Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 n 3/1
материал на тему
Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 n 3/1 "О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 n 3/1 "О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования"
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 1999 г. N 3/1
О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специального образования Д.С. Шилова, коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Существенно обновлена нормативно - правовая база. Подготовлен и находится на рассмотрении в Федеральном Собрании - Парламенте Российской Федерации проект Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)". Разработаны первый вариант государственного стандарта, концепция реформирования системы специального образования, концепция службы специальной психологии, предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования. Увеличилась подготовка психолого - педагогических кадров.
Развивалась сеть психолого - медико - педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъектах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и управленцев г. Санкт - Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого - педагогического и медико - социального сопровождения индивидуального развития ребенка, разработанные учеными Института коррекционной педагогики РАО, Института специальной педагогики и психологии, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, ряда педагогических вузов методики раннего выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений г. Санкт - Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика психолого - педагогической помощи прежде всего заключается в ее комплексности, коррекционно - развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе с семьей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно - эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта, формированию полноценной личности, преодолению социальной недостаточности.
Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни, к жизни в обществе. Особая роль при этом отводится трудовой подготовке, работе в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права (Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом "Добро", Ассоциация Даун - синдром и другие).
Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России. Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудничество.
Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. В ряде ПМПК отсутствуют психологи, недостает других квалифицированных специалистов, допускается их перегрузка, что негативно сказывается на результатах целостного, системного изучения ребенка, индивидуального сопровождения его развития. Нередко анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению, не учитываются возможности развития ребенка, его эмоционального реагирования. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда своевременно уточняются, что нередко усложняет детям жизнь, ограничивает их развитие. Нельзя признать достаточным нормативно - правовое и научно - методическое обеспечение работы комиссий. Не установлен перечень методов целостного и системного изучения детей с отклонениями в развитии, нет рекомендованного пакета диагностических средств и описания показаний к его использованию.
Сеть специальных и оздоровительных образовательных учреждений недостаточна, они размещены неравномерно, 60,4 процента детей с ограниченными возможностями вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную помощь. Отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучаемых, не получают развития, находясь за пределами образовательного пространства.
Материально - техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей, 45 процентов учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, строительство почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют основные виды благоустройства. Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федеральный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Аналогичная ситуация с программно - методическим обеспечением. Задержка принятия федерального закона о специальном образовании серьезно сдерживает дальнейшее развитие нормативно - правовой базы и формирование механизмов его развития.
Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого - педагогической реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов - психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей.
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Коллегия решила:
1. Одобрить в основном Концепцию реформирования системы специального образования и предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (Приложения N 1, N 2).
2. Управлению специального образования (Д.С. Шилову):
2.1. До 29.03.99 разработать план мероприятий по реализации Концепции и внести предложение в межведомственную рабочую группу Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации о разработке межведомственного плана действий в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) до 29.03.99 подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
2.3. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волоховой), Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) до 01.12.99 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации об особенностях реализации программ начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
2.4. Совместно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразования России в октябре 1999 г. подготовить и провести совещание ведущих ученых и специалистов в области специальной педагогики, коррекционной педагогики, лечебной педагогики, специальной психологии по понятийно - терминологическим проблемам специального образования.
2.5. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной):
- до 01.07.99 подготовить предложения о создании Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии;
- в апреле 1999 г. провести в г. Санкт - Петербурге Всероссийский семинар - совещание руководителей республиканских, краевых и областных психолого - медико - педагогических комиссий (консультаций) по проблемам раннего выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплексного, динамического психолого - педагогического сопровождения их индивидуального развития.
2.6. Совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (А.К. Брудновым) в целях создания условий для детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования:
- провести в июле 1999 г. в г. Самаре Всероссийский семинар - совещание "Дети с ограниченными возможностями и дети группы риска в системе дополнительного образования детей";
- подготовить к рассмотрению на коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос "О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы риска и ограниченными возможностями";
- предусмотреть отдельную номинацию программ для работы с детьми группы риска и детьми с ограниченными возможностями при проведении IV Всероссийского конкурса авторских программ и пособий для дополнительного образования детей в 1999 - 2000 гг.
