Консультация для родителей "Упрямство и капризы. Причины их проявления"
консультация на тему
Использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_-_kopiya_2.docx | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Капризы и упрямство детей. Причины проявления»
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
- Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
- Своеволием
- Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже. УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- В недовольстве, раздражительности, плаче.
- В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Действия родителей для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению , но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- Достигнуто не своим трудом.
- Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- Из жалости или желания понравиться.
Надо хвалить:
- За поступок, за свершившееся действие.
- Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
Нельзя наказывать когда:
- Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
- После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
- Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
- Наказание не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, то лучше
- наказывать "на всякий случай" нельзя.
- За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- Надо наказывать и вскоре прощать.
- Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье
(Показ на экране дома. ?й р?семен к?рс?т?)
Посмотрите, что это? Бу н?рс??
Какой дом?(Нинди ?й?)
Кто живет в доме?(?йд? кем яши?(бабай,?би, ?ти, ?ни,малай, кыз, дети
называют, воспитатель выставляет их на наборном полотне или выводит на экране).
Ребятки, как нам пригласить папу зайти в дом на татарском языке?
Балалар : ?ти, кил монда.?ни, кил монда ?.б.
А сейчас, ребятки, споем песню. ( ?ырлы- биюле уен “Минем ?ем” диск “Татарча с?йл?ш?без”- “Говорим по- татарски” 1 трек).Во время песни надевают полумаски членов семьи.
Стук в дверь
Т?рбияче:- Балалар, как мы спросим на татарском языке “Кто там?”
Балалар: Кем анда?
Заходят Мияу и Акбай, балалар, давайте поздороваемся.
Балалар: –Ис?нмесез.
-Ис?нмесез, балалар.
-Х?лл?р ничек?
-?йб?т, р?хм?т.
Т?рбияче: - Утырыгыз.
У Мияу и Акбая сегодня очень хорошее настроение. Утром они вспоминали,
как познакомились. Однажды они гуляли на детской площадки и увидели
друг друга. Акбай подошел к Мияу:
-Мин – эт, мин - Акбай. Син кем? – Спросил он.
- Мияу, мияу. Мин- песи, мин - Мияу.-Ответила кошка
.
Т?рбияче: - Ребята, Мияу и Акбай что-то хотят сказать мне на ушко
(наклоняется к Мияу и Акбаю). Детям:
-Они хотят познакомиться с вами. А поможет нам в этом красивый мяч ( матур туп).
Я буду вам давать мяч и спрашивать: «Син кем?» «Ты кто?». Вы назовете свое имя.
(проводится игра «Син кем?»).
-Молодцы, ребята. Давайте для них мы еще и споем свое имя.
Послушайте, как это делают Мияу и Акбай. (Аудио 9нчы кис?к)
Акбай: Мин – Акбай.
Мияу: Мин – Мияу.
Т?рбияче: Умницы. Вы так хорошо спели, что Мияу и Акбай хотят поиграть
с вами. Игра называется «Командир». Акбай будет давать команды, вы
постараетесь выполнить его просьбы.
Акбай: Бас, утыр,утыр, бас, утыр, утыр, утыр, бас, утыр.
Т?рбияче: Молодцы, бик ?йб?т уйнадыгыз.Балалар,?йд?гез Акбай ??м
Мияу бел?н кунакларга “Шалкан” ?киятен уйнап к?рс?т?без.
Балалар: ?йд?гез.
Балаларга УМК маскалары бирел? (?би,бабай, малай,кыз, ?ти, ?ни).
Алып баручы. Матур яз ае килг?н, бабай шалкан утырткан. ??й к?не шалкан зу-у-ур ?ск?н. Чыккан бабай к?зен бакчага ??м шалканны к?реп шаккаткан.
Бабай. (Бабай шалкан тир?сенд? й?ри).
Ай-яй, шалкан зур ?ск?н
Ничек чыгарыйм?!
?би, ?би кил монда.
?би. (?кренл?п чыга) Бабай, н?рс? кир?к?
Бабай. (Шалканга к?рс?теп).
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?. Бер, ике, ?ч !
?би. Булмый!
Кыз, Кыз, кил монда!
Кыз татар халык к?ен? бии-бии чыга. (Диск «Туган телд? с?йл?ш?без” 2-3 яшь аудио№11)
?би. (Кызга к?рс?теп) Бабай, кыз матур бии.
Бабай. ?йе, матур.
Кыз.
?би, н?рс? кир?к?
?би. (Кулы бел?н к?рс?теп).
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?. Бер, ике, ?ч !
Кыз. Булмый!
Малай, кил монда!
Малай: Кыз, н?рс? кир?к?
Кыз: (Кулы бел?н к?рс?теп).
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?: бер,ике,?ч!
Малай: Булмый!
Акбай, кил монда!
Акбай. (Й?гереп чыга).
?ау-?ау. М алай! Н?рс? кир?к?
Малай: (К?рс?теп)
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?. Бер, ике, ?ч !
Акбай. ?ау-?ау-?ау. Булмый.
Шалкан зу-у-р! Мияу, Мияу, кил монда!
Музыка я?гырый.
Мияу ?ырлый-?ырлый чыга.
Мияу. Мин ?ырлыйм,?ырлыйм, ?ырлыйм,
Мин матур ?ырлыйм, ?ырлыйм,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля,
Мин матур ?ырлыйм, ?ырлыйм.
Мияу. Акбай,Акбай,н?рс? кир?к?
Акбай.
?ау-?ау-?ау.
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?. Бер, ике, ?ч !
Мияу.
Мияу-мияу,булмый!
Тычкан-тычкан, кил монда!
Тычкан. (Пи-пи-пи килеп чыга).
Мияу-мияу, н?рс? кир?к?
Мияу. (К?рс?теп).
Шалкан зур ?ск?н
Берг? тартып чыгарыйк.
Берг?. Бер, ике, ?ч !
Шалкан. (Торып баса).
Мин зур ?стем!
Витаминлы, бик т?мле!
Берг? «Шалкан» ?ырын ?ырлыйлар.
Т?рбияче: Ребятки, мы с вами поиграли, песни пели, веселились. И проголадались.(Все садятся за стол и дети угощают друг- друга)
1нче бала: М? алма аша.
Бала: Р?хм?т.
Т?рбияче: Рим, алма т?мле.(Калган балалар бер- берсен шулай сыйлыйлар)
Т?рбияче балалар бел?н: Ребятки, а какие добрые дела сделали на сегодняшнем занятии?. Что вам больше всего понравилось делать?Кому вы об этом расскажете?
Балаларга: Сау булыгыз, балалар.
Балалар: Сау булыгыз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: тема "Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины и проявление".
Капризы и упрямство детей - дошкольникових причины проявление....
Капризы и упрямства их причины и проявления
консультация...
Консультация для родителей "Капризы и упрямства детей-дошкольников, причины их проявления"
Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей ДОУ....
«Капризы и упрямство детей, причины их проявления» Консультация для родителей.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство ...
Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...
Консультация «Капризы и упрямство у детей – дошкольников и причины их проявления»
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступыу...
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей дошкольников их причины и проявления» 14.04.2024
Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т. е. поставить её в определённые рамки....