Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
статья на тему
Наши дети очень любят занятия, связанные с сенсорным воспитанием в области восприятия цвета, их привлекает и заинтересовывает яркий, красочный материал.
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Наши дети очень любят занятия, связанные с сенсорным воспитанием в области восприятия цвета, их привлекает и заинтересовывает яркий, красочный материал.
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие.
Я стараюсь научить детей воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенку нужно научиться обследовать эти сочетания, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных, контрастные сочетания от мягких, пастельных сочетаний, содержащих гармоничные переходы оттенков.
Можно определить основные задачи в ознакомлении детей с цветом.
Дети в первой младшей группе должны уметь выделить цвет как особый признак предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета.
Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.
Не смотря на то, что игры и упражнения представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры и упражнения другими, аналогичными по смыслу.
Установление связи между чувственным восприятием и словом требует более сложных умственных операций. Поэтому маленькие дети, зрительно различая цвета, легко путают их названия, вместо красного могут принести синий и т.п. Такие ошибки дети совершают и позже, когда сами начинают называть цвета.
В «Программе воспитания в детском саду» поставлена задача: научить детей различать и в начале третьего года называть четыре ЦЕета: красный, синий, желтый, зеленый. Так как эта задача для ребенка хотя и доступная, но не легкая, то упражнять ребенка в различении цветов надо системати¬чески и в разнообразной форме. Особенно важным является упражнение ребенка в быту в жизненных ситуациях. Куклы в платьях разного цвета, автомобили различной окраски также помогают запомнить названия цвета. Этой же цели служат и некоторые дидактические игрушки и игры.
Игры разнообразны, перед детьми ставятся различные задачи: выбрать названный взрослым цвет, подобрать предметы определенной окраски к соответствующему цветному фону, распределить предметы по цвету. Сначала дети имеют дело с предметами двух цветов, потом добавляется третий, но выбор дается из пары цветов, к знакомому цвету добавляется новый. Потом дается выбор из трех цветов. Даются различные игрушки на различения цвета. Так как я постоянно стараюсь упражнять детей во время дидактических игр и сюжетных игр, а родители занимаются дома, дети к 2,5 годам овладевают программными требованиями: узнают и называют четыре цвета, могут производить несложные умственные операции -подобрать предметы по аналогии цвета, распределить их по признаку одинакового цвета.
При планировании занятий я стараюсь предусматривать задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.
Задания по сенсорному воспитанию я включаю в предметную и в элементарную продуктивную деятельность - рисование, выкладывание мозаики. Выполняя задания, допускаются ошибки, но малыш может сам: их исправить, если задать ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?».
Раскладывая мозаику"- ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие
движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимо при выполнении заданий по рисованию
К конку третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т.д.
При проведении игр-занятий я пользуюсь краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения задания. Я не требую от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления: названий цвета, формы. Важно, чтобы: дети активно выполняли задания, учитывая эти свойства, т.к. именно в процессе практической работы происходи'!:' накопление представлений о свойствах предметов.
Сравнивая, какими дети к нам пришли и какими они стали на сегодняшний день, я с уверенностью могу сказать, что мои проведенные занятия прошли не в пустую. Если в первые дни на занятиях дети сидели «скованные», молчаливые, не могли понять что от них требуют, то позже ребята стали более активные. Помогают друг другу. Большинство детей правильно отвечают на поставленные вопросы. Если в начале года только двое ребят различали цвета, то в настоящее время уже треть детей может с этим справиться, несмотря на то, что усвоение цвета протекает достаточно трудно.
Одна из целей, которую я ставлю перед собой - это сделать жизнь детей в детском саду интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные на занятиях, на прогулках, во время проведения игр дети могли использовать в повседневной жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Подготовила воспитатель
МАДОУ д/с № 2
Головий Н.В.
2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....
Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....
Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...
"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»
Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...