Конспект родительского собрания " Наши пальчики играют" (игровой тренинг)
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Михайлова Екатерина Николаевна

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_nashi_palchiki.docx649.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1

Конспект

родительского собрания

“ Наши пальчики играют”

Подготовила воспитатель

Михайлова Е.Н

Колпино, 2017 год

Форма проведения : игровой тренинг

Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу  развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребенком дома.

Задачи:

  • Познакомить родителей с нетрадиционными пособиями и играми по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет
  • Актививизировать родительский опыт по данной теме, укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива
  • Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать и использовать в домашних условиях нетрадиционные пособия и игры.

Участники: Родители, воспитатели

Место проведения: Музыкальный зал

Оборудование:

  • Столы полукругом
  • Нетрадиционные пособия и игры по развитию мелкой моторики рук :

“Покорми осьминожку”

“ Волшебные пробки”

“Игры с пуговицами”

“Сухой бассейн”

“ Покорми слоненка”

“Волшебная поляна”

“Разноцветные  шнуровки”

  • Мультимедийное оборудование для показа видеозаписи

 “ Любимые игры детей ”

  • Подготовка музыкального сопровождения


Подготовительный этап

  • Анкетирование родителей с целью выяснения представлений по данной теме
  • Консультация “ Речь детей на кончиках пальцев”
  • Папка-передвижка “ Развитие мелкой моторики рук”
  • Изготовление нетрадиционных пособий и игр по развитию мелкой моторики
  • Приглашение родителей на собрание в форме наглядной информации и на сайте закрытой группы “ Улыбка”
  • Оформление папок с детскими работами (нетрадиционная  форма рисования)
  • Памятка для родителей “ Что такое мелкая моторика”
  • Памятки по изготовлению нетрадиционных игр по развитию мелкой моторики “ Играем вместе с ребенком”
  • Фотостенд “ Мы играем”

Ход собрания.

  1. Организационная часть.

В помещении звучит мелодия. Родители проходят в зал и знакомятся с педагогической литературой.

Родительское собрание в раннем возрасте

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Давайте познакомимся друг с другом с помощью мягкого мячика. Встаньте, пожалуйста, в круг.

 Правила.

О себе ты расскажи

Соседу мячик протяни

И улыбку подари.

Вы сообщаете, чья Вы мама или папа, моя семья (нужно прибавить одно прилагательное, характеризующее вашу семью). Таким образом, передаем мячик по кругу. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держаться за руки. Воспитатель говорит, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизирует то, что нас объединяет одна цель-воспитание малышей и помощь им на данном этапе  их жизни. После игры родители садятся за столы.

Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку: Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

 Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Как Вы думаете, насколько развитие мелкой моторики рук у ребенка важно, почему уже сейчас нужно задумываться об этом? (Обмен мнениями)

Сообщение воспитателя об актуальности развития мелкой моторики рук. Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Уже с младенчества развивают мелкую моторику ручек у ребенка. Каким образом это делают, как вы думаете? (Обсуждение) На самом деле, это так, мамочки выполняют массаж пальчиков и ладошек малыша, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Потом ребеночек учится держать в руках предметы, изучая при этом мир вокруг себя через тактильные ощущения. Позже малыша обучают знакомым с детства потешкам с движениями. Какие потешки из детства, в которых задействованы ручки, помните Вы? В какие из них Вы играете со своим ребенком? (Родители называют потешки) По-другому эти потешки с движениями называются пальчиковой гимнастикой. Примеров таких игр очень много. Такие упражнения стимулируют не только двигательную активность, но и развитие речи. Ребенок учится подражать взрослому, вслушиваться в его речь, понимать её смысл, концентрировать свое внимание. Вместе с тем, сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю Вам побыть детьми и немного поиграть с пальчиками:

«Мальчик с пальчик»

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (Поочередно сгибаем пальцы правой руки с помощью пальцев левой руки и наоборот.)

 «Машина каша»

Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила. (Указательным пальцем левой руки мешаем  Положила Маша кашу.          в правой ладошке. )

Кошке в чашку,

Жучке в плошку,

 А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корыте поросятам.   (Загибаем по пальчику на каждое название. Всю посуду заняла                         Разжимаем ладошку. )

Всё до крошки раздала (Сдуваем воображаемые крошки)

 С помощью пальчиков вместе с ребенком можно рассказывать сказки.  Сейчас я предлагаю Вам разделиться на 2 группы.  Вы снова окунетесь в мир детства, вспомните любимые сказки, но предварительно вы должны вытянуть конвертик с названием произведения. Вам необходимо показать сказки с помощью рук и пальцев. Родители разыгрывают сказки "Колобок", "Курочка ряба"

Пальчиковые игры-не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка.

 В нашей группе много разных пособий и игр по развитию мелкой моторики,  в которые дети играют в свободной деятельности в течение дня.

Предлагаю Вашему вниманию  видеоролик “ Наши любимые игры ” (обмен мнениями )

Предлагаю Вам подойти к столу и ознакомиться с  разнообразными дидактическими играми и пособиями по развитию мелкой моторики, выполненными своими руками из бросового материала, рассмотреть и даже поиграть с ними. Вот, например, дидактическое пособие «Разноцветная поляна» , разработанное мною для детей нашей группы. (Дети закручивают и раскручивают пробки к горлышку  пластиковой бутылки) Давайте поиграем в неё..