2.7. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Ю.А. Новиковым), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым), Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкиным) до 01.06.99 разработать план мероприятий по реализации предложений по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
2.8. Совместно с Управлением экономики (Г.В. Боровским) до конца 1999 года разработать рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
3.1. Разработать и настойчиво осуществлять образовательные программы для всех детей, способствующие углублению понимания положения в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, их особых потребностей и их равных со всеми гражданами прав и обязанностей, а также возможностей их равноправного участия во всех сферах жизни общества;
предусмотреть широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со всеми детьми в олимпиадах по предметам, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования.
3.2. Определить меры по сохранению существующих и развитию сети малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, приближенных к местожительству обучающихся, воспитанников, школ индивидуального обучения; по созданию более адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ.
3.3. Принять меры по развитию сети образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
3.4. Пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) профили трудового обучения с учетом новых социально - экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах.
3.5. Организовать на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.
4. Управлению специального образования (Д.С. Шилову) подготовить к 19.02.99 приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение N 1
к решению коллегии
от 9 февраля 1999 г. N 3/1
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Краткая характеристика системы и итогов
первого этапа реформирования
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом "Об образовании" эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения).
Первый этап реформирования системы специального образования завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере:
- появились нормативно - правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно - правовым актам;
- шло дальнейшее развитие системы коррекционно - образовательных учреждений, в первую очередь школьных: сегодня функционирует 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- подготовлен первый вариант государственного стандарта общего среднего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, ведется разработка коррекционно - педагогического направления государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- возникли и получают распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- увеличилось число дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;
- благодаря Закону "Об образовании" и проекту Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" лица с ограниченными возможностями получили право выбирать место обучения - в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения; в практической сфере системы образования общего назначения заметно появление разнообразных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- активизировалась деятельность общественных организаций, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и защищающих их права;
- система высшего профессионального образования начинает создавать условия для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- высшая педагогическая школа значительно увеличила подготовку специальных психолого - педагогических кадров для обеспечения системы специального образования;
- в педагогических училищах и колледжах внедряются новые специальности для подготовки воспитателей для дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
2. Основные проблемы системы специального образования
Основные проблемы системы специального образования:
- недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого - педагогической помощи детям; общественным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррекционно - педагогическую помощь в разных вариативных психолого - педагогических, реабилитационных и лечебно - оздоровительных учреждениях и центрах; отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно - педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей; не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии; имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого - педагогической работы с детьми;
- по сравнению с развитыми странами специальную педагогическую поддержку получают лишь около 1/3 нуждающихся в ней;
- некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Л. Дауна, дети с тяжелыми множественными нарушениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка;
- интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется (интеграция "вводится" административно - командным способом) без достаточной подготовленности образовательных учреждений общего назначения и их педагогического корпуса;
- характерны нестабильность и значительные качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам учреждений, по регионам Российской Федерации); не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально - техническое, учебно - методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;
- практически во всех регионах, кроме Москвы и Санкт - Петербурга, существует острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
- молодежь, обучавшаяся в системе специального образования, неконкурентоспособна на современном рынке труда, отсутствуют необходимые условия для получения ею доступного профессионального образования (на всех его уровнях);
- задержка введения в действие Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" тормозит дальнейшее развитие нормативно - правовой базы специального образования и экономических механизмов следующего этапа его реформирования.
3. Основные направления реформирования системы
специального образования
3.1. Структурная перестройка
Опережающее расширенное развитие целостной системы обязательной дошкольной коррекционной психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, предусматривающей:
- создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого - медико - педагогических комиссий (консультаций) единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; развитие системы коррекционно - педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально - экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно - педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых значительно дороже;
- научно - теоретическую разработку основ дошкольной коррекционно - педагогической работы с детьми;
- совершенствование приемов выявления и медико - психолого - педагогического изучения детей с разными отклонениями в развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно - педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;
- создание системы психолого - педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
- создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно - развивающего обучения детей в семье;
- стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно - методических, кадровых и др.);
- создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
- создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого - медико - педагогического сопровождения.
