"Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОУ"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОУ
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий инструментами управлениями информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без ИКТ уже невозможно представить современное образование. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в образовании и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Актуальность использования информационных технологий
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила работы с компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к ИКТ.
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности воспитателей, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог применять современные компьютерные технологии в образовании для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных педагогических решений. Занятия, которые проводятся с использованием мультимедийных технологий, позволяют: интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка); стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Анализ ситуации позволил выявить ряд противоречий:
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью применения ИКТ в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педработника и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных воспитателей и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.
Цели и задачи
Данные противоречия позволили определить цель и задачи дальнейшей работы с педагогическими кадрами:
Цель:
- повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности воспитателей;
- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по применению информационных технологий в работе ДОУ;
- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции воспитателей в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью анкетирование, систематизации и анализа выявленных проблем – запросов воспитателей.
Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов
При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ. Причины личной заинтересованности воспитателя в повышении уровня ИКТ-компетентности: экономия времени при разработке дидактических материалов; перенос акцента на презентабельность оформления материалов; переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.).
Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – ИКТ позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры. Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности.
Поскольку педагоги группы 1 и 2 отличаются скептическим отношением к возможностям ИКТ, то необходимо педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.
Для педагогов групп 3 и 4 предлогаю индивидуальные образовательные стратегии. Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 – ориентирование на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов ДОУ.
На втором этапе подготовки им необходимо освоить способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Таким образом, для обеспечения профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере ИКТ нам нужно создать систему повышения квалификации.
Формы работы с воспитателями
В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов: недели педагогического мастерства; мастер-классы; педагогические мастерские и наставничество; обучающие семинары.
Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших воспитателей в ДОУ предлагаю организовать неделю педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами будут проводится открытые показы, на которых они представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Критерии развития способностей педагогов:
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеет использовать средства информатизации и ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
В преддверии недели педмастерства предлагаю провести мастер-классы с целью обучения воспитателей методам и приемам работы с детьми с использованием ИКТ и т. д. Что даст возможность установить непосредственный контакт между педагогами во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, поможет проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении ИКТ.
С этой целью предлагаю использовать наставничество. Такая форма позволяет педагогам работать в паре, пару составляют педработник, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, представитель группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Важную роль в повышении теоретического уровня воспитателей и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары.
К проведению семинара, который прошел 16.03.17, были подключены педагоги группы 4, которые рассказали об использовании мультимедийных презентаций в своей работе.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними предлагаю провести и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования ИКТ в работе с детьми и родителями предлагаю организовать конкурсы сайтов «Лучший сайт педагога учреждения».
Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, всестороннее развитие и компьютерное обучение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Консультация для педагогов «Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности».
В консультации представлены теоретические материалы и практические рекомендации по организации музея в дошкольной образовательной организации....
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования
Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...