После трех уже поздно?
материал на тему
Проблема раннего развития. После трех уже поздно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
После трех уже поздно? Проблема раннего развития. | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
После трех уже поздно
Масару Ибука.
Оставлять ребенка на попечение
незнакомого человека - рискованное дело
У одних хороших честных родителей было 2 мальчика, 5 и 4 лет. Младшего в
детском саду все любили за его прямоту и живость, а старшего не очень, потому что он был довольно угрюмым и с явными дурными наклонностями. Родители были обеспокоены этим, не понимая, откуда все это взялось. В итоге, в полной растерянности они обратились к врачу. После долгих расспросов выяснилось, что за старшим сыном, когда ему был год, в течение 6 месяцев ухаживала молодая няня, потому что его собственная мама очень плохо себя чувствовала после вторых родов. Доктор предположил, что причиной нынешнего состояния ребенка являются какие-то впечатления раннего детства, возможно, оно следствие каких-то давних переживаний. Он встретился с няней и другими людьми, которые могли ему что-то рассказать о детстве мальчика. И выяснилось, что няня, это была молодая девушка, вместо того чтобы гулять с ребенком, на самом деле встречалась со своим любовником в старом темном сарае на заднем дворе, и мальчик присутствовал при их свидании. Это происходило каждый день. Разумеется, годовалому малышу было непонятно, чем занимались няня и ее любовник, но он, оставленный один, слышал шуршащие звуки, которые доносились из темного угла, и наполняли его душу неуверенностью и страхом. Беспокойное, виноватое поведение девушки тоже каким-то образом запечатлелось в его сознании. Доктор заключил, что именно эти переживания раннего детства сделали мальчика угрюмым и озлобленным. Бывает, что условия жизни заставляют родителей оставлять своих детей под присмотром чужих людей. Но я надеюсь, что эта история убедит вас, каким осторожным нужно быть в выборе тех, кому вы доверяете уход за своими детьми. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент,
когда здание уже готово.
Почаще берите ребенка на руки
Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно, тактильное общение, очень важно для его умственного развития. Одна японская газета сообщила недавно об интересном эксперименте, проведенном с обезьянами. Доктор Гарри Харлоу, руководитель Центра по исследованию приматов в университете штата Висконсин, заменил новорожденному детенышу обезьяны его настоящую маму искусственными мамами, наблюдая затем, какую из них он выберет.
Одна кукла была сделана из проволоки в форме цилиндра, а другая - тряпичная. У каждой "мамы" была поилка с молоком, и каждая могла раскачиваться из стороны в сторону. Результаты показали, что детеныш выбрал теплую и мягкую тряпичную "маму" и отвечал на ее движения. Доктор Харлоу заключил, что и новорожденный человечек искал бы что-то теплое, мягкое и подвижное, и что та нежность, с которой мама держит на руках своего ребенка, так же важна для его эмоционального состояния, как молоко для его физического здоровья. Я поощряю привычку как можно чаще брать детей на руки. Потому что мне хочется, чтобы у каждого ребенка было достаточно этого общения, соприкосновения с родителями, и я вижу в этом важнейший фактор формирования отзывчивого человека.
Не бойтесь брать ребенка с собой в постель
Как привычка "держать ребенка на руках", так и привычка "спать вместе с
ребенком" осуждалась в Японии как нежелательная, доставшаяся в наследство от предыдущих поколений. Конечно, трудно, если ребенок засыпает только, когда один из родителей ляжет с ним рядом, но я никогда не слышал, чтобы родители совершенно терялись в такой ситуации. Наоборот, можно найти новый смысл, в привычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии. Значит, можно повысить уровень интеллекта детей даже в таких семьях, где
родители совершенно не уделяют внимания воспитанию, так как с утра до ночи заняты на работе. А представьте, каких результатов можно добиться в семьях, где родители уделяют своим детям гораздо больше внимания и регулярно с ними играют.
Примерно в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и
запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.
Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре
Подумайте, что будет с ребенком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всем его существе. И неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряженное лицо. Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это, то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. В ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдет в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: "Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений". Я никогда не забуду этих слов. Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием, "нервозность" у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.
Присутствие бабушки и дедушки создает
хороший стимул для развития ребенка
Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу. Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребенок берет верх над соперником, где он уступает, где он дает сдачи. Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребенок, скорее всего, будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он ее сам спровоцирует. Это будет означать, что в нем формируется и находит выражение его собственное "Я". Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей - значит помешать развитию инстинкта, жить в коллективе. У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, - плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры - это первый урок жизни в коллективе.
