" Матрёшечка-выручалочка"
материал (старшая группа) на тему
«Матрёшечка-выручалочка».
Для старшего дошкольного возраста.
Автор: Федорова Любовь Никитична
Цель:
Формирование у дошкольников представления о народной игрушке, как можно её использовать, стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственное развитие, расширение кругозора детей, обогащение предметно-развивающей среды группы.
Методическая ценность:
Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.
Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения фартука матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку
была и остается творением человеческих рук.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная
игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.
И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по- прежнему радует и детей и взрослых своей красотой и теплотой, и дарит хорошее настроение.
Возможности, область применения:
Данную игрушку можно применить во всех образовательных областях:
1) Социально-коммуникативное развитие:
Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси.
Д/И «Обед для матрешки»
Цель. Развивать слуховое внимание.
Д/игра: «Определи настроение» (эмоциональное состояние)
2) Познание: по ФЭМП:
«Встань на место» (ориентировка вокруг матрёшки)
«Подбери фартук для матрешки» ( на каждый день, знакомство с неделей)
«Укрась фартук» (геометрические фигуры)
«Расскажи про свой узор»
Д/ игра «Путешествие матрешки по группе» (Ориентировка в окружающем: месторасположение матрёшки).
3)Речевое (Развитие речи, художественная литература).
Игры по развитию речи:
1. «Назови ласково»
2. «Закончи предложение»
3. «Кто больше слов скажет?»
4. «Только слова о матрешке»
5. «Опиши матрешку»
Художественная литература:
разучивание стихотворений, частушек, отгадывание загадок о матрешке.
4) художественно-эстетическое направление :
«Укрась фартук»
«Самая красивая матрешка»
«Русская матрешка»
«Роспись матрёшки»
5)Физическая культура:
Физминутка «Матрешки»
Игры пальчиковые:
1. Мы – матрешки.
2. Мы – веселые матрешки
Игры подвижные:
1. «Бегите к матрешке»
2. «Раз, два, три матрешечку найди»
3. «Шли матрешки по дорожке»
4. Добрось мяч до матрешки
6) Самостоятельная деятельность.
7) Индивидуальная работа.