«Экспериментирование в различных видах детской деятельности».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
«Экспериментирование в различных видах детской деятельности».
Детское экспериментирование, возможно, применять в различных видах детской деятельности.
Экспериментирование на организованной образовательной деятельности..
В работе с детьми дошкольного возраста, огромную роль играет организуемая образовательная деятельность, с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций». Это помогает развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать свои решения, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Для детей старшей группы цели направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей.
Условия, которые учитываются при разработке содержания познавательной деятельности:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко используются в исследовательской деятельности детей. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме.
Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:
«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?»,
«Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальцем, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» - эксперимент с собственным отражением в зеркале, «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский. Продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Необходимо упражнять детей действовать в уголке экспериментирования. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, такие темы творческих проектов, как «Новогодняя елочка», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызывают большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно могут заниматься сбором информации, писать статьи, мастерить и проводить эксперименты. Темы исследовательских проектов, такие как, «Почему кора на деревья трескается?», «Где зимуют божьи коровки?».
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimuliruyushchie_fevral.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование в различных видах детской деятельности».
Детское экспериментирование, возможно, применять в различных видах детской деятельности.
Экспериментирование на организованной образовательной деятельности..
В работе с детьми дошкольного возраста, огромную роль играет организуемая образовательная деятельность, с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций». Это помогает развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать свои решения, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Для детей старшей группы цели направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей.
Условия, которые учитываются при разработке содержания познавательной деятельности:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко используются в исследовательской деятельности детей. Существуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме.
Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:
«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?»,
«Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальцем, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» - эксперимент с собственным отражением в зеркале, «Умный язычок (определение вкуса)», «Где можно увидеть радугу? (домашнее экспериментирование, экскурсия)».
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский. Продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Необходимо упражнять детей действовать в уголке экспериментирования. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, такие темы творческих проектов, как «Новогодняя елочка», «Мы – журналисты», «Откуда краски к нам пришли?» вызывают большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно могут заниматься сбором информации, писать статьи, мастерить и проводить эксперименты. Темы исследовательских проектов, такие как, «Почему кора на деревья трескается?», «Где зимуют божьи коровки?».
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Экспериментирование в различных видах детской деятельности".
Интеграция экспериментирования и других образовательных обрастей....
Консультация для воспитателей: «Экспериментирование в различных видах детской деятельности».
Одниодним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой инфоинформации получае...
Экспериментирование в различных видах детской деятельности.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885454","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...
Статья «Экспериментирование в различных видах детской деятельности».
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкол...
Экспериментирование в различных видах детской деятельности.
Экспериментирование в различных видах детской деятельности.На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в с...
«Экспериментирование в различных видах детской деятельности»
«Экспериментирование в различных видах детской деятельности».Детское экспериментирование, возможно, применять в различных видах детской деятельности.Экспериментирование на организованной о...
Экспериментирование в различных видах детской деятельности
Повышение компетентности педагогов по вопросам экспериментальной деятельности...