Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Екатерина Михайловна Свистунова

Соблюдение режима дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soblyudenie_rezhima_dnya_v_rannem_vozraste.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Соблюдение режима дня в раннем возрасте –

                             первая ступень

                   на пути формирования здорового образа жизни»

                  «Дело воспитания – простое, радостное и легкое дело, если оно                   организовано согласно социологическим, психологическим и педагогическим  закономерностям.»

                                                                                       А.С Макаренко

Дети - это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых. Главная задача воспитателя при работе с детьми раннего возраста – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем,  обеспечит им возможность сохранения здоровья.

Что же необходимо для формирования здорового образа жизни, а также повышению сопротивляемости организма ребенка к воздействию окружающей среды? Ответ прост, как всё гениальное – соблюдение режима дня. А под ним понимается, не только точное время приёма пищи, сна и бодрствования, как думают многие родители, но и многое другое, что входит в режим дня. Что же такого необыкновенного в режиме дня дошкольного учреждения? Почему его соблюдение гарантирует детям здоровье?

Утренняя гимнастика под веселую музыку создает бодрое настроение, дает заряд на весь день, развивает координацию в пространстве. Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики и кубики, ленточки, палочки, яркие флажки и платочки, погремушки, колокольчики, веревочки. Можно делать имитационные упражнения без предметов.

-Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем имитируя движения лягушек)
"Ква-ква-ква".
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)
"Шу-шу-шу".
Знает,как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
"Кар-кар-кар".
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
"Му-му-му".

Ежедневные прогулки утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур (ниже -15oС). Они оздоравливают и развивают. Прогулка состоит из нескольких частей: наблюдение за природой, индивидуальная работа воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, беседы с детьми об окружающем мире, игры большой  и малой подвижности. Пример активных  и шумных игр: ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по пенькам), бег (догонялки,  бег с препятствиями), игры с мячиком (бросаем, ловим), прыжки (на двух ногах и через препятствия – камушки, палочки, веревка), лазанье (шведская стенка, обруч, тоннель), катание на велосипеде, на качелях и с горки.  Пример малоподвижных игр: с песком и водой (куличики, секретики), с камушками и шишками (выкладывание, собирание), с мячом (перекатывание от одного ребенка к другому (взрослому) и обратно, катание мяча с горки), рисование (палочками, мелками), прятки, игры с пальчиками (они забавляют малышей, развивают мелкую моторику и координацию движений, активизируют речь, память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание), например:

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

 – Сколько стоит?

 – Три рубля. Покупайте у меня!

Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Пока дети на свежем воздухе, в группе проводятся кварцевание, проветривание, влажная уборка.

Обязательный дневной сон, как один из периодов отдыха организма. Приятная, тихая музыка способствует расслаблению организма, помогает детям плавно перейти от бодрствования к отдыху.

Чтобы пробуждение было приятным, уделяем немного времени бодрящей гимнастике.  Делать её можно прямо в кроватке или на коврике.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Анин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у детей жизненно необходимые в различных видах деятельности двигательные умения и навыки.

 Посредством ходьбы развивается весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В ходьбе участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие у ребенка навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года.  В подвижных играх используются знакомые детям основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врассыпную, катание мяча, прыжки, бросание в цель, бросание и ловля мяча, имитационные движения, ползание, подлезание.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся  строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. 

В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. К закаливанию относится:

  Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня. Поддержание   нормальной  температуры  воздуха  в  помещении (1 мл. гр. +19+20 oС);

  Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений;

  Правильный подбор одежды, облегченная одежда;

  Мытье рук, умывание, мытье ног (в летний период).

Дыхательная, артикуляционная гимнастики способствуют развитию органов дыхания и речевого аппарата. Дыхательные упражнения  помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно-сосудистую и нервную системы.

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох),
Ротиком подули (3 — 4 раза).
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем — «капризики» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем — болезнь отпускаем!

Использование динамических пауз на занятиях. Осваиваем с детьми «Аэробику для малышей» Е. Железновой. На аудиодиске представлены песенки-игры, они радуют малышей, оказывают положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой – с горохом, рисом и крупой!

Поднимите шарик свой высоко над головой…

На носик можно положить, но только чур не уронить!

Прыгай, прыгай высоко, прыгать с шариком легко.

Так прыгай, прыгай веселей и даже ножки не жалей…

Шар перед собой кладем и вокруг него идем.

И даже можно проскакать, но только шар не задевать.

На ладошке шар несем, а другой ладошкой бьем

И дружно говорим слова: и раз – и два, и раз – и два.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой – с горохом, рисом и крупой!

Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивать крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Положительный эмоциональный настрой очень важен для общего физического состояния детей.

Ходьба по ребристым дорожкам. Использование дорожек способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания -  как неотъемлемая часть воспитания полноценной личности с привычкой думать и заботиться о своем здоровье.

 Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем представление о функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью.

Создание в группе приятной, теплой атмосферы, уютной, физиологически обусловленной обстановки: мебель по росту детей, яркие (но не раздражающие) цвета, игрушки и пособия из экологичных материалов, ухоженные комнатные растения, чистота в группе, много света.

Обязательным условием, как фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе раннего возраста является спокойный, доброжелательный тон воспитателя, а также знание индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Важной составляющей всего педагогического процесса является для нас работа с родителями, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Мы объясняем родителям, что для формирования, сохранения и укрепления  здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

На собраниях, в личных беседах с родителями  рассказываем, зачем в семье необходимо поддерживать режим дня дошкольного учреждения. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамичный стереотип поведения.  Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.

Очень важно научить родителей и правильной смене различных видов деятельности детей во время бодрствования. Пояснять, как и зачем активизировать малоподвижного ребенка, когда «переключить» непоседу на игру средней и малой подвижности. Работу в данном направлении нужно продолжать, расширять  и углублять.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

                                                                                Подготовила воспитатель: Свистунова Екатерина  

Михайловна.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...