранились в традициях северных народов России: иди и наблюдай педагогику, которой тысячи лет. Надо один раз увидеть четырехлетнего малыша-ханты, уверенно сидящего в высоком седле на рогатом красавце, чтобы понять: не все так просто, примитивно в народной педагогике. Исконный образ жизни, являющий собой целостную педагогическую систему, дает ребенку такой уровень адекватной адаптации к суровым условиям жизни, который позволяет пятилетнему малышу выжить в тайге самостоятельно в случае необходимости.
Искусственная учебная среда при любой степени методических ухищрений не обладает многоцветьем и вкусом жизненной правды, соответственно и не поглощает, не втягивает в свой ритм человеческую сущность всю без остатка. Ученик постоянно ждет перемену, ждет звонка с уроков, ибо там его настоящая жизнь. В сущности, жизнесообразное обучение может быть выстроено только на подлинной деятельности. Подлинность деятельности — это критерий, своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая судить о природо- и жизнесообразности обучения и воспитания.
Резюмируя сказанное, мы можем сделать вывод, что ориентация на природосообразный учебный процесс в условиях современного технократического общества означает необходимость найти специальные технологии, способные обеспечить развитие экологического сознания, подготовку дошкольников к пониманию и бережному отношению к природе.
Задачами воспитания любви к природе малой родины являются:
- дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
- формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Предполагаемые результаты:
- пробудить интерес к природе Ханты-Мансийского округа, в котором живет ребенок на эмоциональном уровне, учитывая многовековой опыт коренных народов;
- знать особенности своей «малой родины» (тайга, озера, болота, коренное население, и др.);
- уметь вести себя в экстремальной природной ситуации в (метель, сильный мороз, туман, тайге, на болоте);
- понимать приспосабливаемость людей, животных и растений к условиям Севера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: «Просвещение», 1993. – 272 с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М.: «Просвещение», 1978. – 416 с.
- Граубин Г.Р. Четырёхэтажная тайга / Г.Р.Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1965. – 172 с.
- Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. Н. Маневцова. – М.; Просвещение, 1983. – 157 с.
- Солнцева, О.В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников / О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10 С. 5-17.
Предварительный просмотр:
Первые шаги в математику…
Гиниятуллина Э. Д.,
старший воспитатель МБДОУ №17 «Белочка»
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать."
Каменский Я.А.
В раннем дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания:
1) формировании обследовательских действий;
2) накопления опыта в разнообразных деятельностях (первоначально – предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т.п.), которые как бы обогащают друг друга.
Математические представления и умения являются своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить
покупку и т.п.).
Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста:
- Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
- В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
- В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
- Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
- Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
Возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине — если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.
Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: красный. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «арасный».
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.
Например: Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года): возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.
Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это».
Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем — признаки их сходства.
Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать).
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по наименованию предметов (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие мячики; в одну коробку длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
- по другим признакам (съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные, лесные и огородные растения, дикие и домашние звери и т. д.).
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989. С. 125.
Предварительный просмотр:
Путь в будущее: «чужие» дети – тоже «свои»
Гиниятуллина Эльмира Дамировна,
воспитатель МБОУ гимназии имени Ф. К. Салманова
Статья посвящена вопросам инклюзивного образования в РФ. Автор раскрывает этапы развития, принципы, подходы к решению данной проблемы, и его формы. На основе анализа литературы по данному вопросу предлагаются варианты организации системы образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное образование.
Для большинства развитых стран мира, таких как США, Великобритания, Швеция и Россия – стратегия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в развитии создаются и оказываются условия и помощь в усвоении основных общеобразовательных программ.
В международной программе ЮНЕСКО «Образование для всех» инклюзивное образование означает равное представление возможностей всем обучающимся получать качественное образование и развивать свой потенциал, невзирая на пол, социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое местоположение, необходимость в специальном образовании, возраст, религию и т.п. Данная программа актуализирует внимание к проблемам образования применительно к такой специфической категории граждан, как лица с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория людей служит своеобразной «лакмусовой бумажкой» доступности образования для населения в целом. Основная проблема нашего образования - инклюзия связана с идеей обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [6].
Если капнуть, чуть глубже, то в образовании детей с ограниченными возможностями можно выделить три сложных этапа развития [1]:
Первый этап – это «социальное исключение» (термин введен У. Уилсоном) – начало XX века – середина 60-х годов XX века. Изолированное обучение в специальных учреждениях.
Второй этап – интеграция – середина 30-х-середина 8-х годов XX века – экспериментальная деятельность в сфере совместного обучения.
И третий этап, это непосредственно инклюзия (в научный оборот введен в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями) с 90-х годов XX века.
В России данный этап рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования, что подтверждается в новом законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 г. Получение такими дошкольниками образования является основным условием их успешной социализации и самореализации в профессиональной деятельности.
