Превращение носового платка
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №75 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Мастер класс по теме самообразования: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду»
для детей подготовительной группы
«Превращение носового платка»
Подготовила:
Авдеенко Нина Владимировна,
воспитатель 1 категории
Симферополь,2017г.
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «народная кукла».
Задачи:
1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2.Укреплять субъективную позицию педагогов.
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
4. Познакомить присутствующих педагогов с историей возникновения носового платка и изготовлением из него простых кукол, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения.
5. Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления «куклы-девочки», «куклы-мальчика», «зайчика на пальчик».
Методические приемы:
- Беседа,
- использование наглядного материала,
- ИКТ,
- театрализованное действие.
Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, тесьма, нитки.
Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла », аудиозапись «Говорят дети», ноутбук, экран, экспонаты мини-музея тряпичной куклы.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд №1-2)
Меня зовут Авдеенко Нина Владимировна. Я – воспитатель подготовительной группы. Стаж работы- 30 лет, первая категория. Тема, над которой я работаю третий год: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду». И сегодня я покажу мастер класс по своей теме.
Дети - удивительные, они совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на окружающий мир по-новому. И чтобы их понять, нужно самим нам стать чуть-чуть ребёнком и посмотреть на мир его глазами.
Я Вам хочу загадать загадку:
(слайд №3)
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Вовы, Тани,
Тети Вали, дяди Пети
И у всех людей на свете. Что это?
Правильно, это носовой платок.
-Как его можно использовать? (ответы)
Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Я хочу предложить послушать высказывания моих воспитанников.
(звучит аудиозапись –«Говорят дети», как используют носовой платок).
Удивительно, как дети видят столько предметов в одном носовом платке.
Такая обыкновенная вещь - носовой платок: он должен быть у каждого аккуратного человека, который следит за своим здоровьем.
Носовые платки используются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси они назывались ширинками.
Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.
(слайд №4-5)
С течением времени платки становились все проще, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые.
Сегодня бумажный носовой платок почти полностью вытеснил тканевый.
Появление бумажных носовых платков вызвано практическими соображениями (возможность одноразового использования, улучшение гигиены и облегчение ухода за ними).
Носовой платок становится путеводителем для детей в мир открытий. И я предлагаю Вам совершить путешествие на поезде.
( Звучит мелодия поезда. Выходят 3-4 чел имитируют, что едем )
Первая остановка «Кукольная».
(слайд №6)
Мы с Вами сделаем из носового платка куклу - мальчика и куклу –девочку.
(слайд №7-8)
народные куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые.
(слайд №9-10)
куклы обрядовые.
У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
куклы обереги,
они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
Кукла «Берегиня»
Охраняет и приносит благополучие дому.
- Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
«Кубышка – травница
Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.
Поехали дальше…
Вторая остановка «Игрушечная»
(слайд №11-13)
Сделаем игрушку – «зайчик на пальчик»
Куклы игровые
(слайд №14-15)
Игровые куклы делались ,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
«Зайчик на пальчик»
Кукла «Утешница»
Делалась из цветных, красочных тканей, была яркой, с пышной юбкой, в серьгах. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка.
«Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.
Фантики от конфет не выбрасывали, в них опять заворачивали конфеты
(слайд №16-17)
А еще помню, мы в детстве вот такими человечками развлекались:
Ставишь два пальца на уголки платка и туго обматываешь, чтобы ткань плотно обхватила пальцы. Теперь этот некто может бегать или плясать.
На пальчик можно сделать и куклу ангела.
Едем дальше, следующая остановка «Театральная»
(слайд №18)
Необходимо с нашими игрушками придумать небольшую сказку и показать нам её, у Вас есть 3 минуты.
(слайд №19-23)
Лев Семёнович Выготский говорил ,что творчество- это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует, создаёт что-то новое. Наша задача в работе с детьми развить творческое воображение, смекалку, увидеть и поддержать таланты в каждом ребёнке.
Для творчества я предлагаю детям большой выбор материалов. В процессе такой деятельности у детей появляется инициатива, формируются навыки общения, умение работать сообща. Дети с удовольствие выполняют действия с предметами, участвуют в театрализации.
Слушаем сказку, придуманную педагогами.
Следующая остановка конечная
(слайд №24)
Мы снова в нашем зале.
Вам удалось почувствовать себя детьми?
В таком случае я прошу выразить своё отношение к мастер классу,
Первый человек в 3 существительных, второй – в 3-х глаголах, 3 – в 3-х прилагательных
Наш платок (скатаю из него трубочку) превращается в микрофон и я прошу Вас поделиться своим мнением, как Вы используете носовой платок в работе с детьми.
Любой предмет , используя в работе с детьми, развивает творческие способности детей.
Мой мастер класс назывался : «Превращения носового платка».
(слайд №25)
Заключение
Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, поскольку тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Она делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.
Спасибо.
Если, вдруг, прикрыть минуту тишины.
Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
Иглой и ножницами наши прародительницы не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая».
Сказка для артистов
(нужно немного ваты -это борода деду, платочек -бабушке,)
Жили –были дед и баба и было у них много детей, сколько? ( число зависит от количества кукол)Однажды дети пошли в лес, а в лесу сидит зайчик , его выгнала лиса из избушки, дети спрашивают
-зайчик, почему ты плачешь?
-а как мне не плакать, выгнала лиса меня из избушки.
-пойдём к нам жить.
И забрали зайца, принесли они его домой. Смотрят , а следом за ними все зайцы из леса прибежали.
Дед – кто это с вами пришёл?
Бабка- пойдём ,зайцы, я вас покормлю.
И стали они жить поживать и добра наживать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Польза носового платка и его применение»
Консультация для родителей«Польза носового платка и его применение», где описывается как правильно научить малыша пользоваться носовым платком...
Конспект занятия на тему: «Пользование носовым платком»
Конспект занятия на тему: «Пользование носовым платком»...
Консультация для родителей "Польза носового платка и его применение"
В консультации для родителей дошкольников представлен материал о пользе носового платка, его применении....
конспект занятия "Знакомство с носовым платком"( группа компенсирующей направленности)
учить детей пользоваться носовым платком, знать его назначение, развивать мелкую моторику. Воспитывать культурно-гигиенические навыки....
Буклет-консультация "История носового платка"
Данное пособие было создано для родителей и старших членов семьи воспитанников первой младшей группы в ходе педагогического мини-проекта "Мой дружок-носовой платок!"...
Использование носового платка.
Использование носового платка.Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важн...
История носового платка
История носового платка ...