Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в ДОУ».
консультация на тему
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в ДОУ».
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста строю на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям даю знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.
Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляю при условиях:
-наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы);
-использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ ( заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);
-работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по– хозяйски распоряжаться её богатствами.
Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Технология состоит из трех разделов.
Экологизация образовательного процесса |
эколого-развивающая среда ДОУ |
Эколого-оздоровительная работа |
Первый раздел
«Экологизация образовательного процесса»
Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.
Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.
Второй раздел
«Эколого – оздоровительная работа »
Задача: — формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.
Раздел предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
Третий раздел
«Эколого – развивающая среда ДОУ»
Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Итог.
Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» средняя группа...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. В дошкольной педагогике появлялось новое направление ...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экологическое воспитание детей в семье...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"
Экология -это наука , и произошла она от слова ойкас- дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы живём. И в дошкольной педагогике появилось новое направление воспитания- экол...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей в семье»...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направле...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в детском саду".
Консультация для родителей....