Условия перехода к инклюзивному образованию [1,2,5]
Западная Европа | Россия |
Освоение интегративных подходов к образованию началось в условиях установившихся, юридически закрепленных норм демократии и экономического подъема | Переход к интеграции осуществляется в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса, выход из которого наметился спустя десятилетие |
Идеи образовательной интеграции возникают в контексте противостояния дискриминации по расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам | Интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам и признания всей полноты их прав в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, в обстановке перманентных национальных конфликтов |
Обсуждение проблем специального обучения и интеграции ведется в рамках жестких законодательных положений, регулирующих процесс интеграции | Обсуждение проблем специального обучения и интеграции не имеет под собой детально разработанной законодательной базы |
Существуют многовековые традиции деятельной благотворительности, широкая сеть негосударственных специальных учреждений, установлены финансовые льготы для филантропов | Традиция благотворительности была прервана в 1917 г., и в настоящее время это весьма слабое общественное движение не стимулируется финансовым законодательством |
Благодаря политике государства, проводимой через средства массовой информации, в общественном сознании укоренилась идея равенства прав людей с особыми социальными и образовательными потребностями и ответственности граждан за предоставление таким людям равных возможностей во всех сферах жизни | Для СМИ существовало негласное табу на проблемы инвалидов в течение десятилетий, и только сейчас намечается некоторый перелом в общественном сознании |
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
- дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
- методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
- все дети участвуют во всех мероприятиях, где группа и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
- индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой воспитателей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
- инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
Существует два подхода к пониманию инвалидности – это «медицинская» модель и социальная модель понимания инвалидности. В современном мире на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает, что «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (Конвенция о правах инвалидов, 2006). При социальной модели понимания инвалидности ребенок с особыми потребностями не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников в условиях детского сада. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
При инклюзивном образовании необходимо не адаптировать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обучению к существующим требованиям детского сада, а реформировать их и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех воспитанников, у которых они возникают.
Различная организация системы образования: общее - специальное – интегрированное – инклюзивное [3]
Стандартное образование
для круглых отверстий
| Специальное образование
для квадратных отверстий
|
Интегрированное образование
| |
Инклюзивное образование
|
В рамках российской системы образования реализуются следующие формы инклюзивного образования [5]:
- Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида - в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
- Детские сады, на базе которых реализуются дополнительные службы: службы ранней помощи, консультативный пункт и др.
- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания.
В заключении хотелось бы сказать, так как инклюзивное образование резонанс получил только в последней редакции закона об образовании Российской Федерации, то оно находится в стадии становления и имеет множество проблем, препятствующих эффективному и достаточно быстрому внедрению в образовательную практику идей инклюзии: юридические, экономические, социальные, психолого-педагогические.
Список литературы
- Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 сентября 2008 г.). - Астрахань, - 2009.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. … докт. пед. наук. М.: Просвещение, 2011.
- Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
- Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010. Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novay_shkola/school.php.
- Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. Электронная версия: http://www.prpc.ru/ds/ds_02.shtml.
Предварительный просмотр:
Приложение 4 к отчету
о самообследовании
Публикации педагога
Год участия | Тема публикации | Уровень | Результат |
2012 | «Неизведанное рядом», IV международная педагогическая ассамблея | международный | свидетельство |
2012 | «Лего технологии», Всероссийский интернет-педсовет | всероссийский | сертификат |
2015 | «Путь в будущее: «чужие» дети – тоже «свои», Всероссийский интернет-портад «Открытый урок» | всероссийский | свидетельство |
2015 | «Путь в будущее: «чужие» дети – тоже «свои», Междунраодная научно-практическая конференция»ФГОС дошкольного образования: реализация основных принципов в деятельности организаций» | международный | свидетельство |
2016 | «Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива в дошкольной организации», научный журнал «Молодой ученый» | международный | журнал |
Приложение 2 к отчету
о самообследовании
Характеристика изменений в организации моей работы с родителями воспитанников (законных представителей) в соответствии с ФГОС ДО
Предмет изменений | Особенности работы с родителями (законными представителями) до введения ФГОС | Особенности работы с родителями (законными представителями) после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ работы) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой. |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: -присутствуют на занятиях с целью оказания помощи детям; -активно участвуют в организации подвижных игр; -помогают детям в осуществлении самообслуживания и т.п. |
Совместная проектная деятельность | Присутствует частично | Осуществляется партнерство «воспитатель-родитель (законный представитель) -ребенок» |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника. |
Информационное взаимодействие «родитель-воспитатель-ребенок» | Общение по телефону. В ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видиоматериалов, мультимедейных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Документы, подтверждающие публикации педагога.
Документы, подтверждающие публикации педагога....
Публикации педагогов
Публикации педагогов...
Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных в сети Интернет)
Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных в сети Интернет)...
Публикации педагога
Публикации 2020-22...
Документы, подтверждающие публикации педагога. материал
Документы, подтверждающие публикации педагога....
Публикация педагога-психолога. Вежливые слова. Правила поведения.
Воспитываем навык общения и взаимодействия. Формируем положительные черты характера: доброту, заботу, внимание, вежливость. Развиваем в умение оценивать положительные и отрицательные поступки....