ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Кому это нужно?» Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. Ход игры: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Игра «Кому без них не обойтись?» Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Ход игры: Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям
Игра «Для человека какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Ход игры: Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Угадайте, что я делаю?» Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание. Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова: Мы с тобой трудиться будем, Порученье не забудем. Не зевай, выполняй И за мною повторяй! Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Зачем нужно это делать?» Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах. Ход игры: Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры? — Зачем ухаживать за своим телом?
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Игра «Выбираем работу» Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии. Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать И работу выбирать. В космонавты мы пойдем И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу. В комбайнеры мы пойдем И комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем И пожар тушить начнем.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Жила-была куколка Маша. Все звали её Растеряша. Вот и сегодня: проснулась, Сладко она потянулась. Ножки она одевала – Носочки свои потеряла. Платьице Маша надела: «А фартук куда же я дела?» Капают слёзы из глаз, Носик захлюпал тотчас. Где же платок носовой? Нет его, ой-ёй-ёй-ёй!
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не пропал» Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла, Ищешь, ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, Как живёшь? » |
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Игра «Исправь ошибку» Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. Ход игры: Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д. Игра «Продолжи предложение» Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. Ход игры: Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. Ход игры: Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… и т.д.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Игра «Угадай профессию». Цель: Расширять представления детей о профессиях, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям. Ход игры: Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод. Теленок — телятница. Овца — овцевод. Олень — оленевод. Виноград — виноградарь. Чай — чаевод. Хлеб — хлебороб. Сад — садовод. Цветы — цветовод. Пчела — пчеловод. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист.
| Ведро и швабра—уборщица. Билет — кондуктор. Касса — кассир. Рубанок — столяр. Краска и кисть —маляр. Мастерок — штукатур. Кульман — инженер. Молот и наковальня — кузнец. Огнетушитель — пожарный. Самолет —летчик Космический корабль — космонавт. Пожарная машина —пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина —гонщик Корабль — капитан.
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ
Игра «Накроем стол для кукол». Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ Игра «Что хочет делать Маша?» Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши: - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы. - Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ Цель: Дать детям элементарные представления о гигиене и навыках самообслуживания; воспитывать опрятность.
Водичка, водичка, умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб кусался зубок, Чтоб смеялся роток!» Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова. Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по – нем – нож – ку… Нет, не понемножку – посмелей, Будем умываться веселей! Ротик, ротик, где ты ротик? Зубки, зубки, где вы зубки? Щечка, щечка, где ты щечка? Будет чистенькая дочка!
Соберу гольфик в гармошку, И надену его на ножку. Три ладошка об ладошку, Понемножку, понемножку. |