Подвижные игры для дошкольников
картотека на тему
Предварительный просмотр:
ЛИСА В КУРЯТНИКЕ
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Правила:
Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.
ЗАЙЦЫ И ВОЛК
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы
убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг.
После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:
Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».
Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного ребенка медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных детей выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
ПТИЧКИ И КОШКА
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила:
Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти черучей.
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
Дети бегают на носочках и пищат: «Пи-пи-пи».
Воспитатель: «Медведь».
Дети идут, широко расставив ноги, на внешней стороне стопы.
ЛИСА И ЗАЙЦЫ
Описание: На площадке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается «лиса», все остальные — «зайцы». «Лиса» становится за кругом, «зайцы» в круг. Воспитатель дает сигнал, «лиса» вбегает в круг и пытается поймать «зайцев». Выбегать «зайцам» за пределы круга нельзя. По сигналу воспитателя «лиса» выскакивает из круга. Воспитатель подсчитывает число пойманных «зайцев» и с помощью считалки выбирает из них новую «лису». Побеждает та «лиса», которая сумеет поймать больше всех «зайцев». Игра продолжается 2—3 раза.
ЦАПКИ
Описание: Воспитатель стоит с вытянутыми руками ладонями вниз, а играющие дети ставят под ладонь инструктора указательный палец. Инструктор говорит: «Под моею крышей, собрались мыши. Заяц, белка, жаба. Цап!»
Или:
«На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы! Цап!»
При слове «Цап! » инструктор сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры. Игра продолжается 3—4 раза
НЕВОД
Описание: С помощью считалочки выбирается двое водящих, которые берутся за руки и по сигналу воспитателя: «Начали! » ловят остальных игроков. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый новый пойманный
игрок становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники. Игра продолжается 2 раза.
ЗАКОНЧИ СЛОВО
Описание: Дети встают в круг. Воспитатель стоит в центре круга с большим мячом в руках. Он бросает кому-либо мяч и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма… » перед этим дает игрокам подсказку, что это — имя, домашнее животное, предмет мебели и т. п. Игрок, которому бросили мяч, ловит его и называет слово полностью. Если он правильно угадал слово, то бросает мяч обратно воспитателю, а если нет, то выбывает из игры.
ИГРА С МЕДВЕДЕМ
Описание: Воспитатель с помощью считалочки выбирает водящего — «медведя». Ему на пояс привязывают веревку 1, 5—2 м, которую, в свою очередь, привязывают к скамейке. Рядом ставят бочонок, на котором написано «мед». Остальные участники игры пытаются украсть у «медведя» бочонок с «медом», а «медведь» его тщательно охраняет. Кого «медведь» хотя бы коснется рукой, тот считается проигравшим. И соответственно, становится водящим, т. е. «медведем». Игра продолжается 2—3 раза со сменой водящего.
ЛАСКОВЫЕ СЛОВА
Описание: Все дети стоят по большому кругу. Воспитатель начинает игру, произносит ласковое слово или фразу, например: «Хорошенький мой» или «Солнышко», дает мяч игроку. Игрок, которому отдали мяч, в свою очередь, произносит свое слово и передает мяч следующему участнику по кругу. Тот участник, который не сможет назвать слово, выбывает из игры. Игра продолжается 1—1, 5 минуты.
ПЕРЕМЕНА МЕСТ
Описание: Посередине площадки чертится длинная линия. Дети
делятся на 2 команды, Карлсона и Малыша. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу воспитателя: «Бегом! » команды меняются местами. Выигрывает та, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону.
КОГО НЕ СТАЛО
Описание: Дети встают в круг. Воспитатель просит внимательно посмотреть и запомнить, кто стоит в кругу. По команде воспитателя: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза. Воспитатель идет за кругом, дотрагиваясь до плеча 2—3 детей. Они тихо убегают за ширму. По команде воспитателя: «Открыли глаза! » дети смотрят по кругу и отгадывают, кого не стало. Воспитатель отмечает, кто был самым внимательным в игре и больше всех отгадал спрятавшихся товарищей. Игра повторяется 3—4 раза.
НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ
Описание: Воспитатель показывает яркую небольшую резиновую или мягкую игрушку, дети запоминают ее. Воспитатель предлагает детям сесть на корточки и закрыть глаза. В это время воспитатель быстро прячет ее и говорит, кто найдет игрушку, в руки ее не берет, пальцем на нее не показывает и в слух не говорит, где она спрятана. Кто из детей первый найдет игрушку, подходит к воспитателю и на ухо говорит, где спрятана игрушка. Игра повторяется 3-4 раза. Ведущими этой игры могут быть сами дети.
СТОЙ!
Описание: Воспитатель выбирает водящего, бросает мяч вверх как можно выше, а водящий должен его поймать. Пока он ловит мяч, остальные игроки разбегаются по площадке.
Как только водящий поймает мяч и скажет: «Стой! », игроки останавливаются на месте.
Водящий старается попасть мячом в игрока, стоящего как можно ближе. Если промахнется, то бежит за мячом, а остальные игроки снова разбегаются в разные стороны. Догнав мяч, водящий снова кричит: «Стой! ». Если же он попадет, то
игрок в которого попали, становится водящим, и игра начинается заново. Игра продолжается до 3 раз.
ЛОВИ-НЕ ЛОВИ
Описание: Дети становятся в большой круг, воспитатель в центре него с большим мячом в руках. Мяч нужно ловить лишь в том случае, если будет названо что-либо из съедобного: морковь, торт, конфеты, мороженое, пирожное, ананас, апельсин и т. п.
Если воспитатель произносит несъедобные вещи: машина, гараж, забор, тапочки и т. п. и бросает мяч игроку, тот не должен его ловить. Если игрок ошибся, поймав мяч, он выбывает из игры.
КАТАЙ МЯЧ
Цель: Развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.
Описание: играющие образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Воспитатель катит мяч кому-нибудь из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться ног, другому играющему. Если мяч коснулся ног, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре, если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.
ЛОВИШКИ ИЗ КРУГА
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг
Описание: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:
«Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!»
Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.
ЗООПАРК
Описание: Дети образуют пары и становятся в две шеренги вдоль одной из стен (сторон площадки) на расстоянии 2 – 3 метров первые от вторых. Первые в паре – убегающие, «лисята»; вторые – догоняющие, «волчата». Воспитатель произносит текст:
«В зоопарке живут лисята, (первые хлопают в ладоши)
Вместе с ними играют волчата (вторые хлопают в ладоши)
И как маленькие ребятишки играют они в ловишки».
(«Лисята» убегают, а «волчата» их догоняют).
Если «волчонок» догнал «лисенка» из своей пары, они садятся на скамейку. По команде «Стоп!» все оставшиеся останавливаются. Подводится итог, кто из «волчат» смог догнать «лисенка» из своей пары.
ХВОСТ ДРАКОНА
Описание: Игроки выстраиваются в колонну, крепко держась за талию друг друга. Таким образом, получается «дракон» - с головой и хвостом. Задача первого игрока – «головы» - поймать последнего («хвост дракона»), а задача последнего – увернуться и не дать себя поймать.
Возьми платочек. Дети выстраиваются в колонну парами на одной из сторон площадки. Один ребенок – водящий - уходит на противоположную сторону площадки, встает лицом к детям. Он держит в вытянутой руке платочек и говорит:
«Кто успеет добежать и платочек забрать.
Раз, два, три – беги!»
После этих слов дети, стоящие последними в колонне, расцепляют руки и бегут вдоль детей каждый со своей стороны за платочком. Кто быстрее возьмет платочек, тот становится водящим. Новая пара становится впереди колонны. Игра продолжается.
ЗМЕЙКА
Описание: воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом.
«Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!»
Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т. д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.
ОХОТНИКИ
Описание: Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу воспитателя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
КОЛОБОК
Описание: Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.
ШКОЛА МЯЧА
Описание: Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, сделать хлопок и поймать его двумя руками. Ударить мяч
о стену и поймать его двумя руками. Ударить мяч о стену, дать ему отскочить от пола и поймать двумя руками. Ударить мяч о стену, сделать хлопок и поймать его двумя руками. Вдвоем: один ударяет мяч о стену так, чтобы он отскочил под углом в сторону товарища, тот после падения мяча на пол и отскока ловит его.
КЕГЛИ
Описание: Кегли ставятся в определенном порядке за линией; в один ряд вплотную друг к другу, высокая кегля в середине; в один ряд, одна от другой на небольшом (5-10см) расстоянии; в небольшой кружок, большая кегля в центре; в два ряда, большая кегля между рядами; в три ряда, большая кегля во втором ряду; квадратом, большая кегля в центре и т. п.
На расстоянии 2-3 мот линии, на которой расположены кегли, чертят 2-3 линии, с которых играющие сбивают кегли. Дети, соблюдая очередность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Выигрывает в первом туре тот, кто больше всех собьет кеглей с ближней линии. Он и начинает прокатывать шары со второй линии и т. д.
Указания. В одной игре рекомендуется использовать не больше 1-2 построений кеглей. Можно подсчитать очки, тогда большая кегля должна быть самой ценной.
КОЛЬЦЕБРОС
Описание: Игра состоит в набрасывании колец (диаметром 1520 см) правой и левой рукой на палочки 30-40 см длины, укрепленные вертикально на подставке в разных расположениях (в виде квадрата, треугольника и др.). Задача состоит в том, чтобы с заданного расстояния (1, 5 -2 м) набросить возможно большее количество колец (из 3-5) на пеньки. В игре одновременно участвуют 23 ребенка. Они по очереди набрасывают одинаковое количество колец, подсчитывая, кто сколько набросил.
Указания. Желательно иметь кольца разного цвета, предлагая каждому ребенку действовать с кольцами одного цвета. В этом случае дети могут бросать кольца одновременно.
ПОВАР И КОТЯТА
Описание: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:
«Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Хитрый повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски».
С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.
Указания. Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.
ВОЕВОДА
Описание: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:
«Катится яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял, тот воевода…».
Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:
«Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода».
Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:
«Раз, два, не воронь
И беги как огонь!»
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.
Указания. Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для дошкольников
подвижные игры в стихотворной форме для дошколят...
Подвижные игры для дошкольников
Предлагаю картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста....
Подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе
В материалах рассказвыается о пользе игр с детьми на свежем воздухе и примеры игр....
Сюжетные подвижные игры для дошкольников по теме «Дикие животные»
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил; это игра, в основе которой лежат разнообразные движения (ходьба, бег, метание, лазание, ползан...
Подвижные игры для дошкольников в подготовительной группе
Игры с окончанием на -АН...
Подвижная игра для дошкольников старшей группы «От Москвы и до Берлина»
Подвижная игра для дошкольников старшей (подготовительной) группы «От Москвы и до Берлина» (бег с препятствиями по пересеченной местности)...
Подвижные игры для дошкольников (статья)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста....