Содействие в сохранении и укреплении здоровья детей через пальчиковые игры
методическая разработка на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Содействие в сохранении и укреплении здоровья детей через пальчиковые игры
Цель: укреплять здоровье детей, создавать условия для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей;
- развивать умения управлять своим телом;
- развивать двигательную и речевую активность;
- повышать сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям;
Работу с детьми начинали с обучения растирать ладони до приятного тепла «Поиграем с ручками». Затем проводим упражнения с пальцами:
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца
другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Даём пальчикам отдохнуть: стряхиваем руки, расслабляем «Отдыхаем»!
Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
Начинаем мы игру!
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Предлагаем ребёнку поиграть с массажным мячиком. Перед выполнением массажа рассказать историю появления ежат дома, о том, что они очень грустные и хотят поиграть с нами.
«Сказка про ёжика Антошку»
Жил - был колючий ёжик, и звали его Антошка.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)
Ёж по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, вам щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
В этой сказке, мы воздействуем на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Известно, что на ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника - отсюда и надо начинать массаж. Затем можно увеличить круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник. Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами - здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши. Каждую «детку», то есть каждый пальчик малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик - он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного ~ желудка. Большой палец оставляют напоследок: он ответственен за голову, Поэтому большой пальчик, и надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Эта игра совершенно полезна и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже!
Проводили пальчиковые гимнастики: «С добрым утром»; «Пальчики здороваются»; «Как живешь»; «Моем ручки».
Беседы-игры, включающие прибаутки, потешки, используемые в развитии культурно-гигиенических навыков: «Мышка мыла лапки», " Этот пальчик дедушка».
Мы рассказывали детям, зачем нам нужны ручки: Проводили упражнения «Дружные пальчики»; «Помощники»; Пирожки»; «Строим дом»; «Сказочка о пальчиках»;
Самомассаж рук проводим резиновыми мячиками, крупами, пуговицами разного размера и формы, камешками, бусинками. С мелкими предметами только индивидуально с воспитателем!
На физминутках даем разминку для пальцев:
-хватательные движения (сжать пальцы в кулапк, расжатьть;
-сюжетные пальчиковые игры «Пальчики здороваются», «Коготки»;
-самомассаж кисти рук с помощью пальцев другой руки «Надеваем перчатку»;
Проводим: Игры – манипуляции: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?. »,
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Елка», «Распускается цветок», «Грабли» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»
Интересная игра для детей «Найди клад» (поиск предметов в сухом бассейне) «Чудесный мешочек»;«Пазлы»
Включаем в работу с детьми элементы театрализованных игр (пальчиковый театр).
В играх с водой проводим водные процедуры: полоскание рук в прохладной воде.
На гимнастике после сна тоже используем комплекс пальчиковой гимнастики.
На физкультурных занятиях пальчиковые упражнения выполняем в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти рук в заключительной части занятия.
В конце физкультурного занятия проводим комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».
На прогулке пальчиковые упражнения используем по теме наблюдений за живыми и неживыми объектами: «Ласковая кошечка»; «Дерево»; «Строим дом» и т. д.
При взаимодействии с семьями воспитанников были подготовлены:
Консультации индивидуальные: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковую гимнастику»; «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка»;
Консультация групповая: «Пальчиковые игры, игровой массаж – средство укрепления здоровья дошкольников».
Индивидуальные беседы «Дети и мелкая моторика рук».
Картотека пальчиковых игр.
Оформление стенда «Опыт семьи Илюши Петелина: «Упражнения с пальчиками».
Провели конкурс рисунков «Рисуем дома» на тему: «На что это похоже?»
С целью подготовки к театрализованным играм мама Маши Голяковой готовит театр на пальчиках к русской народной сказке «Репка». (Вязаный театр на пальчиках).
Пальчиковые игры помогают ребенку учиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать манипуляции с предметами, способствуют развитию речи, укреплению и сохранению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242639-1366000495.jpg)
"Сохранение и укрепление здоровья детей через оптимизацию двигательного режима"
Двигательная активность влияет на состояние здоровья и работоспособность детей, а так же является условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, те...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-520767-1452876555.jpg)
Опыт работы: "Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к подвижным играм и танцам".
Основной целью своей работы считаю воспитание здорового ЧЕЛОВЕКА. ...
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-848738-1478887729.jpg)
Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».
Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671926-1442930761.jpg)
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"
Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-271918-1506861290.jpg)
Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-271586-1384104587.jpg)
Консультация для воспитателей «Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование представлений о здоровом образе жизни»
laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....