медиалаборатория "Лосик"
статья по коррекционной педагогике на тему

Громова Мария Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-statya.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как основа саморазвития ребенка и сплочения  всех участников воспитательного процесса дошкольника.

Работа медиалаборатории детского творчества, как синтеза музыкальной, познавательной и коммуникативной деятельности дошкольника началась три года назад, в 2014г.

В этапе психологическое сопровождение были намечены следующие цели:

1. Повышение уверенности детей в себе.

2. Развитие у детей коммуникативной сферы с целью реализации способностей.

3. Развитие навыка самопрезентации на публике, в том числе и со сцены.

Свою работу я начала с выявления  факторов, негативно влияющих на достижения поставленных целей.

Наблюдая за детьми в их свободной деятельности и на занятиях, я заметила, что дети практически не задают вопросов, пассивны в обсуждениях, не умеют себя занять или организовать совместную со сверстниками игру.

Данные плановой диагностики старших и подготовительных групп показали низкий уровень развития у детей воображения, логического мышления, общей осведомленности и произвольности.

Наблюдая за детьми  младших и средних групп, анализируя диагностические данные, я пришла к выводу, что медленно, но верно в малышах исчезает детская непосредственность, пропадает тот самый возрастной этап « Почемучек». Дети в общении серьезные, с каким-то механическим, роботоподобным поведением и реакциями. Они мало улыбаются и смеются, без эмоционально реагируют на происходящее вокруг них, (иной раз ловишь себя на мысли –кто из нас взрослый??), не умеют дружить. Дружба в их понятии сводится к потребительскому использованию друг друга.

Педагоги так же испытывают огромные сложности в работе, т.к. детей в группе много и большинство из них способны действовать только по инструкции: « Взрослый сказал - ребенок сделал». Если детям предоставляют свободу выбора, то они теряются, не знают, что им делать и чем заняться. Все чаще воспитатели говорят о том, что дети разучились самостоятельно играть друг с другом.

 Являясь слушателем и участником вебинаров и семинаров, организованных ГМЦ г. Москвы, ГППЦ ДО г. Москвы, анализируя опыт выступающих специалистов, я все больше находила подтверждения своим наблюдениям. В этом году на ММСО-2017, мне посчастливилось попасть на выступление замечательного специалиста в области детской психологии и психологии развития, российского учёного, доктора психологических наук, профессора Смирновой Е.О., которая, отмечала то, что игра всегда связана с переживаниями детей. Они играют в то, что нашло отзыв в их душе.

Наблюдая за «свободными» играми детей, понимаешь, как скучна и однообразна их жизнь. Самые ходовые игры «Стрелялки-пулялки», «Драчки», либо дети воспроизводят те игры, которым их научили воспитатели. Если игра понравилась, то дети будут ее практиковать в своей совместной деятельности. Но, длится это недолго - «шаблонное занятие» надоедает, а дети снова идут к воспитателю с просьбой с ними поиграть или вопросом, чем им заняться.

Не трудно догадаться, почему так происходит, ведь суть детской игры- это свободная активность ребенка, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослого. « Игра-язык ребенка. То, что взрослый взволновано, рассказывает, ребенок-проигрывает».

(цит. Эльконин Д.Б. «Психология игры») Следует вывод, что детей растят мониторы телевизоров и планшетов с мультфильмами и компьютерными играми, основная часть которых с антидетскими сценариями, т.е. направленные на искажение морально-нравственных норм и правил поведения, имеющих разрушительное воздействие на детскую психику.

Стоит отметить, еще один очень важный фактор, оказывающий влияние на развитие ребенка - это воспитатели дошкольного учреждения.  В психологии описано много различных типологий личностей. В своем педагогическом опыте работы у меня обозначилась следующая условная типология, которая подразделяется на три категории:

1 категория-те, кто качественно и добросовестно выполняют свою работу, но не погружены в нее с головой. Для них воспитание детей - просто работа, т.е выполнение своих прямых должностных обязанностей.

2-ая категория «Трудные воспитатели». Основа их воспитания заключается в убеждении: «Я - взрослый, поэтому умный и ребенок обязан слушаться меня и вести так, как мне удобно». Как правило они много говорят о своем профессионализме, любят поучить других и создать мнение об их сверх трудоголизме (кроме них и как они больше никто так не работает). На самом деле такие педагоги не справляются со своей работой ни в отношении детей, ни в отношении родителей, ни в отношении своих коллег. Дети, создающие проблемы такому педагогу, обычно отстраненны от участия в общей деятельности коллектива. С родителями у этого педагога часто происходят конфликты (« Какие родители, такие и дети»). К коллегам- лицемерное отношение и мнимое уважение. Эту категорию очень сложно чем-либо заинтересовать, т.к. « они все знают и умеют», но придумать и  предложить что-то свое они не могут.

3-ая категория - самая интересная, но, к сожалению, самая малочисленная- это

«Педагоги –Космос» ( цитата Андрея Комиссарова) или « Флагманы». Воспитательная работа для них образ жизни и любимое увлечение, в которое, как магнитом втягиваются дети, родители, и коллеги. Они всегда открыты, доброжелательны и полны новыми, интересными, нестандартными идеями. Что касается их идей - они обычно перерастают в грандиозные проекты. Работать с таким людьми всем очень комфортно.

Даже категория «Трудных воспитателей», считая работу «Педагогов-космос» простым «выслуживанием», нещадно критикуя за явное выделение из «общей массы», пытаются незаметно (как им самим кажется) копировать их работу.

