Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
материал (средняя группа) на тему

Сутягина Юлия Павловна

Содержит описание предметно - пространственной среды группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 407

г.о. Самара

Аналитическая справка «Создание  развивающей  предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила: Сутягина Ю. П.

Самара

2016г.

Краткая характеристика группы:

Группа №11: общеобразовательная группа, пятидневная рабочая неделя, 12 часовой рабочий день с 7.00 до 19.00.

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 32 ребёнка, из которых 16 мальчиков и 16 девочек.

Детский сад работает по образовательной программе «Детство».

 

Особенности организации развивающей предметно

-пространственной среды по программе «Детство»

Насыщенная  развивающая  предметно-пространственная  среда  становится

основой  для  организации  увлекательной,  содержательной  жизни  и  разностороннего развития  каждого  ребенка.

Стоит  подчеркнуть  необходимость  создания единого

Пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп,

кабинетов и залов, дополнительных  кабинетов—коридоров  и  рекреаций,

физкультурного  и музыкального залов, изостудии и театрального зала,

комнаты сказок и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских,

компьютерного класса, участка.

Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения  ребенка  по  всему  зданию,  а  не  только  в  пределах  своего  группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Если  позволяют  условия, можно  обустроить  места  для  самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах.

Все  это  способствует  эмоциональному  раскрепощению, укрепляет  чувство уверенности в себе и защищенности.

В  некоторых  помещениях  детского  сада  (в  сенсорной  комнате, кабинете педагога-психолога, в  помещении, отведенном  для  семейной  гостиной, музыкальном зале)  могут  находиться  специальные  информационно-коммуникационные  средства, позволяющие  усиливать  эффект  погружения  в  воображаемую  ситуацию  с  помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта.

В детском саду желательно иметь помещения для художественного творчества детей —изостудию, музыкальную  или  театральную  студию.

При  наличии необходимых помещений и свободного пространства оборудуют сенсорную комнату.

Значительную  роль  в  развитии  дошкольника  играет искусство, поэтому  в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному   искусству.   Картины,   скульптуры,   графика,   роспись,   витражи, декоративные  кладки,  изделия народного  прикладного  искусства  и т.д.  с  детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно

-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Помещение  группы  детского  сада—это  явление  не  только  архитектурное, имеющее   определенные   структурные   и   функциональные   характеристики.

Пространство,  в  котором  живет  ребенок,  оказывает  огромное  психологическое  и педагогическое воздействие, в конечном счете выступая как культурный феномен. Для всестороннего  развития  необходимо  предоставить  возможность  дошкольникам полностью  использовать  среду  и  принимать  активное  участие  в  ее  организации.

Продукты  детской  деятельности  в  качестве  украшения  интерьеров  детского  сада насыщают  здание  особой  энергетикой,  позволяют  дошкольникам  понять  свои возможности в преобразовании пространства.

Предметно-пространственная  среда  организуется  по  принципу  небольших полузамкнутых  микропространств, для  того  чтобы  избежать  скученности  детей  и способствовать  играм  подгруппами  в  3—5  человек.  Все  материалы  и  игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия

для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения»,

где  ребенок  может  отойти  от  общения,  подумать,  помечтать.  Такие  уголки  можно создать,  перегородив  пространство  ширмой,  стеллажами,  разместив  там  несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности:—центр   познания обеспечивает   решение   задач   познавательно-исследовательской  деятельности  детей  (развивающие  и  логические  игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);—центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей

(режиссерские   и   театрализованные ,музыкальные игры   и   импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);—игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;—литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;—спортивный  центр  обеспечивает двигательную  активность  и  организацию здоровье сберегающей деятельности детей.

Есть ряд  показателей,  по которым  воспитатель может оценить  качество созданной в группе развивающей предметно игровой среды и степень ее влияния на детей.

1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок  выбирает  занятие  по  интересам  в  центрах  активности,  что  обеспечивается разнообразием  предметного  содержания,  доступностью  материалов,  удобством  их размещения.

2. Низкий  уровень шума  в  группе  (так  называемый рабочий  шум),  при  этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

3. Низкая  конфликтность  между  детьми:  они  редко  ссорятся  из-за  игр,  игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок,  рассказов,  экспериментов,  игровых  импровизаций  и  других  продуктов  создается

детьми в течение дня.

