ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
статья (старшая группа) на тему
Тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, к культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на отечественных традициях в контексте ФГОС ДО.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, в контексте ФГОС дошкольного образования, подразумевает удовлетворение и развитие двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н.Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами». Духовность – это качественная характеристика разносторонне развитой личности.
Д.С.Лихачев отмечал, что для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, которая необходима ему для его духовной, нравственной жизни, «духовной оседлости» привязанности к родным местам, духовно-нравственной самодисциплины и социальности.
Тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, к культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Чувство патриотизма формируется с раннего детства. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к своему отечеству. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Работая музыкальным руководителем в детском саду много лет, я всегда старалась прививать детям любовь к родному краю, его традициям, расширять представления о культурном наследии своего народа посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, формированию интереса к истории Отечества, к образцам личного подвига жителей Петербурга.
Кроме этого очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Яркие примеры былинных героев Руси Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, и других богатырей, являются для детей ярким образцом любви к Родине, к своему народу, храбрости, самопожертвованию, готовности встать на защиту родной земли.
Так же в своей работе я использую различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.). Особенное внимание в русских пословицах уделяю теме любви к Родине и защите Отечества, теме патриотизма, героизма, смелости, трусости, предательства: «С родимой земли умри – не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Храбрость города берёт» и др.
Особое место в моей работе занимают сказки. Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. На примере положительных героев русских народных сказок, дети усваивают духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражду, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простоту – хитрость и др.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Если правильно формировать первоначальные представления ребенка о культуре и жизни русского народа, красоте и благородстве, сочетая с духовно-нравственными качествами через сказку, то можно воспитать творчески развитую, нравственную личность, достойного гражданина России.
Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Темы занятий: «Дары осени», «Зимние заботы», «Дети и птицы зимой», «Воротились пташки», дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней.
Формирование духовно-нравственных чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Большую роль в формировании духовно-нравственных чувств дошкольников играет совместное переживание детьми и взрослыми православных праздников. Эти праздники представляются настоящим событием в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. Следует максимально использовать истории и сюжеты православных праздников, доступные восприятию детей. Праздники богаты образами и впечатлениями. Каждый ребенок является участником праздника, а не простым зрителем. Праздники расширяют сферу детских переживаний, способствуют формированию сопричастности к культуре и истории своего народа.
Таким образом, работа над духовно–нравственным воспитанием способствует:
- формированию приобщённости дошкольников к традициям и укладу жизни русского народа;
- созданию у детей представлений об основных событиях отечественной истории;
- формированию уважения и интереса к родному краю, к своей родословной, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
- воспитанию заботливого и бережного отношения к растительному, животному и окружающему миру;
- формированию бережного отношения к семейным реликвиям;
- развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу.
Включенность в отечественные культурные традиции, которую удаётся создать благодаря работе по духовно-нравственному воспитанию, постепенно, перерастёт в устойчивое личностное качество, которое характеризуется как патриотизм.
Литература:
Д.С.Лихачев. «Экология культуры» Памятники отечества – 1980 № 2
Л.А.Каракаш Растим патриотов России. Сборник материалов. Сост. Н.В.Нищева
Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016 г.
Л.Н.Толстой. Избранные дневники 1895-1910 г. Цитата 511-527 из 675
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...
Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»
Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....