3.2. Содержание и оценка качества образования, образовательные технологии
- Совершенствование стандартизации содержания специального образования и содержания профессиональной подготовки специалистов для системы специального образования, разработка национально - региональных составляющих этих стандартов;
- разработка и внедрение системы дистантного образования для лиц с ограниченными возможностями и для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных психолого - педагогических кадров;
- дальнейшее совершенствование федерального комплекта учебников для специального образования; разработка учебных пособий и учебников по специальной педагогике для учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- развитие вариативных систем специального образования;
- создание федерального банка лицензированного диагностического инструментария для системы психолого - медико - педагогической диагностики;
- разработка научных основ, содержания и планомерное развитие современной системы подготовки молодежи с ограниченными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе, профессиональному самоопределению и к профессиональной деятельности (или доступной форме занятости) применительно ко всем этапам профессионального образования.
3.3. Научно - исследовательская и инновационная деятельность
- Разработка концепции преобразования системы непрерывного образования детей с ограниченными возможностями, включающей новый базовый структурный элемент - раннее выявление и ранняя комплексная психолого - медико - педагогическая помощь ребенку и его семье;
- проектирование нового содержания непрерывного образования применительно к разным категориям детей с ограниченными возможностями;
- разработка проекта нового стандарта специального образования, определяющего соотношения норм образованности и норм жизненной компетенции для разных возрастных групп и разных категорий детей с ограниченными возможностями, независимо от типа образовательного учреждения и формы организации обучения;
- подготовка и проведение экспериментов по реализации концепций инновационных структур, содержания и форм организации специального образования, учитывающих региональные особенности;
- определение приоритетных исполнителей в научно - исследовательской и инновационной деятельности (опираясь на сложившиеся научные школы педагогических университетов и научно - исследовательских институтов (центров) и целевое финансирование проектов, имеющих первостепенное значение для реформирования системы специального образования.
3.4. Реформа системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого - педагогических кадров для системы специального образования
- Разработка и реализация федеральной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого - педагогических кадров для системы специального образования с опережающей подготовкой преподавательского корпуса для региональных вузов, педагогических училищ, колледжей и системы повышения квалификации, способного осуществлять на местах квалифицированную подготовку и переподготовку специалистов и развивать научные исследования в сфере специальной педагогики и специальной психологии;
- открытие направлений в системе подготовки педагогических кадров "Специальная педагогика и специальная психология";
- определение содержания подготовки и разработка стандартов высшего профессионального образования по направлению "Специальная педагогика и специальная психология" для системы специального образования;
- расширение подготовки научно - педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру;
- создание на базе сложившихся в России научных школ по специальной педагогике и специальной психологии федеральных центров непрерывного образования для преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов с целью оптимального внедрения новейших научных разработок в области обучения всех категорий детей с отклонениями в развитии в подготовку специалистов для системы специального образования;
- разработка системы государственного лицензирования и аккредитации негосударственных учреждений и лиц, оказывающих услуги в сфере специального образования, включая образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров.
4. Правовое, экономическое и информационное
обеспечение процесса реформирования
4.1. Правовое и экономическое обеспечение
Реализация очередного этапа реформирования системы специального образования осуществляется в соответствии с проектом Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)". Введение в действие этого Закона позволит определить экономические основания планируемого этапа реформирования (Закон устанавливает, что расходы федерального бюджета на специальное образование относятся к защищенным текущим расходам федерального бюджета) и подготовить ряд нормативно - правовых актов, экономически обеспечивающих возможность развития реформ нового этапа. К числу этих документов относятся:
- постановление Правительства Российской Федерации о порядке возмещения затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- постановление Правительства Российской Федерации о возмещении расходов лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения.
Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования системы специального образования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы; оптимизацию использования средств Федеральной целевой программы "Дети - инвалиды"; проработку правовых и экономических вопросов использования новых источников внебюджетных средств, оплаты труда и социальной поддержки обучающихся в системе специального образования, вопросов налогообложения и использования собственности образовательных учреждений.
Предполагается предусмотреть в федеральных программах поддержки лиц с ограниченными возможностями целевое финансирование научно - исследовательской деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями через высшее (педагогическое) образование, осуществляемое на базе ведущих педагогических университетов.
4.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение процесса принятия решений в ходе реформирования системы специального образования предполагает наличие федерального банка данных:
- о детях - инвалидах, детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;
- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей - инвалидов и детей с отклонениями в развитии;
- о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;
- о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей - инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управленческих решений (Минобразование России - региональные органы управления в сфере образования - директора специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров).
Приложение N 2
к решению коллегии
от 9 марта 1999 г. N 3/1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ
СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Проведение аттестации образовательных структур государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для системы специального образования.
