Концультация для воспитателей
консультация по теме
Консультация для воспитателей
на тему: «Предмет, содержание, задачи и
методы эстетического воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsultatsiya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему: «Предмет, содержание, задачи и
методы эстетического воспитания»
Москва, 2015
Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.
Задачи эстетического воспитания по программе:
1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. Воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить и т.д.
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Основные средства эстетического воспитания:
1. Окружающая действительность. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
2. Природа.
3. Занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. Эстетика быта.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.
Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.
В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
В целом, лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства и интеллект и активность. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним».
Эстетические переживания вызывают с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство - насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.
Значение природы для развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать: как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста - именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.
Способность заметить, выделить «красивое», развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Мы отвечаем за живое - и за животное, и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концультация для родителей "У лучины"
Знакомясь с историей Руси, дети узнают о мирной жизни во времена наших прабабуше...
Концультация для родителей "Ребенок в двуязычной семье"
Ребенок в двуязычной семье Часто двуязычие в семье становится злосчастным камнем преткновения. Вспомним времена Советского Союза. Тогда в стране были распространены смешанные браки. ...
Концультации для родителей
Для Вас уважаемые родители!...
Концультация для родителей "Балаларны кечкенэдэн тэрбиялик"
Концультация для родителей...
Концультация для родителей
Зимние игры забавы...
Концультация для воспитателей: Современные требования к ФЭМП для дошкольников согласно ФГОС в ДОУ.
Формирование элементарных математических представлений(ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального иличностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОСдошкольное образовательное учреж...
Концультация для воспитателя: ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку....