Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему
Статья о влиянии народного творчество в развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 83 г. Иркутск
Величко Татьяна Геннадьевна
Воспитатель
Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в наше время. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, быть добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы закладывается в раннем детстве.
Народная культура является одним из средств нравственного развития детей. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие нравственной культуры с ранних лет жизни. Народная культура, а в частности фольклор, близок детям по содержанию, с его помощью легче установить с ребенком эмоциональный контакт. Мои наблюдения показали, что интересное содержание, богатство фантазии, яркие фольклорные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В праздниках, традициях нашего народа фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень хорошо использовать в работе с детьми малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, поговорки, заклички. Знакомство с народным творчеством малышей лучше начинать с потешек, колыбельных песенок. Потешки используются во всех режимных процессах – при умывании, кормлении, прогулке.
Знакомство с потешками лучше начинать с рассматривания картинок. Необходимо рассказать о персонаже потешки, объяснить новые слова. Лучше, если дети не только запомнят ее, но и обыграют. Приятно наблюдать , как дети используют потешки во время в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Не менее ценны народные песенки, в которых говорится о посильной помощи в домашних делах, о разнообразных видах детского труда: «Ваня – Ванечка», «Я по лесу, по зеленому бреду», «Иголка-иголка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Идет Кузьма из кузницы», «Был мальчонка пастушком».
Использование закличек помогает при воспитании у детей добрых чувств по отношению к природе : «Дождик-дождик, поливай, будет хлеба каравай…», «Солнышко, ведрышко! Взойди скорей…».
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества – это загадки. Загадки - полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки дают возможность вести беседы на нравственную тему: как нужно заботиться о домашних питомцах, как не обижать братьев наших меньших, закреплять знания о культурно – гигиенических навыках.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны. Некоторые пословицы содержат в себе поучение, выраженные иногда в прямой форме, например : «играть – играй, а дело знай», «любишь кататься – люби и саночки возить»; некоторые дают меткую характеристику человеку, или его деятельности: «наш пострел везде успел», «поспешишь – людей насмешишь, «друг познается в беде».
Дошкольникам очень нравятся считалки, они развивают в детях доброту и благородство. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Считалки помогают при выборе ведущего в подвижных играх на свежем воздухе.
Русская народная сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, речь, фантазию, воображение, трудолюбие, правдивость.
Большую радость приносит детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Это могут быть игрушки из дерева , глины, посуда и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. Народная игрушка красочна, образна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание. Особый интерес вызывают яркие матрешки. С матрешками можно играть и сюжетно – ролевые игры, и дидактические, хороводные. Так же их очень хорошо использовать на занятиях по сенсорике.
В работе по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо привлекать родителей – это различные консультации по использованию малых фольклорных форм в развитии детей, создание декораций к сказкам, потешкам, родительские собрания в форме мастер – класса и круглого стола. Родители, как правило, с большим интересом и желанием откликаются на совместную работу по воспитанию детей. Ведь именно народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их нравственного развития.
Список литературы:
- Бойчук И.А,, Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417938-1394560020.jpg)
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-370064-1416115897.jpg)
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-218828-1363024892.jpg)
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-451347-1573647220.jpg)
Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1028339-1525645122.jpg)
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...