Образовательный проект "Волшебная помощница"
статья на тему
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Современный педагог-дошкольник поставленный в рамки ФГОС «…должен создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Одной из «находок», которая помогает организовать, направлять и заинтересовывать воспитанников в образовательно-воспитательный процесс в нашей работе является интерактивная говорящая ручка «Знаток» II поколения, разработанная на основе уникальной методики интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_pomoshchnitsa.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста»
Овсянкина Анастасия Александровна
воспитатель
МБДОУ Детский сад 26 комбинированного вида
Великие Луки, Россия
pimka85@mail.ru
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Современный педагог-дошкольник поставленный в рамки ФГОС «…должен создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Одной из «находок», которая помогает организовать, направлять и заинтересовывать воспитанников в образовательно-воспитательный процесс в нашей работе является интерактивная говорящая ручка «Знаток» II поколения, разработанная на основе уникальной методики интерактивного обучения.
Совместная и свободная деятельность ребят стала более интересной, разнообразной, доступной, безопасной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной. А это значит, в полном объеме выполняет требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.
На базе МБДОУ Детский сад № 26 был организован проект «Волшебная помощница».
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации развивающей среды, предметом является образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий творческую деятельность каждого ребенка, позволяющий ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Актуальность проекта
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности и предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, требует от него готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей. Одним из важных условий обновления является использование новых форм работы.
«Использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана» (Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61)
Проект «Волшебная помощница» помогает реализовать эти требования, позволяет создавать новые и модернизировать существующие образовательные условия и средства образовательно-воспитательного процесса, в полном объеме обеспечивающие творческую деятельность каждого ребенка, позволяющие ребенку проявить собственную активность и самореализацию. Является актуальным, инновационным и значимым в образовательном пространстве и соответствует современным условиям к развивающей предметно-пространственной среде.
Проект - информационно – практико - ориентированный (по Л.В. Киселевой), творческий; групповой; интегративный; долгосрочный; включают ребенка и его семью, ребенка, общество и его культурные ценности.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. (п. 1.6. 4. «Стандарт дошкольного образования).
Цель проекта: разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс ДОУ личностно развивающих, компетентностно-ориентированных образовательных технологий с использованием говорящей ручки «Знаток» II поколения.
Задачи проекта:
- Создать условия, способствующие эффективному внедрению личностно развивающих, компетентностно-ориентированных образовательных технологий с использованием говорящей ручки «Знаток» II поколения и применением ее развивающих возможностей в обеспечении образовательного процесса при реализации ФГОС ДО.
- Повысить компетенцию педагогов и родителей по овладению навыками совместной работы с использованием новых образовательных средств и технологий в процессе проектной деятельности.
- Разработать технологию применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе: использование методических и дидактических материалов по всем образовательным областям, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
- Распространить опыт работы, разработанных методических и дидактических материалов с использованием «Говорящей ручки «ЗНАТОК» для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.
Практическая значимость проекта:
- Разработка технологии применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе ДОУ (планы, конспекты ООД, дидактические игры)
- Разработка критериев и индикаторов оценки эффективности применения говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательный процесс.
- Методические рекомендации по применению говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательном процессе; рекомендации педагогам и родителям.
В соответствии с ФГОС проект опирается на общеизвестные научные принципы построения.
В процессе реализации проекта «Использование возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста» «Волшебная помощница»:
- Группы детского сада оснащены говорящими ручками «Знаток».
- Повысились компетенции педагогов и родителей по овладению навыками совместной работы с использованием новых образовательных средств и технологий в процессе проектной деятельности.
- Разработана технология применения говорящей ручки «Знаток» в образовательном процессе: использование методических и дидактических материалов по всем образовательным областям, их интеграция с традиционными учебными пособиями.
- Распространяется опыт работы, разработанных методических и дидактических материалов с использованием «Говорящей ручки «ЗНАТОК» для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.
- Повысилась мотивация у воспитанников к самостоятельной познавательной деятельности
- Родители и педагоги получили методические рекомендации по применению говорящей ручки «Знаток» в воспитательно-образовательном процессе и самостоятельной деятельности.
Переходя к конкретике опишем, как используем на практике огромные возможности «интерактивной помощницы» (так прозвали говорящую ручку «Знаток» педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения):
- Экскурсия по группе
Готовясь, к очередной проверке к новому учебному году, хотелось чем-то удивить наших гостей, а так как дети, увидев незнакомых людей очень часто забывают слова и стесняются, то мы все то, что дети должны были рассказать о каждой зоне в нашей группе, записали на аудиостикеры и поместили в каждом уголке предметно-пространственной развивающей среды, а во время экскурсии для гостей, детям необходимо было только назвать зону и коснуться аудиостикера говорящей ручкой. Таким способом мы смогли рассказать обо всём самом интересном в нашей группе, снизить волнение и скованность детей во время показа, ну и конечно, удивить гостей.
- Портфолио воспитанников группы и групповое портфолио
С этой задачей было справиться сложнее, так как ручка всего одна, а воспитанников 26. Но мы нашли выход: по результатам успеваемости и поведения воспитанников за неделю, интерактивная ручка, отправлялась в гости к победителю недели. И за 7 дней ребенок, совместно с родителями и родственниками, смогли озвучить некоторые страницы своего портфолио и рассказать о себе. Думаю, что будет очень интересно, послушать эти записи и полистать страницы такой книги на выпускном вечере. С групповым портфолио было легче, так дети находятся в детском саду достаточно продолжительное время дня. Мы смогли озвучить фотографии с утренников песнями и стихами, записать пожелания детей в выборе профессий в средней группе и надеемся сделать это же на выпускном в подготовительной группе, а потом сможем сравнить изменились ли их предпочтения.
- Использование возможностей ручки в работе с детьми коррекционных групп с нарушениями слуха.
Очень важный момент – это результат от работы, который нам педагогам хочется всегда увидеть. Так в коррекционной группе для детей с нарушениями слуха, благодаря систематическим записям, с помощью говорящей ручки, дефектолог и мы смогли услышать как «заговорили» наши воспитанники. Аудиостикеры с этими записями помешались в специальные дневники развития детей с ОВЗ. Также мы смогли озвучить все надписи в этой группе (Стол, стул, шкаф, туалет и т.д.), что помогало детям во время адаптационного периода, а также в развитии слухового восприятия и глобального чтения. Создали картотеки таблиц с рисунками и озвучкой, в соответствии с календарно - тематическим планом и годом обучения.
- Озвучивание книг и тетрадей с домашними заданиями педагогом дефектологом и логопедом
- Создание книг с рассказами и историями детей
- Озвучивание всех персонажей, приходящих во время образовательной деятельности
- Создание игр путешествий, где детям необходимо пройти сложные и интересные испытания, найти «Волшебную ручку» и с помощью её разгадать тайный шифр (приложение 1).
- Изготовление дидактической игры «Поле чудес», которая представляет собой поле – барабан со стрелкой. Дети крутят «барабан», с помощью говорящей ручки могут услышать вопрос и узнать правильность своего ответа. Простейший вид такой игры это сектора на барабане с вопросами – загадками на определенные темы (приложение 2).
- Изготовление интерактивной коллекции фотографий с использованием цифрового микроскопа.
- Озвучка названиями и загадками частей микроскопа и т.д.
Возможности интерактивной говорящей ручки «Знаток» II поколения огромные, в положительных результатах использования которой мы убедились на 100 %.
Современные дети другие – по воспитанию, по образованию и способу восприятия информации. И мы педагоги должны расти и развиваться вместе с ними и постоянно совершенствоваться и иди в ногу со временем.