Реализация ФГОС ДО при обучении плаванию детей с ОВЗ за счет внедрения в практику современных технологий
консультация на тему

Акулина Наталья Николаевна

Опыт работы по обучению плаванию детей с ОВЗ согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1996»

(ГБОУ Школа № 1996)

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОСТОК»

Опыт работы

 «Реализация ФГОС ДО при обучении плаванию детей с ОВЗ за счет внедрения в практику современных технологий»

Инструктор по физической культуре (плавание):

Акулина Н.Н.

Москва 2016

Среди дошкольников, желающих посещать ДОУ, имеются  дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы ДОУ вне специальных условий воспитания и обучения. Группы дошкольников  в нашем  ДОУ неоднородны, в них входят дети с не резко выраженными отклонениями  в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы:

 - нарушения опорно – двигательного аппарата в легкой степени;

- ДЦП;

- нарушениями эмоционально – волевой сферы (утомляемость, тревожность, напряженность, фрустрация и др.);

- задержкой психического развития;

- минимальными нарушениями зрения;

- комплексным нарушением, у которых сочетаются 2 и более первичных нарушения;

 - нарушениями речи (дислалия, стертая дизартрия, нарушение лексико-грамматического строя, фонематического восприятия и др.);

- легкой задержкой психического развития;

- педагогически запущенные дети;

- часто болеющие дети;

- нарушенными формами поведения органического гинеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания)

При рассмотрении всех видов нарушений отклоняющегося развития стало очевидным, что с включением детей с ОВЗ в образовательные организации требуется иной педагогический подход к образовательной деятельности детей. Для решения задач всеобщего образования и осуществления инклюзивной практики в условиях дошкольного образования выступает образовательная программа, составленная с учетом психофизических особенностей детей. Программа разрабатывается ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и определяет цели, задачи и содержание образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется по пяти образовательным областям развития ребенка в различных видах деятельности.

Основными задачами по ФГОС ДО образовательной области «Физическое развитие» с учетом являются:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и их родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребёнка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий.

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представлений о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, переживал ситуацию успеха).

3. Деятельностный подход - осуществляется учет ведущего вида деятельности ребёнка – игровой и ориентация на личностно значимый для ребенка вид игровой деятельности.

4. Комплексный подход – работу с детьми с ОВЗ можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистов, педагогов, руководства ДОУ и семьи.

Наше учреждение дошкольного образования имеет многолетний положительный опыт работы с детьми, имеющими отклонение в здоровье. Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов с детьми с ОВЗ направлена на их социальную адаптацию, на всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Для оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе. Приоритетным направлением для таких детей является укрепление здоровья и коррекция недостатков в их физическом или психическом развитии.      

Занятия в бассейне по обучению плаванию способствует не только укреплению здоровья, совершенствованию двигательных способностей, компенсации утраченных двигательных функций, но и привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально – волевых качеств.  Плавание  имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное и эмоциональное значение.

Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации  плавательного процесса. Систематические занятия способствуют воспитанию сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах.

 Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм.

Лечебное значение плавания состоит в естественной разгрузке позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения.

Наши воспитанники с большим удовольствием посещают занятия в бассейне, которые проводятся 2 раза в неделю, с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, опираясь в своей работе на следующие принципы:

- Развитие ребенка с опорой на онтогенез.

-Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе.

- Воздействие на все стороны психического развития ребенка.

- Включение родителей в психолого-педагогическую работу с ребенком.

- Опора на ведущую деятельность ребенка.

- Систематичность и вариативность игр и заданий, используемых на занятиях.

- Постепенное усложнение заданий.        

Для занятий по адаптивному плаванию детей с ОВЗ разрабатываем индивидуальный план занятий, организуем предварительную работу с родителями по подготовке к занятиям и о правилах поведения, беседуем об укреплении общего здоровья ребёнка и необходимости закаливания детского организма, обучаем родителей конкретным упражнениям и играм для использования в условиях семейного отдыха.

Для повышения интереса и мотивации у детей с ОВЗ задания на занятии по обучению плаванию подбираем с учётом подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и интересов ребёнка. Ведется работа по овладению детьми облегченными навыками плавания, ознакомление со свойствами воды, формирование навыка контролируемого дыхания в воде, снятие мышечного напряжения средствами релаксации. На занятиях по плаванию большое значение уделяется прикладному плаванию, как средству реабилитационного плавания и совершенствованию двигательных способностей, так и обучению оказания первой помощи на воде, взаимовыручке. Занятие по плаванию состоит из 3 частей. Вводная часть состоит из простых разминочных движений и комплекса ОРУ, направлена на активизацию внимания и подготовке организма к выполнению более сложных упражнений. Основная часть занятия предполагает развитие двигательных навыков плавания с учетом возможностей здоровья ребенка, а заключительная часть проводится в игровой форме и ориентируется на одну из задач, где плавание – активный отдых и развлечение.                  

Благодаря системности занятий по обучению плаванию у детей дошкольного возраста воспитывается уверенность и самостоятельность.

Содержание программы начального обучения плаванию зависит от возраста и физической подготовленности детей, дозировки и нагрузки и методики преподавания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Занятие строится на сочетании группового и индивидуального подхода к воспитанникам, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также его способности к плаванию. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.

Этапы обучения плаванию

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски и другие поддерживающие предметы. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией.

Методика обучения адаптивному плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ

При обучении плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ используется поэтапное обучение каждому движению в воде. С самого начала детей знакомят с основными правилами: входить в воду по разрешению педагога, не стоять в воде без движения, не мешать друг другу, не толкать друг друга, не бегать, не кричать, по команде преподавателя быстро выходить из воды. После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям и продвижениям. Основные задачи на данном этапе включают в себя игры с игрушками, все виды ходьбы: по одному, группой, вдоль бортика, на носках, по кругу и т.д., бега: в произвольном и заданном направлении, с высоким подниманием коленей, убегать и догонять и т.д., прыжков: на двух ногах на месте, продвигаясь вперед. Далее дети должны освоить погружение под воду. При обучении плаванию детей дошкольного возраста с ОВЗ  большое внимание уделяется одновременному воздействию на моторную и психическую сферу детей. На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, также, дети должны самостоятельно научиться выполнять вдох - выдох в воду. Для совершенствования навыков плавания упражнения усложняются, повышаются требования к самостоятельности детей, их социализации. Количество повторений упражнений и игр, их интенсивность увеличивается по мере овладения навыками. Дозировка упражнений для мальчиков и девочек одинакова. С большинством упражнений («Стрела», «Медуза», «Поплавок», «Звезда») дети знакомятся вначале на суше, а потом разучивают их в воде.

Для улучшения эмоционально – волевой сферы и повышения интереса к плаванию детей дошкольного возраста часто используется приемы похвалы и поощрения. Проводятся соревнования и эстафеты, игры с элементами спорта («Дельфиненок», «Юный спасатель»), водные праздники, досуги и развлечения. Дети отражают впечатления о физкультуре и спорте в продуктивных видах деятельности, в беседах о ЗОЖ.  

Цель работы - научить всех детей, не зависимо от их физического и психического развития, чувствовать себя как рыба в воде, свободно, без боязни передвигаться в ней, держаться на поверхности, к 7 годам выполнять стандарт (проплывать не менее 15- 25м одним из облегченных способом плавания). 

Система мониторинга освоения программы по плаванию базируется на индивидуальных картах, которые заполняются в начале и конце года на основе наблюдений за динамикой развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, и входит в систему педагогического мониторинга по образовательной программе ДОУ.

Выполнение стандарта по плаванию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении плаванию детей с заболеваниями органов дыхания

Физиологической основой системы обучения плаванию в условиях ДОУ являются благотворное воздействие быстро чередующихся движений и разнообразное воздействие воды, связанное с её физическими, термически...

Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

Консультация для воспитателей детского сада  «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...

Доклад "Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста"

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» № 7ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЛОСИНО-ПЕТРОВСКОГО ОКРУГА  МО...