Результат подчинения желаниям ребенка
"Глупый король в окружении слепо преданных министров" - так кто-то описал новорожденного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию. Как бы ни был король глуп, пока он еще совсем маленький и почти весь день спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают приструнивать свое чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает что-то "неправильное", превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития ребенка это уже не дает видимых результатов. Родители, возможно, сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как "слепо преданные министры" в течение первого года жизни ребенка. Примерно в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его "Я".
Приведем простой пример. Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой. Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы "свободного" воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребенка. В возрасте 2-З лет ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому, если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители.
Злоба и зависть у ребенка - это выражение бессилия
Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его настроение, родители должны уметь читать по его лицу. Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это им кажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспринимают чувства ребенка так серьезно, как хотелось бы, не пытаются выяснять причину его недовольства и раздражения. Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга; 4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Короче говоря, любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребенка, только ругать или хвалить его, ребенок будет неудовлетворен. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять ее.
Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других
Ребенка лучше похвалить, чем отругать
Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в
провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. "Ты поиграешь мне?" - спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка: "Замечательно, замечательно", - и добавил: "А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?" - "Получится", - ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше. Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал
поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.
Интерес - лучшее побуждение
Разумеется, бывают случаи, когда необходимо, и поругать, и заставить, но
вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо объяснить, почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует положительно.
Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее
побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у
ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое
время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть
достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.
Повторение - лучший способ стимулировать
интерес ребенка
Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки по многу раз, и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь.
Нужны ли половые различия в воспитании ребенка
Известный детский психолог Ван Орнштейн провел серию исследований, из которых заключил, что только после трех лет поведение ребенка начинает отражать половую принадлежность, а уже в возрасте четырех или пяти лет дети отчетливо проявляют свой пол в играх. Таким образом, до трех лет только форма половых органов указывает на различие между полами. Несмотря на это, родители воспитывают ребенка с учетом его пола. Например, новорожденного мальчика одевают во все голубое, а девочку - в розовое. Своего вкуса у малыша пока нет, и что плохого в том, если бы мальчик носил розовую одежду, а девочка играла бы с игрушечным пистолетом? Надо ли отнимать у мальчика куклу, если он проявил к ней интерес? Зачем постоянно напоминать ему, что он мальчик? И почему девочка не может заинтересоваться борьбой? Немецкого поэта Рильке воспитывали, как девочку, даже одевали в женскую одежду. Но от этого он не вырос женоподобным. Вместо того чтобы беспокоиться, как бы девочка не выросла мужеподобной, а мальчик женоподобным, лучше бы родителям осознать, какой вред они наносят психике ребенка, навязывая ему свои представления о половых различиях.
Говорите ребенку правду на половые темы
На такие вопросы ребенок должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают это тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей.
Музыкальная гармония лучше всего усваивается
в раннем детстве
В фильмах часто показывают, как семья или группа друзей, увлеченные
совместным пением, организуют свой досуг. Простые сельские жители, не имеющие образования, с удовольствием поют хором, и их голоса звучат удивительно мелодично и стройно. Слушая такое исполнение, ребенок обучается музыкальной грамоте не с отдельных нот, а сразу с целых созвучий. Это помогает ему понять разницу между звуками при их сопоставлении. Ребенку легче понять то, что имеет определенную структуру. Комбинации звуков помогают ему интуитивно почувствовать взаимоотношения звуков и индивидуальные качества каждого звука. Совершенный слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького
ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе трех- и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Я был поражен целеустремленностью детей. Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость - это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание. Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих детей в строгости, и это может сделать их скучными и серьезными с самого детства. Ничего подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют родители, а потому, что они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба дается им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время. Таким образом, у них остается больше свободного времени. Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Сузуки, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребенка-интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика. Известно изречение Конфуция "в гармонии с музыкой". Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким образом, музыка также способствует правильному формированию характера.
Музыкальное образование в раннем возрасте
отражается даже на внешности
Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом "погружения человека в музыку", в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребенку недостаточно слушать только речь, он, безусловно, слышит и музыку, которая звучит по радио, телевидению, с магнитофонных записей.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть
Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому. Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.