5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,

желание посещать детский сад.

Особенности предметно – развивающей среды в средняя возрастной группе по программе «Детство».

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками  деятельности,  а  также  развивать  познавательную  деятельность  и поддерживать  попытки  творчески  отражать  впечатления  в  продуктивных  видах деятельности.

Предметно-пространственная  среда  организуется  по  принципу  небольших полузамкнутых  микропространств  для  того,  чтобы  избежать  скученности  детей  и способствовать играм небольшими подгруппами в 2—4 человека. Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо подвесить  мобили,  колокольчики,  погремушки  или  нарисовать  на  стене  ладошки  на разной  высоте  и  ввести правило:  поиграл —встань,  подними  руки,  подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

Средний дошкольный возраст —время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети пятого  года  жизни,  как  и  младшие  дошкольники,  любят  многократно  повторять полюбившиеся   игровые   действия   и   сюжеты.   Поэтому,   если   сюжет   игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить  к  ней  атрибуты.  Сигналом  о  необходимости  существенных  изменений  в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое  сворачивание  игры.  В  этом  случае  необходимо  внести  атрибуты  для разворачивания  новых  сюжетов.  Сюжеты  в  этом  возрасте  просты  и  связаны  с имеющимся  у  ребенка  опытом:  семья,  магазин  (продуктовый,  игрушек,  одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк,  путешествие на дачу...

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и профессий ,мягкие игрушки —котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.(лучше не очень крупных размеров —чуть больше ладони взрослого),наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта.

В  группе  необходим  запас  дополнительного  игрового  материала:  коробок  разных размеров и форм, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и т. п.

Все это

найдет  применение  в  игре,  будет  способствовать  развитию  игровых  замыслов  и

творчества.

Можно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить о

бои в кукольной  комнате,  сделать  продукты  для  игры  в  магазин,  придумать  значки  для обозначения кабинета доктора и пр. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою  игровую территорию.

Для этого можно использовать легкие раскладные ширмы  (1—2  на  группу),  цветные  шнуры,  заборчики  из  брусков  и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя

более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Увеличивается  количество  крупного  модульного  материала  (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.), чтобы дети могли сами выстраивать для себя пространство,  видоизменять  его.  Подойдут  для  этой  цели  и  каркасы  с  набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр.  Усложняются  форма  деталей,  способы  крепления,  появляются  тематические

наборы  («Город»,  «Поезд»  и  др.).  Время  от  времени  постройки  фотографируют  и создают фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений.

Усиливается  познавательная  активность  дошкольников.  Это  проявляется  в многочисленных  вопросах  детей  к  воспитателю:  «Почему?»,  «Зачем?»,  «Для  чего?»

Развивающееся  мышление  ребенка,  способность  устанавливать  простейшие  связи  и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в  группе  организуется  сенсорный  центр —место,  где  подобраны  предметы  и материалы,  познавать  которые  можно  с  помощью  различных  органов  чувств.

Например:  музыкальные  инструменты,  шумовые  предметы  можно  слышать;  книги, картинки,  калейдоскопы  можно  видеть;  баночки  с  ароматизированными  веществами можно нюхать.

В  среднем  дошкольном  возрасте  дети  активно  осваивают  средства  и  способы познания.  Среди  дидактических  игр  прежде  всего  должны  быть  игры  на  сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12—24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр должны быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно.  Также  надо  показать  детям  способы  фиксации  процесса  и  результата экспериментов,  внести  бумагу  и  ручку  для  самостоятельных  зарисовок.  Это  будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

В  среде  группы  активно  используются  знаковая  символика,  модели  для обозначения  предметов,  действий,  последовательностей.  Придумывать  такие  знаки, модели  лучше  с  детьми,  подводя  их  к  пониманию,  что  обозначать все можно графически,  а  не  только  словами.  Например,  вместе  с  детьми  определяют последовательность деятельностей в течение дня в детском саду; придумайте, как ее обозначить. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, создают схему, на  которой  обозначают детский  сад,  улицы  и  дома,  в  которых  живут дети  группы.

Также обозначают маршруты, которыми дети идут в детский сад, вписывают названия улиц, размещают другие здания, которые есть в округе.

