Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
учебно-методический материал на тему

Идиатулина Лилия Мансуровна

Вашему вниманию предлагается карта индивидуального образовательного маршрута дошколника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_marshrut.pptx1.97 МБ
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_doshkolnika.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Сказка» Педагогический мониторинг На начало года На конец года ФОРМЫ и МЕТОДЫ: наблюдение, свободное общение педагога с детьми, беседы, игры, рассматривание картинок; изучение продуктов деятельности детей; несложные эксперименты ; беседы с родителями, НОД.

Слайд 2

Примерный инструментарий игровых заданий по возрастам набор диагностических карт для занесения результатов (таблицы Ехсе I ) справка по итогам мониторинга (результат по группе) Карта индивидуального маршрута



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Ст. воспитатель Идиатулина Л.М., МАДОУ «Сказка»

В  муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма «Сказка» педагогический  мониторинг проводится  в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155, Уставом МАДОУ, Образовательной программой дошкольного  образовательного учреждения и Положением  о педагогическом  мониторинге.

          Такая оценка производится педагогическим работником в рамках мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности  педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Мониторинг  осуществляется педагогическими работниками во всех возрастных группах по следующим направлениям: физическое  развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и соответствуют задачам  и направлениям образовательной программы дошкольного учреждения.

Цель и задачи педагогического мониторинга

 Получение объективной информации об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника и  реализации "Образовательной программы ДОУ".

 Совершенствование организации образовательного процесса.

Мониторинг осуществляется педагогами, специалистами, в пределах их компетенции.

 Периодичность, конкретные формы, методы, направления, сроки, инструментарий, формы отчетной документации отражены в годовом плане работы дошкольного учреждения, образовательной программе дошкольного учреждения.  

По окончании учебного года, на основании аналитических материалов (справок) по итогам мониторинга освоения программы группой детей в целом, определяется эффективность проделанной работы, сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.

Технология мониторинга.

- Мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.

- В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок;

- специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой  дошкольного учреждения для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания в  игровой форме, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи;

- изучение продуктов деятельности детей;

- несложные эксперименты;

- беседы с родителями.

Обследование проводится в игровой форме. 

- Педагоги используют диагностический инструментарий мониторинга, набор диагностических  карт. Результаты мониторинга каждого ребёнка заносятся в диагностическую карту (в программу Ехсel).

 Критерии могут соответствовать баллам:,3,2,1  или уровням: высокий, средний, низкий.

Поскольку результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. Оптимизации работы с группой детей. (ФГОС п.3.2.3.),

то на  основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели составляет справку  возрастной группы, которая  служит основой для разработки или корректировки рабочей программы педагога, т.о. конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе,  так же  планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. Педагог  формирует список детей. Дальнейшая работа по реализации индивидуального маршрута ребенка отражается в календарно-тематическом планировании на каждый день, в разделе индивидуальная работа.

- Старший  воспитатель заполняет итоговые (сводные) таблицы, которые позволяют увидеть сравнительные результаты каждой группы в начале и конце года. В конце учебного года обработанные  результаты мониторинга могут являться основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

 

Согласно закону «Об образовании в российской Федерации», в соответствии с 44 статьей «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)» несовершеннолетних обучающихся родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:

- с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности

- с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

- с информацией о всех видах планируемых обследований ребенка и т.д.

- с результатами проведенных обследований ребенка.

Родители обязаны:

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей.

Карта индивидуального развития дошкольника

 Карта индивидуального развития дошкольника (далее - Карта) предусмотрена для аккумулирования (сбора) информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ: образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) и дополнительных общеобразовательных  программ (далее - ДОП).

Карта разработана с учетом:

  •   требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. «1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п. 3.2.3.);
  •  «Диагностики готовности ребенка к школе», позволяющий определить степень готовности ребенка к учебной деятельности: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные представления). (Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).
  • основных положений методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), авторы –  Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов;

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, в данной методике воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания - самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот "образ" ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений. Данная методика позволяет проследить становление инициативности, самостоятельности ребенка в разных видах деятельности.

Карта разработана в целях:

  • осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;
  •  осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
  • обеспечение поддержки у родителей (законных представителей) позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательных отношений в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников Карта может быть предоставлена ими в качестве  портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение  (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации об индивидуальных особенностях ребенка – выпускника дошкольного учреждения, об уровне освоения им образовательных программ (ОПДО и ДОП) и сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Периодичность заполнения Карты – два раза в год (на начало и окончание учебного года).

При заполнении Карты используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика:

1 – низкий уровень (Н);

2 – достаточный (средний) уровень (Д);

3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

Условные обозначения:

н.г. – начало года

к.г. – конец года

Далее я пройдусь по разделам карты.

В первую очередь, говоря о плюсах педагогического мониторинга,  на сегодняшний день можно выделить следующее:

- мы ушли от тестовой системы, в основном информацию педагог получает от прямого наблюдения за поведением ребенка.

- педагогическая диагностика ориентирована на индивидуальное развитие ребенка, а не на выявление качественного показателя в целом по группе.

Проблема:

  1. Педагогам сложно организовать и отразить в документах воспитателя систему педагогической работы по  индивидуальному маршруту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....

Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Один из вариантов инд. обр. маршрута дошкольника....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....