Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности
Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму! » Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.
Цель метода проектной деятельности:
Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Для достижения цели имеют место следующие задачи:
1) Создание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
2) Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения;
3) Формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4) Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5) Развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Работа педагога над проектом проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.
Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.
Темы игровых проектов могут быть следующими: «Игра-путешествие куда-то. »; «Театр» (сюжетно-ролевая игра) ; «Строим город будущего» (игра) ; «Путешествие куда-то»; «Строим что-то» и т. д.
Темы творческих проектов: осенний, весенний, зимний, летний вернисаж (т. е. от времени года) ; музыкальная сказка (по выбору детей) ; настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям) ; «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.) ; создание фильмотеки рисованных диафильмов.
Темы познавательных проектов: фестиваль искусств ; журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.) ; «Путешествие в Царство Математики»; КВН; конкурс «Моя родословная»; музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.) ; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) .
Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, но чаще педагоги используют длительные.
Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:
проектную деятельность, организованную педагогом;
проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды) ;
познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения – эксперименты.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе не только со старшими дошкольниками, но и с младшим и средним возрастом. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
И не забывайте, что одним из основных побудителей познавательной активности детей является ПЕДАГОГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_doshkolnikov_v_protsesse_proektnoy_deyatelnosti.docx | 560.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности
Ядрышникова Е.А.
2016
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности
Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму! » Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.
Цель метода проектной деятельности:
Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Для достижения цели имеют место следующие задачи:
1) Создание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
2) Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения;
3) Формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4) Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5) Развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Работа педагога над проектом проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.
Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.
Темы игровых проектов могут быть следующими: «Игра-путешествие куда-то. »; «Театр» (сюжетно-ролевая игра) ; «Строим город будущего» (игра) ; «Путешествие куда-то»; «Строим что-то» и т. д.
Темы творческих проектов: осенний, весенний, зимний, летний вернисаж (т. е. от времени года) ; музыкальная сказка (по выбору детей) ; настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям) ; «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.) ; создание фильмотеки рисованных диафильмов.
Темы познавательных проектов: фестиваль искусств ; журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.) ; «Путешествие в Царство Математики»; КВН; конкурс «Моя родословная»; музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.) ; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц) .
Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, но чаще педагоги используют длительные.
Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:
проектную деятельность, организованную педагогом;
проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды) ;
познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения – эксперименты.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе не только со старшими дошкольниками, но и с младшим и средним возрастом. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
И не забывайте, что одним из основных побудителей познавательной активности детей является ПЕДАГОГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности
С введением ФГТ существенно изменились подходы к организации НОД...
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды
Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...
Презентация опыта работы на тему "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной деятельности"
Метод проекта как средство развития познавательной активности дошкольников...
Конспект видео занятия «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности».
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека....
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектно- экспериментальной деятельности.
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.Повестка дня:I. Вступительное слово.1. Дискуссия “Что мы знаем об экологии&rdq...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной - экспериментальной деятельности», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 12.02.2019г....