Чем занять детей летом?
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Чем занять детей летом?
Рекомендации для родителей.
Автор: Избицкая Ольга Сергеевна.
Наступило долгожданное лето. Родители и дети очень радуются всегда этому времени года. Взрослые
не всегда знают, как и чем занять детей в это время года.
Игры с песком
Испечем пирожки.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком, обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. Вы просите закрыть глазки, а сами прячете формочки в песок и просите ребенка найти спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости Вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз какой песок – сухой или мокрый. Затем Вы продолжите рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленькими, как любили приносить в баночке и в кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо «испечь» пирожки, выложив их на поднос. Когда пирожки будут готовы, ребенок называет то, что он “испек”, затем мы можем предложить малышу сравнить «пирожок» и настоящий овощ, чем они похожи (формой, размером), чем отличаются съедобный и несъедобный, твердый и хрупкий.
А теперь попробуем испечь «пирожок» из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, Вы их не опровергаете, а предлагаете проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, а Вы просите его объяснить, почему из мокрого песка «пирожки» получились, а из мокрого нет.
Выкладываем и печатаем на песке.
Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите детям как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово.
Поначалу взрослый может рисовать на песке палочкой контур предмета, а ребенок будет выкладывать по нему изображение. Затем дети сами начнут придумывать сюжеты для своих картин.
На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки разровнять влажный песок, а дальше вжимая в песок формочки, а потом, осторожно снимая формочку, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Можно использовать обычные формочки для песка, желательно разного размера и формы. Комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор.
Школа на песке.
Играя с песком, рисуя на нем вместе с детьми можно реализовать еще одну важную задачу – в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Пройди по квадратам. Нарисуйте вперемешку разные геометрические фигуры. Объясните что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку». Предложите ребенку перебраться на другой берег реки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз на квадратные и т.д.
Найди и покажи фигуры. Нарисуйте на песке различные фигуры, и предложите ребенку показать фигурки, посчитать и т.д.
«Из чего состоит песок».
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем отличаются и чем похожи? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
«Ветер».
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
«Своды и тоннели».
Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
«Песочные часы».
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».
Строительство из песка.
Сочетая разные виды построек - дороги, туннели, мосты, песчаные горки,- можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка, управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки. Эти макеты дети будут втыкать в песок.
Если есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка- перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.
Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите детям построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сидеть сторожевой пес. Дом можно сделать так: отделить от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему желаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала.
Играя с влажным песком, дети могут делать постройки по собственному замыслу, проявлять свою фантазию в самых разных играх. Можно предложить построить «Дворец для своего любимого сказочного героя, а потом украсить его ракушками, цветами и узорами. Также можно устроить конкурс «чей дворец лучше».
Игры на асфальте
«Классики» - самая распространенная игра среди детей.
Очерчивается квадрат, внутри этого квадрата расчерчиваются на маленькие квадратики. Ребенок прыгает по квадратам, затем поворачивается и повторяет движение в обратном направлении. Когда ребенок научится выполнять это упражнение ,нужно усложнить движения.
1.Прыжки выполняются в следующей последовательности:
2.Прыгать по всем квадратам в определенном направлении.
3.Прыгать так же, но перепрыгивать 1 и последний квадрат.
4.Прыгать так же, но через квадрат.
5.Прыжки попеременно ноги вместе и ноги врозь.
6.Тоже, что в предыдущем задании, но в конце классов повернуться кругом и продолжить движение в обратном направлении.
7.Прыгать, как в упражнении 5, но в средние квадраты прыгать на одной ноге, попеременно на правой и левой.
3 | 4 |
2 | 5 |
1 | 6 |
Игра «Класса в класс»
Нарисовать прямоугольник , разделить на 10 квадратов, к двум последним квадратам дорисовывают примыкающий полукруг, где пишут «Огонь» или «Котел». Для игры нужна плоская баночка из – под крема, заполненная песком, шайба или плоский камешек.
Правила:
1.Прыгая, не вставать на линии, разделяющие клетки.
2. Нельзя, чтобы бита перескочила очередную клетку.
3.Не допускается, чтобы бита попала на линии, разделяющие клетки.
Прыжки «Зигзагом»
Рисуется прямоугольник 2х4 квадрата. Правила игры запрещают наступать на линии. Последовательность:
1.Прыжки на двух ногах в направлении, указанном на рисунке.
2.То же, но прыжки на одной ноге: сначала на правой, затем на левой.
3.То же, но прыжки выполняются попеременно: то на правой, то на левой.
4.Прыгать так же, но чередовать прыжок на двух ногах с прыжком на одной в следующем квадрате.
5.Прыжки на двух ногах, во время каждого поворот на 90 градусов.
6.Прыгать так же, но чередовать прыжки на двух ногах с прыжком на одной, при этом не забывать выполнить поворот.
«Улитка»
Нарисуем улитку мелом, делим на 14 клеток ( штрихуем после цифры 4, 6. 8). Правила этой игры: камешек необходимо провести через все клетки, кроме заштрихованных, которые необходимо перепрыгнуть. Если камешек попал в заштрихованный квадратик, следует уступить место другому игроку.
Игры с пластмассовой тарелочкой
«Попади в круг»
Вариант 1
На дереве, за ветку привязывают гимнастический обруч. Отмечается стартовая линия. Дети по очереди метают тарелку, стараясь, чтобы она пролетела через центр круга. Каждый игрок имеет право на 3 попытки. Выигрывают самые меткие.
Вариант 2
На землю кладут гимнастический обруч или чертят круг диаметром 1 м. Дети по очереди с расстоянии 6-8 м бросают тарелку в цель, стараясь, чтобы она, пролетев по воздуху, приземлилась в кругу. Каждый имеет право на 3 попытки. Побеждает самый меткий участник игры.
«Снайперы»
На расстоянии 8 м от стартовой линии на земле кладут разные предметы - кеглю, кубик, булаву и т.д. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.
Игры с водой
"Подводная лодка из яйца”
В одном стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
«Цветы лотоса»
Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, лепестки распускаются).
«Рыбалка»
Пластмассовые рыбки с металлической серединкой бросить в таз с водой. И предложить детям поиграть в рыбалку. Например: кто быстрее, или кто больше наловит рыбы магнитной удочкой. В ходе игры объясните детям, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке.
«Тонущий корабль»
На поверхность воды в таз положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите детям, как из лейки или любой другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей емкости достигнет критического, и она начнет крениться и тонуть.
Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в нее соревновательный момент. Пусть дети льют воду в одинаковые емкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребенка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.
«Дальнее плавание»
Сделайте вместе с детьми бумажные кораблики, а затем спустите его на воду в таз. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Поэтому дуть надо не раздувая щек. Устройте соревнования, чей кораблик уплывет дальше.
Игры с ветром
«Помашем веером»
Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
«Поймаем воздух»
Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Сделайте вывод: воздух не «невидимка».
«Вертушка»
Из бумаги, плотной фольги или тонкого пластика, отрезанного, к примеру, от папки, сделайте вместе с ребенком вертушку.
«Пустыня в песочнице»
Разровняйте песок в песочнице, возьмите длинные соломинки от сока и дуйте на поверхность песка. Прямо на ваших глазах появится рябь, волны и целые холмы — песчаные барханы, как в настоящей пустыне. А если вы захватите фигурки змей и скорпионов, скатаете из травы «перекати-поле», у вас получится самая настоящая пустыня.
«Ветер-музыкант»
Найдите с малышом на улице длинную ровную палку, а дома отыщите различные металлические мелочи: гайки, шурупы, гвозди, старые ключи. Каждый предмет привяжите за веревку на палку таким образом, чтобы предметы касались друг друга. Теперь вашу веселую палку нужно подвесить на ветке дерева и как только подует ветер, раздастся перезвон.
Если повесить не только металлические предметы, а также и другие природные материалы — ракушки, камешки, деревяшки, то мелодия будет более глухой, но не менее интересной.
«Воздушный змей»
Воздушный змей обязательно должен быть в арсенале детских игрушек. Его можно купить, а можно соорудить самим, привлекая детей к декорированию. Со змеем можно играть и в безветренную погоду, он, конечно, не будет летать так высоко, но все равно, бегая со змеем на короткой веревке, вы получите летуна, пытающегося догнать держащего его ребенка.
«Ловушки для ветра»
Ветряные ловушки создаются для того, чтобы указывать направление ветра. Можно украсить ими любое дерево. Такие ловушки можно сделать нескольких видов.
Самый простой - нарезать длинные полоски гофрированной бумаги или разноцветных полиэтиленовых пакетов и связать в узел, оставив длинный «хвост». К узлу примотать веревку и игрушка готова. Можно играть, как с воздушный змеем - наблюдая, как на ветру играют длинные ленты, а можно привязать на дерево, украсив его танцующими хвостиками.
Можно использовать цилиндрическую коробку от чипсов или картонный цилиндр из-под туалетной бумаги. Сам цилиндр украсьте вместе с ребенком, у нижней кромки цилиндра проделайте несколько отверстий, в которые протяните длинные полоски гофрированной бумаги или полиэтиленовых пакетов. У верхней кромки цилиндра пробейте четыре отверстия, через которые протяните четыре веревочки. Свяжите веревочки вместе и привяжите к одной длинной веревке — теперь вы можете узнать направление и силу ветра по колыхающимся ленточкам.
Третий вариант: в одноразовой пластиковой тарелке вырежьте середину. К получившемуся кольцу по периметру привяжите ленты из различных материалов: пакеты, бумага, ткань, газеты. Еще один ловец ветра готов. Его можно привязать на качели и смотреть, как ленточки меняют направление своего полета.
«Самолетики»
Сделайте с ребенком самолетики из бумаги и устройте соревнование. Чей самолетик дальше улетит? Чей дольше будет держаться в воздухе или чей чаще падает в заданную точку? Попробуйте разные модели, каждый самолет будет летать по-своему.
«Рисунки ветра»
Ветер может не только петь и играть, но даже рисовать. Дома подготовьте бумажную тарелку, намазав на нее вазелин. Отнесите ее в поле, а на следующий день вернитесь посмотреть, какие удивительные рисунки нанес ветер при помощи семян растений, цветочной пыльцы, луковых трав и любопытных насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как занять детей
Игры и упражнения для развития внимания!...
Чем занять детей на природе
Консультация для родителей на тему организации досуга детей...
Чем занять детей летом?
Рекомендации для родителей....
Консультация для родителей "Чем занять детей летом"
Консультация для родителей в средней группе "Чем занять детей летом"...
Консультация для родителей «Чем занять детей летом?»Очень хорошо, если вы приурочите свой отпуск к каникулам вашего ребенка, и будете отдыхать вместе с ним. В этом случае у вас наверняка получится организовать отдых приятно и полезно. Все дети стремятся
Консультация для родителей как организовать не только приятный, но и полезный отдых для детей летом. Постараться самые обычные занятия превращать в увлекательные и познавательные игры....
Чем занять детей детей в период самоизоляции.
Чем занять детей?...