Ребенок великий имитатор
Когда мне было три года, мне нравилось имитировать заикание одного нашего соседа. Мама ругала меня: "Прекрати! Заикание заразно." Автор многих книг о раннем детстве К.М.Джоунс рекомендует водить ребенка, который боится собак, туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим детям, он избавится от своего страха. Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому, слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.
Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше
В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные
способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребенка. В этом же возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок входит в стадию самоутверждения.
Стандартная бумага
для рисования - стандартный человек
Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним воспитанием детей до трех лет. Некоторые его идеи кажутся мне заслуживающими внимания. Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора. Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера, и что это то, что от них котят родители и воспитатели. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка
Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты по дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.
Таким образом, если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и
изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете
прямо противоположного эффекта. Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.
Предоставьте ребенку наблюдательный пост
Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего в коляске, что ему не на что смотреть, кроме голого потолка или сетки от комаров. Иногда
появляется лицо взрослого и быстро исчезает. Это нехорошо. Ребенку надо на что-то смотреть. Во всем мире родители подвешивают погремушки над кроваткой. Я не уверен что этого достаточно. Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает, что в этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения и что эта потребность не может быть удовлетворена, если ребенок постоянно лежит на спине в своей кроватке или в коляске. Хотя взрослые периодически наклоняются над ребенком, это только раздражает его глаза, поскольку он силится проследить за исчезающим предметом, не будучи в состоянии повернуть голову. Я предлагаю класть его в наклонном положении, чтобы у него был обзор, вместо того чтобы поминутно наклоняться над ним или забрасывать его игрушками. Таким образом, он сможет видеть, что происходит за пределами его коляски.
Мать может помочь своему ребенку скорее, чем отец
История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие
человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми. Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство. Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками, лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в личной жизни они бывали, несчастливы из-за неправильного воспитания. Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых "Мыслей". Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии, языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: "Человек - это просто слабая тростинка, но тростинка мыслящая". Но мало кто знает о его признании, что у него не было, ни одного счастливого дня за всю жизнь. Блез Паскаль прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он фактически не знал материнской ласки. Лишенный общества сверстников, он общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не могло не сказаться на его здоровье и психике. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе "образование". Обучение ребенка различным навыкам - это только одна сторона образования. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги "Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты
воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги - они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком".
Уверенность в себе, твердость характера, очень важны для воспитания ребенка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории
и остается тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребенка.
Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и несерьезно. Воспитание ребенка - самая главная работа для матери, и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Доктор Сузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие отношения с ребенком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: "За что бог послал мне этого ужасного ребенка?" На это доктор Сузуки сказал ей однажды: "Это все из-за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас постоянно насторожен. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если время от времени вы тоже признаете свои ошибки". Некоторое время спустя эта мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив смирение, она наладила свои отношения с сынишкой. Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает недовольство. "Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать". И дети правы? Приказание - не лучший способ воспитания. Если детям приходится напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже стараются, например, делают что-то вместе. Приказания типа: "Сделай это!', "Выучи это!'', в то время как сам отец сидит в кресле с газетой - это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка - это значит все время воспитывать и самого себя.
Сегодняшние дети покончат с войнами и
расовыми предрассудками
Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые предрассудки и национальные разногласия. Все это имеет место, несмотря на существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение, враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от них освободится. Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши еще не
заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и черные дети будут играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если они все же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество. Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня еще в пеленках. Я не преувеличиваю роли раннего воспитания, не знаю, возымеют ли мои слова какое-либо действие. Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но все-таки я надеюсь, что моя книга заставит людей что-то изменить в мире, привлечет интерес к проблеме раннего развития ребенка, особенно до 3-х летнего возраста. Я верю, что моя книга - первый шаг на пути к этой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Масару Ибука После трех уже поздно
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, какневежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненавис...
Масару Ибука "После трех уже поздно"
Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.Он считает, что то, что они усваивают без каких...
После трех уже поздно.
Я уделяю книгам и статьям о детях очень много времени. Почему? Есть на это довольно веские причины, и я расскажу вам о них, а заодно и об одной книге......
После трех уже поздно
Никогда не игнорируйте плач ребенка. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его....
Постулаты "После трех уже поздно"
Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в воспитании детей...
2. Масару Ибука - После трех уже поздно
Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и ...
Консультация на тему "После трех уже поздно?"
Дорогие родители! Вашему вниманию предлагается з...