Анализируя наблюдения, практический опыт с детьми и педагогами, было понятно, что как бы мы, работники образования не стремились к высокому качеству образования детей, без активного и плотного взаимодействия с родителями нам не обойтись.

В работе с родителями, обозначились следующие позиции семейного воспитания:

-«..ребенка надо развивать с раннего возраста, отдавая в различные кружки, которые подготовят его к школе» (причем, неважно, сколько ребенку лет, что он сам хочет и какими способностями обладает).  

- «…ребенок, в условиях современного технического прогресса, лучше обучается через компьютерные игры» (зачем ребенку читать сказку, когда он может посмотреть мультфильм по этой сказке? )

- «. если что-то не получается в воспитании ребенка, и он ведет себя не так, как хотелось бы, то всегда можно обратиться за советом в интернет»

Опираясь на анализ высказываний и мнений родителей, проведенных опросов и пожеланий родителей можно заметить, что всю ответственность за воспитание своего ребенка, родители чаще всего перекладывают на работников образования, специалистов, «педагогов» частных развивающих центров, бабушек и дедушек, чужих и незнакомых людей из интернета. Наблюдается и то, что родители практически не знают своего ребенка, а восприятие его поведения каким-то неадекватно искаженным

(хамит взрослым-проявляет характер; рыгает за столом-растет без комплексов) Если совсем коротко, то идеальный ребенок должен:

-готовиться к школе с пеленок и  не досаждать взрослым своими глупостями.

-если хочет с кем-нибудь подружиться, то  требуется взять с собой модную игрушку

( не произвольное внушение ребенку, что «вещь» важнее тебя самого « нет игрушки-нет друзей».)

Подведя итоги своих наблюдений, анализа, полученных диагностических данных я определила свою работу в следующих направлениях, идущих параллельно друг другу:

-работа с детьми с упором на развитие эмоционального фона;

- работа с педагогами с упором на просветительскую и практическую деятельность

-работа с родителями с упором на просветительскую и практическую деятельность, создание доверительного взаимоотношения.

В работу были включены дети, педагоги и родители старших и подготовительных групп.

Основой всей моей деятельности со всеми участниками стала- Игра.

В работе с детьми использовалась преимущественно сюжетно-ролевая игра, на основе сказкотерапии. Целью являлось то, чтобы через проживание, осмысления роли  героев и сюжета сказок, дети развивали и обогащали свой внутренний эмоциональный мир. В своих занятиях мы знакомились с разными эмоциями и их проявлениями, влияния их на характер и внешний вид героя, и даже, на ход событий; придумывали сказки сами, изобретали маркеры роли для героев и декорации.

Этапы работы были следующими:

1. Знакомство с эмоциями

2. Развитие творческого воображения, уверенности в себе и на публике с использованием элементов сценическое искусства.

В структуру любого этапа была заложена схема поисковой деятельности и экспериментирования, которая образно выглядела так:

«Проблема»        « Исчерпание решений / « Мозговой штурм»        

                          « Тупик»        « Инсайт»

Так же в своей работе я использовала настольные игры, разной направленности, которые помогли детям развить свое внимание, пространственные представления, логическое мышление, а так же эмпатию и уважение друг к другу ( « Доббль»,

« Скоростные колпачки», « Барабашка», « Перемешка», « Лепешка»,

« Имаджинариум»)

Работа с педагогами и родителями проводилась в виде практических семинаров и тренингов как совместно, так и отдельно «педагоги», «родители».  Темы этих мероприятий определялись родителями через опросы или  голосованием по составленному специалистами списку тем. Каждая встреча носила актуальный характер  с заложенной проблемой, т.е. в нее так же включалась вышеуказанная структура:

«Проблема»        « Исчерпание решений / « Мозговой штурм»        

                          « Тупик»        « Инсайт»

Примерный план практического тренинга:

1. Знакомство

2. Погружение в тему («проблема» участники делятся своими знаниями, мнениями, мыслями, предположениями)

3. Коллективный поиск ответа («Мозговой штурм» участники делятся своим опытом в решениях аналогичных проблем. Поиск решений)

4. Получение собственного опыта, через практическую деятельность. Рефлексия.

(« инсайт»)

На практике самый позитивный, продуктивный и запоминающейся стал семинар «Родители, дети и …игра», в котором совместно участвовали родители и педагоги.

Организация семинаров и тренингов для родителей проводилась совместно с психологами школы нашего комплекса (Ушаковой Е.И., Шевченко О.В., Фадеева Д.С., Аввакумовой Н.В.), что дало возможность, используя опыт друг друга многограннее и эффективнее подойти к решению волнующих и актуальных тем, в том числе и преемственности дошкольного и школьного образования.

Подведя итоги проведенной работы с уверенностью можно отметить то, что поставленные цели были успешно реализованы:

-дети стали открытыми и позитивными. Участвуя в художественно-музыкальных постановках, вели себя уверенно и свободно, даже на « чужой сцене» и публике. Но, самое главное, дети научились по-настоящему дружить – поддерживать друг друга, сопереживать, делиться радостью и радоваться за друга

- родители, в тесной работе на семинарах и выступлениях детей сдружились между собой, стали более внимательными и понимающими в отношении к своим детям, участными в детской жизни.

- «трудные педагоги», хотя и давалась им это очень нелегко, и где-то требовалось административное принуждение, стали искать подходы к

« трудным детям»,  и уважительно-доверительному взаимодействию с родителями.

- совместная работа специалистов дошкольного и школьного отделений позволило обменяться опытом и повысить доверие родителей и педагогов к комплексной психологической службе.

Тесное сотрудничество и объединение в достижении общей цели позволило сплотить педагогов, родителей и детей в одну команду.