проект "ПОЧЕМУЧКИ" для детей раннего возраста
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Малыши - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemuchki.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Участвовала с данным проектом в
смотре – конкурс проектов «Детское экспериментирование»
Проект «Почемучка»
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Малыши - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей раннего возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (2 месяца ).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Технологическая карта проекта
Недели | Образовательная деятельность с детьми | Содержание работы с родителями |
1 неделя | Игры: «Узнай, кто позвал?» | Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Надувание мыльных пузырей» | ||
Беседа «Что бывает из бумаги» | ||
Исследование: «Что в коробке?», «Что в пакете?» | ||
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Умелые руки» | Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментирование в домашних условиях. |
Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет». | ||
Опытно-экспериментальная деятельность: «Бумага и вода»,«Сравнение бумаги», | ||
Чтение: стихотворение Пермяк Е. «Про нос и язык». | ||
3 неделя | Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.» | Оформление наглядной информации в родительском уголке – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» |
Игры-экспериментирования: «Умный нос» | ||
Эвристические беседы: «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?» | ||
| Опытно-экспериментальная деятельность: «Лёгкий – тяжёлый» | Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
Игры с воздушным шариком и соломинкой | ||
Лепка «Воздушный шарик». | ||
| Опытно-экспериментальная деятельность: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», |
Консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников |
Беседы: «Зачем нужна вода?» | ||
Подвижные игры: «Совушка»,«Пузырь», «Мы – капельки!», | ||
Проблемные ситуации: «Как и почему вода льётся?» | ||
6 неделя | Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..» |
Совместное детско-взрослое творчество. Организация фотосессии и оформление альбома «Почемучки» |
Эвристические беседы: «В какой пище есть вода?» | ||
Игры: «Бывает – не бывает». | ||
Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», | ||
7 неделя | Опытно-экспериментальная деятельность: «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры», | Оформление папки «Мои открытия». Создание тематической ширмы-передвижки |
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками. | ||
Теневой театр «Сказка о глупом мышонке» | ||
Игра-опыт «Цветные льдинки» | ||
| Теневой театр «Обведём ладошку и украсим её». | Оформление картотеки опытов и выкладывание информации на странице группы (сайте) |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Запираем воздух в шарик», «Движение воздуха», | ||
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи». | ||
Игры-экспериментирования: «Язычок помощник» |
Таким образом, поощряя детскую любознательности, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
Результаты реализации проекта (итог):
- заметен устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов малышей»
- оформлена картотека опытов для практической деятельности
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
12. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"
Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...