Консультации для родителей "Психология детства"
консультация (старшая группа) на тему

Материал  для родителей по вопросам возрастной психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.rar530.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

Диагностика психического развития ребенка 2 - 4 лет

C:\Users\Главный\Desktop\ychebnik-raskraski-11.jpg

     

            Автор-составитель: Читоркина М.М.,

воспитатель  

       

                                                                                                                                                             

г. Новокузнецк,2017

Диагностика психического развития ребенка 2 - 4 лет

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998). Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах. Этот материал может быть использован практическими психологами. Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

Наиболее значимыми диагностическими показателями являются:
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (адекватность поведения).
2. Понимание инструкции и цели задания. Характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца задания.
Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.
3.Характер деятельности:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • целенаправленность и активность;
  • способы деятельности (адекватность, рациональность);
  • уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления);
  • использование помощи, виды и мера помощи;
  • волевые усилия.
    У детей с задержкой психического развития также наблюдается снижение познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков предметов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.
    4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (см. выше).
    5. Критичность оценки результатов своей работы.
    У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отстал ы м и детьм и).
    6. Состояние моторики.
    У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.
    7. Уровень речевого развития.
    У детей с задержкой психического развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутренней речи.
    Например, описание типичных результатов наиболее употребляемых методик.
    Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
    Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с досками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организация деятельности ("Не спеши!", "Попробуй по-другому"), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ребенка (астения и пр.).
    Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.
    Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте,
    однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.


Методика психолого-педагогического обследования детей 2—5 лет


№ п/п

Задание

Выполнение задания

2—4 года

4—5 лет

1

Разборка и складывание матрешки: четырехместной 
пятиместной

+


+

2

Разработка и складывание пирамидки: 
из четырех колец 
из шести колец

+


+

3

Доски Се гена № 1 и 6

+

+

4

Коробочка форм (почтовый ящик): 
из четырех форм 
и з пяти форм

+


+

5

Разрезная картинка: 
из трех частей 
из четырех частей

+


+

6

Цветные кружки: 
пяти цветов 
семи цветов

+


+

7

"Достань ключик": 
практическая задача 
на картинке

+


+

8

Счет

+

+

9

Конструирование: 
из четырех элементов 
из пяти элементов

+


+

10

Рисование (дом, дерево, человек)

+

+

11

Игра

+

+

Методика психолого-педагогического обследования детей 6—7 лет


№ п/п

Задание

Выполнение задания

1

Включение в ряд

+

2

"Лесенка"

+

3

Классификация картинок по функциональному назначению

+ ,+

4

Группировка картинок по способу действия

+

5

Счет

+

6

"Наиди время года"

+

7

"Дорисуй"

+

8

Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу)

+

9

Рисование (дом, дерево,человек)

+

10

Игра

+

Найди место (предлагается с 4 лет): у детей с задержкой психического развития представления о цвете формируются несколько позже, чем у нормально развивающихся. Для понимания задания более эффективной оказывается не словесная инструкция, а показ того, что надо сделать (экспериментатор берет любой кружок и кладет его на соответствующую полоску). Дальнейшие действия ребенок производит сам. Вторая часть задания понятна ребенку, и он способен дифференцировать основные цвета по названию. Третья часть требует специального обучения, поэтому выполняется не всеми детьми. Они путают названия цветов. К школьному возрасту дети запоминают названия основных цветов и различают их. Конструирование по образцу (предлагается с 4—5 лет): дети с задержкой психического развития проявляют интерес к работе. Задание понимают. Однако из-за недостаточной активности зрительного анализа, недоразвития пространственных представлении, а также несформированности деятельности (неумения целенаправленно работать, планировать, контролировать свои действия и т.п.) могут быть неточные воспроизведения образца. Уточняющие вопросы, организующая помощь оказываются эффективными.