2. Проведение проверки правомерности открытия и качества функционирования аспирантуры по специальностям 13.00.03 - коррекционная (специальная) педагогика и 19.00.10 - коррекционная (специальная) психология.
3. Проведение анализа региональных программ "Педагогические кадры" совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации на предмет наличия разделов, касающихся подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
4. Проведение мониторинга потребности в кадрах специалистов для системы специального образования в субъектах Российской Федерации.
5. По согласованию с ректорами вузов открытие целевого приема (на бюджетной основе) студентов на специальности специальной педагогики и специальной психологии в РГПУ им. Герцена (г. Санкт - Петербург), МПГУ (г. Москва), Иркутском педагогическом институте, Красноярском педагогическом университете, Ставропольском государственном университете, Мордовском педагогическом университете, Дагестанском педагогическом университете, Ярославском педагогическом университете, Уральском педагогическом университете.
6. По согласованию с ректорами вузов и деканами соответствующих факультетов проведение работы по открытию межвузовских центров подготовки и повышения квалификации по специальной педагогике и специальной психологии для преподавательского корпуса педвузов на базе:
Нижегородского госпедуниверситета (по специальности "Специальная психология");
РГПУ имени А.И. Герцена (все специальности);
МПГУ (все специальности);
Уральского госпедуниверситета (олигофренопедагогика, логопедия);
Иркутского госуниверситета (по специальности "Специальная психология").
7. Активизация деятельности существующих межвузовских центров по специальной педагогике (Дагестанский госпедуниверситет, Красноярский госпедуниверситет) по подготовке и переподготовке кадров преподавателей педвузов по специальной педагогике.
8. Открытие расширенного целевого приема в аспирантуру по специальностям 13.00.03 и 19.00.10 (РГПУ им. Герцена, МПГУ, МГОПУ, Уральский госпедуниверситет, Иркутский госуниверситет и госпедуниверситет, Нижегородский госпедуниверситет, Дагестанский госпедуниверситет) - до 50 мест ежегодно.
9. Проведение аттестации и анализа деятельности педагогических учебных заведений среднего профессионального образования, готовящих кадры для системы специального образования.
Прекращение подготовки учителей - логопедов и учителей - дефектологов в системе среднего профессионального педагогического образования.
10. Разработка образовательно - профессиональной программы подготовки в педагогических учебных заведениях среднего профессионального образования социальных педагогов и воспитателей для системы специального образования, служб социально - педагогической помощи семье на дому по специальности "Социальная педагогика", утверждение на межведомственном совете в установленном порядке.
11. Подготовка инструктивного письма, определяющего перечень квалификаций для специальности "Социальная педагогика", ориентированных на систему специального образования (воспитатели для специальных (коррекционных) образовательных учреждений).
12. Подготовка приказа о создании на базе АПКиПРО Федерального учебно - методического центра специальной педагогики и психологии в целях усиления работы по повышению квалификации и переподготовке специалистов, работающих в области специальной (коррекционной) педагогики и психологии, координации действий учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования в данном направлении.
13. При участии АПКиПРО разработка программы создания межрегиональных центров повышения квалификации специалистов для системы специального образования, имеющих необходимый для этих целей кадровый потенциал.
14. Разработка программы финансирования мероприятий по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования, с учетом адресного и целевого характера финансирования, объединение для этих целей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств соответствующих федеральных целевых программ.
15. Согласование с Минтрудом России внесения в Тарификационный реестр работников общеобразовательной школы должностей в соответствии с квалификациями, обозначенными в стандартах педагогического образования по соответствующим специальностям специальной педагогики и специальной психологии (вместо двух существующих "учитель - логопед" и "учитель - дефектолог").
16. Введение в общеобразовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) классы, должностей специального педагога и специального психолога, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - должностей специального психолога и социального педагога.
17. Углубление содержания коррекционно - педагогической подготовки воспитателей общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений в рамках специальности 0313 "Дошкольное образование".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обруч 1999 год. №6, стр. 11-15 "Осторожно, зарубежная педагогика". Записки матери. Автор Ольга Белоконева.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12003953","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12003959","...
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министер...
Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения"
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав ко...
Федеральный закон от 2 июня 1999 № 248-СФ
Федеральный закон от 2 июня 1999 № 248-СФ«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья(специальном образовании)»...
Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
«Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.
laquo;Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.В сов...