Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Величко Татьяна Геннадьевна

Статья о влиянии народного творчество в развитии дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            МБДОУ № 83 г. Иркутск

Величко Татьяна Геннадьевна

                                                                                              Воспитатель

   

Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников

     Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в наше время. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

     Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, быть добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы закладывается в раннем детстве.

      Народная культура является одним из средств нравственного развития детей. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие нравственной культуры с ранних лет жизни. Народная культура, а в частности фольклор, близок детям по содержанию, с его помощью легче установить с ребенком эмоциональный контакт. Мои наблюдения показали, что интересное  содержание, богатство фантазии, яркие фольклорные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

       В праздниках, традициях нашего народа фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

       Очень хорошо использовать в работе с детьми  малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, поговорки, заклички. Знакомство с народным творчеством малышей лучше начинать с потешек,  колыбельных песенок. Потешки используются во всех режимных процессах – при умывании, кормлении, прогулке.

      Знакомство с потешками лучше начинать с рассматривания картинок. Необходимо рассказать  о персонаже потешки, объяснить новые слова. Лучше, если дети не только запомнят ее, но и обыграют. Приятно наблюдать , как дети используют потешки во время в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

       Не менее ценны народные песенки, в которых говорится о посильной помощи в домашних делах, о разнообразных видах детского труда: «Ваня – Ванечка», «Я по лесу, по зеленому бреду», «Иголка-иголка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Идет Кузьма из кузницы», «Был мальчонка пастушком».

     Использование закличек помогает при воспитании у детей добрых чувств по отношению к природе : «Дождик-дождик, поливай, будет хлеба каравай…», «Солнышко, ведрышко! Взойди скорей…».

     Ещё один вид малых форм словесного народного творчества – это загадки. Загадки -  полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки дают возможность вести беседы на нравственную тему: как нужно заботиться о домашних питомцах, как не обижать братьев наших меньших, закреплять знания о культурно – гигиенических навыках.

     Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны. Некоторые пословицы содержат в себе поучение, выраженные иногда в прямой форме, например : «играть – играй, а дело знай», «любишь кататься – люби и саночки возить»; некоторые дают меткую характеристику человеку, или его деятельности: «наш пострел везде успел», «поспешишь – людей насмешишь, «друг познается в беде».

      Дошкольникам очень нравятся считалки, они развивают в детях доброту и благородство. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Считалки помогают при выборе ведущего в подвижных играх на свежем воздухе.

     Русская народная сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, речь, фантазию, воображение, трудолюбие, правдивость.

      Большую радость приносит детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Это могут быть игрушки из дерева , глины, посуда и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. Народная игрушка красочна, образна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание. Особый интерес вызывают яркие матрешки. С матрешками можно играть и сюжетно – ролевые игры, и дидактические, хороводные. Так же их очень хорошо использовать на занятиях по сенсорике.

     В работе по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо привлекать родителей – это различные консультации по использованию малых фольклорных форм в развитии детей, создание декораций к сказкам, потешкам, родительские собрания в форме мастер – класса и круглого стола. Родители, как правило, с большим интересом и желанием откликаются на совместную работу по воспитанию детей. Ведь именно народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их нравственного развития.

 Список литературы:

  1. Бойчук И.А,, Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  3. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"

В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...

Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Устное  народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...

Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...