«Воспитание детей с ОВЗ в ОУ. Принимаем, понимаем, помогаем.»
статья на тему

Гужова Наталья Алексеевна

Опыт работы с детьми с ОВЗ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_o_detyah_s_ovz.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное( коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная(коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»

«Воспитание детей с ОВЗ в ОУ. Принимаем, понимаем, помогаем.»

Воспитатель

                                                                                                        Гужова Наталья Алексеевна         

Счастье – это мягкие тёплые ладошки,

За диваном фантики, на диване крошки…

Что такое счастье? Проще не ответить!

Счастье есть у каждого, у кого есть дети!

          Меняется мир, меняется и время, но главное остаётся непоколебимо – это наше наследие, наше продолжение, наши дети. Поколения сменяют друг друга – вчера этот мир принадлежал старикам; сегодня – взрослым; завтра – будет принадлежать детям. И в каждый момент времени все три поколения существуют – одновременно.

         Я хочу поговорить о детях, кому нелегко приходится в жизни, потому что они не такие как все. Это дети  с ограниченными возможностями здоровья. Они  прилагают огромные усилия для того,  чтобы жить, учиться, идти в ногу со временем, приобретая умения, навыки и жизненный опыт.

        Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения в психическом  и (или) физическом  развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны научиться жить в едином социуме. Это важно для всех детей, так как поможет каждому реализовать свой социальный и интеллектуальный потенциал.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

         По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с нарушением аутистического спектра;
  9. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (говорить, читать по слогам, писать), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). А есть и такие дети, для которых важным достижением станет держать ложку, взять в руки игрушку, сказать «МАМА».  

 Многие задают вопрос:  - А нужно ли обучать таких детей? В особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения.     Конечно, нужно, но, как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого – медико - педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

           Для детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки адаптированных основных образовательных программ.

Приоритетной целью коррекционной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Для детей с отклонениями период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, они не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).

Дети с ДЦП сталкиваются с проблемой в передвижении.

Аутичные  дети пугаются незнакомых людей,  предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать.

Дети, которые посещают  нашу группу, разные по своим личностным характеристикам, по физическому и умственному развитию, порой с очень сложными дефектами в развитии: дети с церебральным параличом, с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями.

Вся наша работа строится  при одновременной реализации таких условий, как готовность воспитателей к созданию благоприятной социокультурной развивающей среде, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей; тесное сотрудничество воспитателей группы, специалистов и родителей. В нашей работе нет мелочей, здесь важен правильный подбор методов и приёмов.

У нас работает много специалистов: помимо воспитателей в группе работают два младших воспитателя, которые готовы в любую минуту оказать помощь ребёнку; работает учитель-логопед, учитель - дефектолог, медсестра массажу, инструктор ЛФК,  и вся наша работа строится таким образом, чтобы ни один ребёнок не остался без внимания.

Таким образом, в ходе нашей работы мы решаем главную задачу – включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений за счёт различных видов деятельности (социально - коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной); в ходе самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных  форм коррекционной работы с детьми и показал свою эффективность:

- вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия: праздники, развлечения, проводимые в нашем учреждении  (День Знаний, Золотая Осень, Новогодний праздник, 8 марта, Праздник пап, День матери, Всемирный день ребёнка)

- дети совместно с воспитателями участвуют в конкурсах (рисунки, поделки, аппликации).

Огромное значение для развития двигательной активности детей играют тренажёры и ЛФК.

Дети с удовольствием занимаются лечебной физкультурой с инструктором ЛФК, выполняют порой очень сложные для них упражнения, которые требуют напряжения всех групп мышц и терпения. И надо поучиться у этих крох огромному усердию, рвению, которое они прилагают для того, что  обычным  детям дано с рождения – умение ходить самостоятельно, без посторонней помощи.

Наличие в нашей группе тренажёров даёт детям возможность в течение дня неоднократно тренироваться на них. Это дорожка Гросса, министеппер, велосипед, бегущий по волнам, ходунки, ползунки, тренажер натяжения и др.

Дети, сначала с осторожностью осваивают тренажёры, а затем с удовольствием разрабатывают мышцы ног и рук, пытаются самостоятельно ходить в дорожке « Гросса», делая первые неуверенные шаги, но с таким  желанием, ведь они делают сами свои первые шаги порой только в 5 – 6 лет.

Наши дети не чувствуют себя обделёнными заботой и любовью, они участвуют во всех делах нашего учреждения наряду с обычными детьми. Если не могут ходить и танцевать самостоятельно, то делают это с поддержкой воспитателей и специалистов. Детей не обманешь, они чувствуют своей душой то тепло и любовь, которое мы им дарим, передаём.

Мы их принимаем и любим такими, какие они есть, а ещё помогаем научиться новому, нужному и жизненно важному.

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка 

Допускает лишь своих!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мое педагогическое кредо – любить, понимать, помогать! "

Эссе  «Моя педагогическая философия»                                             ...

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

«Мое педагогическое кредо – любить, понимать, помогать!»

Я – воспитатель и этим горжусь, Что вместе с детьми жить на свете учусь! ...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Сценарий праздника «День домашних животных» в рамках акции «Три П: Понимаем, Помогаем, Принимаем»

Цель: развитие у воспитанников умения воспринимать домашних животных как партнёров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы. Привитие доброты, ответственн...

Понимаем помогаем принимаем - перспективный план.

Акция три П. Перспективный план работы....