Превращение носового платка
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Авдеенко Нина Владимировна

Мастер класс по ознакомлению с носовым платком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер класс54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №75 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

                      Мастер  класс по теме самообразования: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду»

                              для детей подготовительной группы

         «Превращение носового платка»

        

                                

                                                                               Подготовила:

                                                                          Авдеенко Нина Владимировна,

                                                             воспитатель 1 категории

                                            Симферополь,2017г.                

Цель:

        Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «народная кукла».

Задачи:

1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать         профессиональную      компетентность.

2.Укреплять        субъективную     позицию    педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

4. Познакомить присутствующих педагогов с историей возникновения носового платка и изготовлением из него простых кукол, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения.

5. Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления «куклы-девочки», «куклы-мальчика», «зайчика на пальчик».

Методические приемы:

  • Беседа,
  • использование наглядного материала,
  • ИКТ,
  • театрализованное действие.

Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, тесьма, нитки.

Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла », аудиозапись «Говорят дети», ноутбук, экран, экспонаты мини-музея тряпичной куклы.

Ход:

       Добрый день, уважаемые коллеги!

(слайд №1-2)

 Меня зовут   Авдеенко Нина Владимировна. Я  – воспитатель подготовительной группы. Стаж работы- 30 лет, первая категория. Тема, над которой я работаю третий год: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду». И сегодня я покажу мастер класс по своей теме.

      Дети - удивительные, они совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на окружающий мир по-новому. И чтобы их понять, нужно самим нам стать чуть-чуть ребёнком и посмотреть на мир его глазами.

Я Вам хочу загадать загадку:

(слайд №3)

Должен быть всегда в кармане

У  Надюши,  Вовы, Тани,

Тети Вали, дяди Пети

И у всех людей на свете.   Что это?

        Правильно, это носовой платок.

-Как его можно использовать? (ответы)

        Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Я хочу предложить послушать высказывания моих воспитанников.

(звучит  аудиозапись –«Говорят дети», как  используют  носовой платок).

Удивительно, как дети видят столько предметов в одном носовом платке.        

Такая обыкновенная вещь - носовой платок: он должен быть у каждого аккуратного человека, который следит за своим здоровьем.

 Носовые платки используются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси они назывались ширинками.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.

      (слайд №4-5)

С течением времени платки становились все проще, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые.

 Сегодня бумажный носовой платок  почти полностью вытеснил тканевый.

 Появление бумажных носовых платков вызвано практическими соображениями (возможность одноразового использования, улучшение гигиены и облегчение ухода за ними).

Носовой платок становится путеводителем  для детей в мир открытий. И я предлагаю Вам совершить путешествие на поезде.

( Звучит мелодия поезда. Выходят 3-4 чел имитируют, что едем )

        

Первая остановка  «Кукольная». 

(слайд №6)

Мы с Вами сделаем из носового платка куклу - мальчика и куклу –девочку.

(слайд №7-8)

народные куклы бывают  игровые, обрядовые, обереговые.

(слайд №9-10)

куклы обрядовые.

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка.   Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».

куклы обереги,

 они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

- Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

«Кубышка – травница

Кукла наполнена  лекарственной   травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

        Поехали дальше…

Вторая остановка «Игрушечная»

(слайд №11-13)

Сделаем игрушку  – «зайчик на пальчик»

  Куклы игровые

(слайд №14-15)

Игровые куклы делались ,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

 «Зайчик на пальчик»    

Кукла «Утешница»

Делалась из цветных, красочных тканей, была яркой, с пышной юбкой, в серьгах. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка.

 «Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Фантики от конфет не выбрасывали, в них  опять заворачивали конфеты

(слайд №16-17)

А еще помню, мы в детстве вот такими человечками развлекались:
Ставишь два пальца на уголки платка и туго обматываешь, чтобы ткань плотно обхватила пальцы. Теперь этот некто может бегать или плясать.

На пальчик можно сделать и куклу ангела.

        Едем дальше, следующая остановка «Театральная»

(слайд №18)

 Необходимо  с нашими игрушками придумать небольшую сказку и показать нам её, у Вас есть 3 минуты.

(слайд №19-23)

Лев Семёнович Выготский  говорил ,что творчество- это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует, создаёт что-то новое. Наша задача в работе с детьми развить творческое воображение, смекалку, увидеть и поддержать таланты в каждом ребёнке.

        Для творчества я предлагаю детям большой выбор материалов. В процессе такой деятельности у детей появляется инициатива, формируются навыки общения, умение работать сообща. Дети с удовольствие выполняют действия с предметами, участвуют в театрализации.

Слушаем сказку, придуманную педагогами.

        Следующая  остановка конечная

(слайд №24)

 Мы снова в нашем зале.

Вам удалось почувствовать себя детьми?

   В таком случае я прошу выразить своё отношение к мастер классу,

Первый человек в 3 существительных, второй – в 3-х глаголах, 3 – в  3-х прилагательных

     Наш платок (скатаю из него трубочку) превращается в микрофон и я прошу Вас поделиться своим мнением, как Вы используете носовой платок в работе с детьми.

        Любой предмет , используя в работе с детьми, развивает творческие способности детей.  

Мой мастер класс назывался : «Превращения носового платка».  

   (слайд №25)

 Заключение

 Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, поскольку тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Она делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Спасибо.

Если, вдруг, прикрыть минуту тишины.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Иглой и ножницами  наши прародительницы  не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая». 

Сказка для артистов

(нужно немного ваты -это борода деду, платочек -бабушке,)

Жили –были дед и баба и было у них много детей, сколько? ( число зависит от количества кукол)Однажды дети пошли в лес, а в лесу сидит зайчик , его выгнала лиса из избушки, дети спрашивают

-зайчик, почему ты плачешь?

-а как мне не плакать, выгнала лиса меня из избушки.

-пойдём к нам жить.

 И забрали зайца, принесли они его домой. Смотрят , а следом за ними все зайцы из леса прибежали.

Дед – кто это с вами пришёл?

Бабка- пойдём ,зайцы, я вас покормлю.

 И стали они жить поживать и добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Польза носового платка и его применение»

Консультация для родителей«Польза носового платка и его применение», где описывается как правильно научить малыша пользоваться носовым платком...

Конспект занятия на тему: «Пользование носовым платком»

Конспект занятия на тему: «Пользование носовым платком»...

Консультация для родителей "Польза носового платка и его применение"

В консультации для родителей дошкольников представлен материал о пользе носового платка, его применении....

конспект занятия "Знакомство с носовым платком"( группа компенсирующей направленности)

учить детей пользоваться носовым платком, знать его назначение, развивать мелкую моторику. Воспитывать культурно-гигиенические навыки....

Буклет-консультация "История носового платка"

Данное пособие было создано для родителей и старших членов семьи воспитанников первой младшей группы в ходе педагогического мини-проекта "Мой дружок-носовой платок!"...

Использование носового платка.

Использование носового платка.Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важн...

История носового платка

История носового платка                                              ...