Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
статья (старшая группа) на тему

Назаренко Юлия Александровна

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О. Белобрыкина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nazarenko.doc43 КБ
Microsoft Office document icon doklad_nazarenko.doc43 КБ
Microsoft Office document icon doklad_nazarenko.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Назаренко Ю. А,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 46»

(г. Бийск)

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых занимают творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимают особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде.

        Современное, быстро прогрессирующее общество, требует от человека инновационных и оригинальных идей - это подвижность, гибкость мышления, быстрая адаптация и ориентация к новым условиям, а так же творческий подход к решению любой проблемы. Творческая деятельность развивает дошкольника как личность, помогает ему усваивать нравственные и моральные нормы. «Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О. Белобрыкина)

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях. Художественно – эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Важную роль в развитии творческих способностей играет художественно – продуктивная деятельность, так как наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей. Наиболее эффективное для этого средство, считается любая изобразительная деятельность. Она способствует разностороннему развитию личности ребенка, углубленному представлению об окружающем нас мире, приобретению новых знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Условия успешного развития творческих способностей дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, были выделены пять основных условий успешного развития творчества.

           Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами и т. д..

        Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

        Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что это пойдет ребенку на пользу.

           Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Этапы развития творческих способностей дошкольников.

Помимо этого в творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать сам дошкольник). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. И наоборот, чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет педагог, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если взрослый не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда изображение создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для любой изобразительной деятельности.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература:

  1. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание, испр. и доп.»: Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
  2.  Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972
  3.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

 



Предварительный просмотр:

Назаренко Ю. А,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 46»

(г. Бийск)

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых занимают творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимают особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде.

        Современное, быстро прогрессирующее общество, требует от человека инновационных и оригинальных идей - это подвижность, гибкость мышления, быстрая адаптация и ориентация к новым условиям, а так же творческий подход к решению любой проблемы. Творческая деятельность развивает дошкольника как личность, помогает ему усваивать нравственные и моральные нормы. «Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О. Белобрыкина)

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях. Художественно – эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Важную роль в развитии творческих способностей играет художественно – продуктивная деятельность, так как наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей. Наиболее эффективное для этого средство, считается любая изобразительная деятельность. Она способствует разностороннему развитию личности ребенка, углубленному представлению об окружающем нас мире, приобретению новых знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Условия успешного развития творческих способностей дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, были выделены пять основных условий успешного развития творчества.

           Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами и т. д..

        Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

        Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что это пойдет ребенку на пользу.

           Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Этапы развития творческих способностей дошкольников.

Помимо этого в творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать сам дошкольник). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. И наоборот, чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет педагог, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если взрослый не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда изображение создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для любой изобразительной деятельности.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература:

  1. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание, испр. и доп.»: Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
  2.  Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972
  3.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

 



Предварительный просмотр:

Назаренко Ю. А,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 46»

(г. Бийск)

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых занимают творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимают особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде.

        Современное, быстро прогрессирующее общество, требует от человека инновационных и оригинальных идей - это подвижность, гибкость мышления, быстрая адаптация и ориентация к новым условиям, а так же творческий подход к решению любой проблемы. Творческая деятельность развивает дошкольника как личность, помогает ему усваивать нравственные и моральные нормы. «Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О. Белобрыкина)

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях. Художественно – эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Важную роль в развитии творческих способностей играет художественно – продуктивная деятельность, так как наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей. Наиболее эффективное для этого средство, считается любая изобразительная деятельность. Она способствует разностороннему развитию личности ребенка, углубленному представлению об окружающем нас мире, приобретению новых знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Условия успешного развития творческих способностей дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, были выделены пять основных условий успешного развития творчества.

           Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами и т. д..

        Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

        Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что это пойдет ребенку на пользу.

           Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Этапы развития творческих способностей дошкольников.

Помимо этого в творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать сам дошкольник). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. И наоборот, чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет педагог, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если взрослый не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда изображение создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для любой изобразительной деятельности.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература:

  1. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание, испр. и доп.»: Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
  2.  Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972
  3.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Данная статья о развитии способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность . Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области иск...

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Художественное образование является важным моментом в формеровании и развитии личности человека.Творческая деятельность поможет маленькому человеку в процессе познания окружающего мира. К творчеству с...

Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...