Родителям предлагается поиграть в следующие игры ( по ходу воспитатель рассказывает способы  изготовления  и варианты игры) :

  “ Cложи картинку” (выкладывание картинки из пробок или пуговиц)

  “ Покорми осьминожек”  ( перекладывание гороха, фасоли и пр)

“ Cухой бассейн” (из киндер-сюрпризов, гороха, фосоли, макарон и т.п)

“ Веселый слоник” ( на ощупь угадать предмет, игрушку)

“Шнуровка из сеток для раковин”

Теперь я предлагаю Вам, кто желает, поделиться своим опытом домашних нетрадиционных игр с детьми (Обмен опытом 2-3  родителей, которые заранее подготовились к выступлению)

Мы с Вами рассмотрели ряд занятий, которыми Вы можете заниматься со своими детьми дома. Конечно, это маленькая часть того, чем мы занимаемся с Вашими детьми по развитию мелкой моторики

Для Вас я предлагаю памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома

 В заключение нашей встречи, хочется узнать, что нового вы для  себя открыли, что было более интересным.

(Мини-анкетирование “ Волшебный сундучок”)         

Спасибо за внимание и за Ваше участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

                      “ Играем вместе с ребенком”

  • Игры с пуговицами

Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунки (бусы, снеговика, цветочек и т. д.) и попросите малыша сделать такой же рисунок. Можно предложить разложить пуговицы по размеру, по цветам.

  • Игры с бельевыми прищепками

1. Предложите своему ребёнку вам помочь – пусть развешивает трусики, носочки, носовые платочки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать словами: Прищеплю прищепки ловко Я на мамину верёвку.

2. Скажите малышу, что жёлтые прищепки – это маленькие сказочные рыбки, а кружочек, выполненный из картона – это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей приделывать лучики для солнышка, вырезанного из картона, иголки ёжику, лепесточки для цветка.

  • Игры с макаронами Отлично развивает руку разнообразное нанизывание рожек, макарон на ленточку. Кроме того можно предложить малышу рассортировать их по размеру. Игры – шнуровки Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Это разовьёт пространственную ориентировку и внимание, сформирует навыки шнуровки.
  • Игры с крупами На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик и т. д. В ёмкость с высокими бортиками высыпьте фасоль или горох и спрячьте в неё маленькие игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и находит там игрушки.
  • Упражнения с карандашом. Пусть малыш покатает карандаш между ладонями, прокатит его по столу одним, двумя пальчиками. Можно использовать вместо карандаша – массажный шарик, грецкий орех.

 Советы родителям: Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Учите своих малышей застёгивать пуговицы, кнопки, молнии. Большое внимание уделяйте детскому творчеству: больше лепите, рисуйте с малышом, нанизывайте предметы на верёвочку.

Успехов Вам и Вашему малышу!

        

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы “ Что такое мелкая моторика ? Как ее развивать?”Ваши ответы помогут нам ориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу. _____________________________________________________________________________________ 1. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию) _____________________________________________________________________________________ 2. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните) Знаю. Смутно представляю. Не знаю. 4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

 Да, потому что…___________________________________________________________

 Нет, потому что…__________________________________________________________

Затрудняюсь ответить.

3. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните) Знаю. Смутно представляю. Не знаю. 6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите) _____________________________________________________________________________________ 4. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните) — Шнуровки.

— Вкладыши.

— Кубики (пластмассовые или деревянные).

— Мелкий конструктор.

— Дидактические кубы.

 — Мозаики.

 — Пазлы, разрезные картинки.

— Пирамидки.

— Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»)

. — Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

 6. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

 Нет.

7. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да.

 Иногда.

 Нет.

8. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

 Да.

 Иногда.

Нет.

9. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите). ___________________________________________________________________________________________

10. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните) Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

11. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) _________________________________________________________________________ .

 Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста », которое состоится …

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Консультация для родителей

МЕЛКАЯ МОТРИКА РУК. КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ?

Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка? Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребёнка. Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что когда ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму

Принципы подбора игр на развитие мелкой моторики.

1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.

2. Должна быть задействована вся кисть руки.

 3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Пальчиковые игры для детей

1. Фольклорные пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками», «Солим капусту», «Два медведя».

2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».

3. Различные игры с водой.

4. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребёнок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает её на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).

5. Игры – шнуровки: «Ботинок», «Яблоко и червячок», «Пуговица», «Домик» и др. 6. Мозаики (крупные и мелкие).

 7. Пазлы (твёрдые и мягкие): «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кораблик», «Паровозик», «Петушок», «Бабочка», «Сестра и брат», «Зайчик и собачка», «Одень девочку», «Одень мальчика», «Собачка», «Медвежонок», «Зайчик», «Клоун».

8. Игры с пластилином.

9. Игры на базе конструктора «Лего», (или другого). Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.

10. Рисование через стекло: - обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь);- обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.

11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.

12. Домашние дела, способствующие развитию мелкой моторики: - перемотка ниток; - завязывание и развязывание узелков; - перебирание круп и бобовых; - массаж ладошек грецкими орехами и карандашам; - водные процедуры, переливания воды ( можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё, объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).

Правила проведения игр на развитие мелкой моторики.

1. Игровые занятия должны постепенно усложняться.

 2. Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

3. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).

 4. Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.

5. Не допускайте переутомления ребёнка в игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1)   Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»....

Родительское собрание "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Уровень речевого развития у детей снизился за последние годы.Я предлагаю как можно больше заниматься и играть с пальчиками...

Родительское собрание "Наши пальчики играют говорить нам помогают"

Родительское собрание "Наши пальчики играют-говорить нам помогают"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19305864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Выступление на родительском собрании "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры.  Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. ...

Конспект родительского собрания «Наши пальчики играли» в группе раннего возраста

Конспект родительского собрания«Наши пальчики играли» в группе раннего возраста...