КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

РАЗЖИВИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_tvorcheskie_sposobnosti_doshkolnikov_2.docx291.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ №5

Город Ефремов Тульская область

C:\Users\Пользователь\Desktop\анимация способности\ruka107.png

Консультация

«Как развивать творческие способности дошкольников»

C:\Users\Пользователь\Desktop\анимация способности\adcfc8_1.jpg

Подготовила воспитатель:

Разживина Наталия Михайловна

2017 г.

Творческие способности  - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и т.д. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Она создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов, печальных событий.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки, рассказы.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, ритмика. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность  к движению под музыку.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развивать творческие способности ребёнка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребёнка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие учёные сходятся к мнению, что она начинает развиваться ещё в утробе матери.

Позднее развивается изобразительное творчество (1.5 года). Это связано со способностью ребёнка держать карандаш, кисть, уметь передавать увиденные образы. А в 4 – 5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Как развивать творческие способности ребёнка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения. Воображение – способность создавать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребёнок представляет предметы, которыми играет (берёт кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ.  create – создавать, творить) – способность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным способом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать воображение, не используя специального оборудования  (посмотрим на облака, на что они похожи; найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа; нарисовать круг, пусть ребёнок что – то дорисует, чтобы получился предмет или просто назовёт, на что это может быть похоже).

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

  1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счёт, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
  2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду.  Когда мы хотим обучить ребёнка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребёнок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т.д.

  1. Третье, чрезвычайно важное условие эффективное развитие творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Процесс познания мира в дошкольном возрасте идёт очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых ребёнок не может. Поэтому в дошкольный период ребёнок вынужден больше, чем когда – либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется,  взрослые позволяют ему это делать, и не решают их за него). У ребёнка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему игрушку из – под дивана, если ребёнок может решить эту задачу сам.
  2. Четвёртое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже больше напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт ребёнку на пользу.
  3. Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – распространённый среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что – либо за ребёнка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  4. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключать из обихода замечания и осуждения.

C:\Users\Пользователь\Desktop\анимация способности\deti.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как развивать творческие способности дошкольников» консультация для родителей

 Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует ...

"Как развивать творческие способности дошкольников"

В данном материале предложен вариант стендовой информации для консультирования родителей детей дошкольного возраста...

«Как развивать творческие способности дошкольников»

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников»...

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает неч...

«Как развивать творческие способности дошкольников»

                    Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и ...

Статья «Как развивать творческие способности дошкольников»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает неч...