Трудовая деятельность детей в природе.
учебно-методический материал на тему
1. Воспитательно – образовательное значение труда в природе.
2. Содержание труда в природе в ДОУ.
3. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе.
4. Методика организации и проведения в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
трудовая деятельность детей в природе | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 6
План:
- Воспитательно – образовательное значение труда в природе.
- Содержание труда в природе в ДОУ.
- Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе.
- Методика организации и проведения в разных возрастных группах.
Труд детей в природе.
Воспитательно-образовательное значение труда в природе.
Труд в природе лишь тогда имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.
В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). он знакомит детей с корнем как с частью растений, формирует навыки пересадки растений(выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребёнок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.
Содержание труда в природе в ДОУ.
В младшей группе дети помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке, их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растения подготовленной водой и т.д.). труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочерёдно, так как всем необходимо сформировать необходимые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Например , посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребёнок действует в своём темпе, не испытывая ни какой зависимости от других, что очень важно когда дети только овладевают навыками. И в тоже время у них воспитывается интерес к совместному труду.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приёмы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.
В средней группе воспитанники должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой. установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушёнными листьями, с листьями имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках.
Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.
Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки.
В старшей и подготовительной группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями и животными.
Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.
В старшей группе вводится дежурство в уголке природы. По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий, например коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для птиц и т.д.
Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе.
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребёнком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребёнка.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникнет отрицательное отношение к трудовым занятиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе – в приделах 5-7 минут, в средней от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в стареем дошкольном возрасте – 15 – 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так при переноски воды, лейки или ведра нужно носить в обоих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно , чтобы дети не находились в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим ( например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быт абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребёнка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Методика организации и проведения в разных возрастных группах.
Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.
Литература
- Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду, М «Просвещение», 1992, с. 131-139.
- Программа воспитания детей в детском саду под ред. Васильевой М.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...
Конспект трудовой деятельности в уголке природы с подгруппой детей в старшей группе
Конспект(уход за комнатными растениями) Форма организации: коллективный труд.Вид труда: труд в природе....
Конспект трудовой деятельности детей подготовительной группы в уголке природы.
В данном конспекте описывается проведение трудовой деятельности детей в уголке природы по уходу за растениями, которые есть в группе....
Конспект трудовой деятельности детей подготовительной группы в уголке природы.
В данном конспекте описывается работа сдетьми по уходу за растениями в группе....
Консультация для воспитателей "Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания."
Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания....
Конспект трудовой деятельности (труд в природе) для детей среднего возраста «Уход за комнатными растениями»
Способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу. Способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, ...
"Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания"
В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это ...