В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности  надо  приобрести  в  группу  технические  средства —проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон. Также большое место уделяется книгам: должны быть  представлены  не  только художественная,  но  и  познавательная  и  справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

В  этом  возрасте  дети  особенно  чувствительны  к  оценке  взрослого,  ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти в группе место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

В  среднем  дошкольном  возрасте  у  ребенка  усиливается  интерес  к  познанию себя,  определению  своего  места  в  этом  мире.  Важно  помочь  ребенку  осознать  свои особенности,  умения, уточнить  его  представления  о  семье,  людях  разного  возраста, пола,  национальности,  профессии,  эмоциональных  состояниях  людей.

В этом  может содействовать  самостоятельное  изготовление  и  размещение  в  группе  на  специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий (например, плакаты «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь»

Организация развивающей предметно – пространственной среды групп построена в соответствии с ФГОС.

В группе № 11 представлены следующие центры:

  • Центр познания. К нему относятся: стол для игр с песком и водой, уголок сенсорики ( ёмкости с камушками, с сыпучими крупами, альбомы с коллекциями бумаги и ткани), прозрачные коробы с различными крупными конструкторами, коврик для игр с конструктором.
  • Центр творчества. Этот центр укомплектован тремя различными по размеру театральными ширмами ( 2 настольных и одна напольная в виде избушки), театральными куклами ( пальчиковые и би – ба – бо) и шапочками с изображением животных. Так же в этом центре есть музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушки, балалайка,  музыкальные тарелки,  дудочка, флейта, маракасы. К данному центру относится творческий уголок, в нём есть бумага, карандаши цветные, раскраски, гуашь, стаканы для воды, мелки восковые, трафареты, кисточки, фломастеры, клей карандаш и кусочки цветной бумаги различной формы.
  • Игровой центр. В зоне игрового центра собраны уголок «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Семья», «Автопарк», «Больница». В каждом из этих уголков кроме игрушек,  присутствуют специальные атрибуты: головные уборы, руль, медицинский халат, фартуки.
  • Литературный центр. Здесь подобраны по возрасту книги, которые сменяются другими по изменению темы недели.
  • Спортивный центр.  Данный центр оснащён матом, обручами, кольцебросами, кеглями, мячами различного размера, скакалками, лентами, гимнастическими палками, и лестницей, прикреплённой к стене.

Ещё в группе находится мебельная детская стенка с множеством открытых полок, в ней находятся разные  настольные, настольно - печатные игры.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

 Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется); доска для детского творчества .

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия, обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Цветовое решение интерьера не раздражающее большая часть снен окрашена в светло – жёлтый цвет, т.к. окна группы выходят на северо – западную сторону (цветовой комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов – игрушки, предметы,  яркие элементы отделки).

В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт: в оформлении применены природные компоненты, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром (природный уголок, элементы растительного декора, природные выставки). Также в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы (рисунки, аппликации, помещаются на магнитную доску самими детьми в течении всего дня). Вся мебель подобрана по росту воспитанников, имеет соответствующую маркировку и закруглённые углы.

Существующие недостатки предметно – развивающей среды

На данном этапе формирования предметно – развивающей среды в нашей группе недостаточно разделены центры – уголки друг от друга, нет уголка уединения. Некоторые уголки слишком тесно соседствуют. А центру творчества не хватает костюмов для театральной деятельности, присутствуют только атрибуты и шапочки.

Планируемые действия устранения недостатков

Конечно мне очень хочется, чтобы детям в оформленной мной группе было безопасно, комфортно и интересно. Поэтому я постараюсь исправить существующие недостатки и учесть их в своей дальнейшей работе: правильно распределить зоны деятельности, а в будущем пополнить костюмами театральный гардероб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» включает в себя описание безопасного нахождения летей в музыкальном зале, возрастные особенности...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияд/с № 17«Здоровячок» комбиниров...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Аналитическая справка«Создание развивающей предметно- пространственной среды в 1 младшей группе«Винни- Пух»Дата проведения анализа: сентябрь 2016 год.Факты, полученные в результате анализа развивающей...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Развивающая предметно-пространственная среда в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста воспитателем Коршуновой Д.И. создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развива...

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Аналитическая справка  «Создание развивающей предметно – пространственной среды  в старшей и подготовительной группе». Дата проведения анализа: 01.12.2016г.Краткая характеристика группы...