Концультация для воспитателей
консультация по теме

Консультация для воспитателей

 

на тему: «Предмет, содержание, задачи и

методы эстетического воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontsultatsiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: «Предмет, содержание, задачи и

методы эстетического воспитания»

Москва, 2015


Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2. Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить и т.д.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Основные средства эстетического воспитания:

1. Окружающая действительность. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.

2. Природа.

3. Занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

4. Эстетика быта.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Природа - один из важных факторов эстетического развития  личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

В целом, лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства и интеллект и активность. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним».

Эстетические переживания вызывают с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство - насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.


 Значение природы для развития эстетического восприятия у детей  дошкольного возраста

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и  подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать: как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста - именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Способность заметить, выделить «красивое», развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Мы отвечаем за живое - и за животное, и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концультация для родителей "У лучины"

Знакомясь с историей Руси, дети узнают   о                 мирной   жизни во времена наших прабабуше...

Концультация для родителей "Ребенок в двуязычной семье"

Ребенок в двуязычной семье    Часто двуязычие в семье становится злосчастным камнем преткновения. Вспомним времена Советского Союза. Тогда в стране были распространены смешанные браки. ...

Концультации для родителей

Для Вас уважаемые родители!...

Концультация для родителей

Зимние игры забавы...

Концультация для воспитателей: Современные требования к ФЭМП для дошкольников согласно ФГОС в ДОУ.

Формирование элементарных математических представлений(ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального иличностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОСдошкольное образовательное учреж...

Концультация для воспитателя: ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку....