План по самообразованию воспитателя на 2016-2017 уч.г.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- изучить и обощить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;
- разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_na_2016-2017_uch.g.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя за 2016-2017 уч.г.
Мохоевой Марины Ивановны
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников
через дидактические игры»
2016-2017 учебный год
(младшая группа)
2016 год
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми:
*совместная работа с детьми;
*индивидуальная работа;
*свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
1. В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
2.Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
3.Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
4.Работа с родителями- консультации и беседы.
Методы и приёмы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
массаж кистей рук;
пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
изготовление дидактических игр, шнуровок;
лепка из пластилина;
игры с кубиками, конструкторами;
рисование с использованием шаблонов, трафаретов
пальчиковый театр.
Использовались игры:
«Геометрические вкладыши»
«Крупная и мелкая мозаика»
«Пирамидка»
«Игры в сухом бассейне для рук»
«Узнай, что в мешочке?»
«Разрезные картинки»
«Строим из конструктора»
«Пазлы деревянные и картонные»
«Шнуровка»
«Прищепки»
«Игры с массажными мячиками»
Предполагаемый результат:
Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.
Этапы проведения дидактических игр
для развития мелкой моторики
в младшем дошкольном возрасте
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
IIIэтап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
I этап Организационно-диагностический | |||
Сентябрь | |||
Проведение диагностического обследования | Консультация с методистами по теме самообразования | 1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий 2. Выбор и определение темы самообразования 3. Планирование работы по теме самообразования | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» |
II этап Теоретический | |||
Октябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Осень» «Ёж» «Дятел» «Овощи» Дидактические игры: Мозаика (напольная) Бусы | Консультация с методистом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста. | 1. Составление плана по самообразованию 2. Оформление картотеки пальчиковых игр… | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. |
III этап Обобщающий | |||
Ноябрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Капуста» «Зайка» «Фрукты» «Апельсин» Дидактические игры: Конструктор Бусы «Чудесный мешочек» | 1. Подбор и разработка дидактических игр. 2. Создание картотеки дидактических игр | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». | |
Декабрь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Ёлка» «Снежок» «Замок» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик» «Орех» Дидактические игры: «Найди вторую половинку» - разрезные картинки «Строим забор» из счётных палочек | 1. Создание картотеки игр с массажными мячиками. 2. Подбор и разработка дидактических игр. 3. Пополнение картотеки пальчиковых игр. 4. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. | Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» | |
Январь | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Медведь» «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Шарик» «Иголки» Дидактические игры: «Сухой бассейн» «Разрезные картинки» «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками). | 1.Пополнение картотеки дидактических игр. 2. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Февраль | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Перчатка» «Человечек» «Зима» Заучивание игр с массажными мячиками: «Горка» «Месим тесто» Дидактические игры: «Пазлы» «Выложи дом из цветных геометрических фигур» «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» | 1. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр 2. Изготовление дидактических игр. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | |
Март | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Весна» «Кап, кап, кап...» «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ласковый ёжик» Дидактические игры: «Пазлы» «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. | 1. Пополнение картотеки дидактических игр. 2. Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. 3. Изготовление дидактических игр. | Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | |
Апрель | |||
Заучивание пальчиковых игр: «Голуби летели» «У дорожки дуб растёт» «Пчела» Дидактические игры: «Пальчиковые шаги» «Бусы для мамы» «Шнуровка» «Пазлы» «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц | 1. Оформление картотеки дидактических игр. 2 Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. 3 Изготовление дидактических игр. | Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» | |
Май | |||
Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Отчет по теме самообразования. | 1.Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. 2. Оформление работы в полном варианте. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ НА 2016-2017 УЧ. ГОД.
В материале представлена разработка мероприятий по работе старшего воспитателя дтского сада с педагогами на весь учебный год 2016-2017. Прописаны темы педсоветов, семинаров и консультаций для воспитат...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на 2016-2017 учебный год
План профессионального развития педагога на тему: "Педагогические условия в формировании нравственных качеств детей"...
Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...
План работы с родителями на 2016-2017 учебный год. Составил воспитатель: Омельченко Наталья Алексеевна
План работы с родителями на 2016-2017 учебный год....
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
Индивидуальный учебный план работы воспитателей на 2016-2017 уч.год
Индивидуальный учебный план работы воспитателей на 2016-2017 уч.год...
План по самообразованию старшего воспитателя на 2016-2017 уч.г. "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях....