рабочая программа "Народная тропинка" планировани
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа «НАРОДНАЯ ТРОПИНКА»
Воспитатель: Тюрина О.Л,
Тематический годовой план занятий
1 младшая группа
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | "Ходит сон близ окон" | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. |
2 | "Во саду ли, в огороде" | Знакомство с огородом детского сада. |
2 | "Репка" | Знакомство со сказкой "Репка" |
4 | "Мыши водят хоровод" | Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Мыши водят хоровод" |
5 | "Котик, котик, поиграй" | Повторение потешки "Мыши водят хоровод" Дидактическое урп. "Похвали котика". |
6 | "Водичка, водичка, умой моё личико" | Разучивание потешки "Водичка, водичка" |
7 | "Идёт коза рогатая" | Знакомство с новым обитателем избы - козой Машкой. Разучивание потешки "Идёт коза рогатая" |
8 | "Волк и семеро козлят" | Знакомство со сказкой "Волк и семеро козлят" |
9 | "Колобок" | Знакомство со сказкой "Колобок" |
10 | "Уж ты, зимушка - зима" | Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды. |
11 | "Пришла коляда - отворяй ворота" | Знакомство детей с рождеством |
12 | "Фока воду кипятит и как зеркало блестит" | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем" |
13 | "Три медведя" | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого "Три медведя" |
14 | "Маша и медведь" | Знакомство со сказкой "Маша и медведь" |
15 | "Нет милее дружка, чем родимая матушка" | Этическая беседа "Моя любимая мама" |
16 | "Приди весна с радостью" | Разучивание заклички "Весна, весна красная!" |
17 | "Петушок - золотой гребешок" | Знакомство с новым персонажем - петушком. Разучивание потешки "Петушок" |
18 | "Курочка ряба" | Знакомство со сказкой "Курочка ряба" |
19 | "Здравствуй, солнышко - колоколнышко" | Разучивание потешки про солнышко |
20 | "Сорока - белобока кашу варила" | Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком |
Тематический годовой план занятий
2 младшая группа
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | "Милости просим, гости дорогие" | Первое посещение детьми "избы". Знакомство с её хозяйкой. |
2 | «Ночь пришла» | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. |
3 | "Иван, Иван, вырывай бурьян" | Знакомство с огородом детского сада. |
4 | "Вершки и корешки" | Знакомство со сказкой |
5 | "Чудесный сундучок" | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. |
6 | "Как у нашего кота" | Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Как у нашего кота" |
7 | "Котик, котик, молодец" | Повторение потешки "Как у нашего кота" Дидактическое урп. |
8 | "Девочка и лиса" | Знакомство со сказкой "Снегурушка и лиса". Игра "Кто позвал?" (угадывание по голосу) |
9 | "Ай, лады, лады, лады" | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки "Ай, лады, лады, лады" |
10 | "С гуся вода, а с Ванечки худоба" | Повторение потешек и колыбельных песен. |
11 | "Как у нашего козла" | Разучивание потешки |
12 | "Кот – серый лоб, козел, да баран" | Знакомство со сказкой |
13 | "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча" | Знакомство с печкой, ухватом ,чугунком, кочергой. |
14 | "Чудо меленка" | Знакомство со сказкой |
15 | "Уж ты, зимушка - зима" | Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды. |
16 | "Сундучок Деда Мороза" | Загадывания загадок о зиме, зимней одежде |
17 | "Пришла коляда - отворяй ворота" | Знакомство детей с рождеством |
18 | "Самовар" М. Горький | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем" |
19 | "Гость нагость - хозяйке радость" | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды. |
20 | "Медведь и лиса" | Знакомство со сказкой |
21 | "Как медведь хвост потерял" | Знакомство со сказкой |
22 | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. |
23 | "Половичку курочка веничком метёт" | Разучивание потешки "Наша - то хозяюшка сметлива была" |
24 | "Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая" | Знакомство детей с масленицей |
25 | "При солнышке тепло, при матушке добро" | Этическая беседа "Моя любимая мама" |
26 | "Весна-красна, на чём пришла?" | Разучивание заклички |
27 | "Гуси вы гуси, красные лапки" | Знакомство с новым персонажем - гусем. Разучивание потешки |
28 | "Заюшкина избушка" | Знакомство со сказкой "Заюшкина избушка" |
29 | "Трень - брень, гусельки" | Знакомство с народным инструментом - гуслями. |
30 | "Кот, лиса и петух" | Знакомство со сказкой "Кот, лиса и петух |
31 | "Ленивые цыплята" | Знакомство с семьёй петушка. |
32 | "Бабушка, внучка и курочка" | Знакомство со сказкой |
33 | "Здравствуй, солнышко - колоколнышко" | Разучивание потешки про солнышко |
34 | "Горшок" | Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком |
35 | "Кто в тереме живёт" | Знакомство со сказкой "Теремок" |
36 | Прощание с избой | Дидактическая игра "Чудесный сундучок". Прощание с Хозяйкой до осени |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(средняя группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Русская изба
| Дать детям представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого строится. |
2 | РНС «Теремок»
| Разыгрывание представления по мотивам сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька» |
3 | Конструирование дома
| Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями; учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, крылечками и башнями. |
4. | «В осеннем лесу» | упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой», в беге врассыпную; учить детей находить свое место в колонне; упражнять в спрыгивании на полусогнутые ноги (3—4 раза); учить ползанию по гимнастической скамейке, лежа на животе; упражнять в метании в цель правой рукой; познакомить детей с башкирской игрой «Липкие пеньки». |
НОЯБРЬ | ||
1. | В русской горнице | продолжать знакомство детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. |
2. | Посуда вчера и сегодня | Дать представление детям о том, какая посуда была раньше; воспитывать любовь к русским традициям |
3. | «Медведь – липовая нога» | Учить детей слушать сказки, развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
4. | «Ой, вы гости, господа» | Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | Зимний костюм | Формировать уважение к традициям русского народа, человеку – труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; познакомит с русской старинной одеждой (армяк, тулуп т.д.) |
2. | «Морозко» РНС | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
3. | «Праздничное колесо» | Знакомство детей с зимними праздниками народного календаря – Рождество, Святки, Крещение. |
4. | Крестьянская игрушка | Знакомство детей с русской народной игрушкой – самоделкой |
ЯНВАРЬ | ||
1. | Посиделки | развивать внимание, чувство ритма, умение анализировать; знакомить с русскими народными загадками, потешками о домашних животных, музыкальных инструментах. |
2. | Сундучок тетушки Алены | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. |
3. | Матушка - зима | С помощью произведений русских поэтов показать детям красоту и величие русской зимы; установить взаимосвязь природы и времени года |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | Русская кухня | Продолжать знакомить детей с предметами русского быта: кухонной утварью. Познакомить с русской кухней (какие продукты использовали хозяйки для приготовления русских блюд, без чего нельзя было приготовить то или иное блюдо, исконно русские блюда: щи, борщ, уха, каша и т.д. |
2. | Москва – город древний
| Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины — Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города — это творение рук человеческих; формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд. |
3. | «Каша из топора» РНС
| Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
МАРТ | ||
1. | Знакомство с Семеновской матрешкой
| Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Семеновская). Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2. | Знакомство с историей русского костюма | Расширить знания детей об одежде древних славян и ее украшении. |
3. | УНТ – пословицы и поговорки | Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях, назначении пословиц и поговорок. |
4. | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Семеновских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | «Чудесные лапоточки» РНС | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
2. | Комнатные растения в русской горнице и в наше время | Закрепить понятие о том, что человек – часть природы; расширять знания о комнатных растениях; воспитывать сознательное, заботливое отношение к растениям. |
3. | «Свято дерево, помоги»
| Раскрыть значение дерева в жизни человека, дать представление о неразрывной связи человека и природы, продолжать учить бережному отношению к природе. |
4. | Лапти лыковые | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родо – видовых понятиях. Развивать связную речь. Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ Словарная работа. Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять. |
МАЙ | ||
1. | Наша родина – Россия | Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. |
2. | «Хлеб – всему голова» | Закрепить полученные на занятиях знания о выращивании и производстве хлеба. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Познакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений и слов. Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка и т.д. |
3. | Рисование «Улицы города» | Систематизировать знания детей об улицах города, развивать творчество, фантазию |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | «В тереме расписном я живу» | Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д. |
2 | «Что нам стоит теремок построить»
| Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | УНТ – потешки
| Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
4. | С новым урожаем | Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «В гости к хозяюшке» (семья) | Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи. |
2 | Синичкины именины
| Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах. |
3 | «Хаврошечка» РНС
| Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Зимовье лесных зверей»
| Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому. |
2 | Аппликация «В зимнем лесу»
| Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук. |
3. | «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Пришла Коляда»
| Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник». |
2 | «В чудесной стране Городец» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями. |
3 | «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки). |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Земля мать – сумей за нее постоять»
| подвести к пониманию того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу |
2 | Что такое героизм
| Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны. |
3 | Былина «Илья Муромец и соловей разбойник | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
МАРТ | ||
1 | Знакомство с Загорской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2 | Знакомство с историей русского костюма (женский костюм) | Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. |
3 | УНТ – колыбельные | Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных. |
4 | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Готовимся к Вербному базару | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр. |
2. | Яйца Писанки
| Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц |
3. | Светлое воскресенье | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. |
4. | Ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов. |
МАЙ | ||
1. | Что мы знаем о нашей Родине? | Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща. |
2. | «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» | Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа. |
3. | «Водица студеная, родниковая…» | Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | «В тереме расписном я живу» | Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д. |
2 | «Что нам стоит теремок построить»
| Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | УНТ – потешки
| Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
4. | С новым урожаем | Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «В гости к хозяюшке» (семья) | Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи. |
2 | Синичкины именины
| Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах. |
3 | «Хаврошечка» РНС
| Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Зимовье лесных зверей»
| Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому. |
2 | Аппликация «В зимнем лесу»
| Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук. |
3. | «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Пришла Коляда»
| Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник». |
2 | «В чудесной стране Городец» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями. |
3 | «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки). |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Земля мать – сумей за нее постоять»
| подвести к пониманию того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу |
2 | Что такое героизм
| Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны. |
3 | Былина «Илья Муромец и соловей разбойник | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
МАРТ | ||
1 | Знакомство с Загорской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2 | Знакомство с историей русского костюма (женский костюм) | Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. |
3 | УНТ – колыбельные | Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных. |
4 | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Готовимся к Вербному базару | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр. |
2. | Яйца Писанки
| Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц |
3. | Светлое воскресенье | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. |
4. | Ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов. |
МАЙ | ||
1. | Что мы знаем о нашей Родине? | Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща. |
2. | «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» | Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа. |
3. | «Водица студеная, родниковая…» | Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | «В тереме расписном я живу» | Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д. |
2 | «Что нам стоит теремок построить»
| Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | УНТ – потешки
| Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
4. | С новым урожаем | Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «В гости к хозяюшке» (семья) | Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи. |
2 | Синичкины именины
| Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах. |
3 | «Хаврошечка» РНС
| Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Зимовье лесных зверей»
| Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому. |
2 | Аппликация «В зимнем лесу»
| Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук. |
3. | «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Пришла Коляда»
| Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник». |
2 | «В чудесной стране Городец» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями. |
3 | «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки). |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Земля мать – сумей за нее постоять»
| подвести к пониманию того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу |
2 | Что такое героизм
| Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны. |
3 | Былина «Илья Муромец и соловей разбойник | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
МАРТ | ||
1 | Знакомство с Загорской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2 | Знакомство с историей русского костюма (женский костюм) | Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. |
3 | УНТ – колыбельные | Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных. |
4 | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Готовимся к Вербному базару | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр. |
2. | Яйца Писанки
| Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц |
3. | Светлое воскресенье | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. |
4. | Ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов. |
МАЙ | ||
1. | Что мы знаем о нашей Родине? | Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща. |
2. | «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» | Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа. |
3. | «Водица студеная, родниковая…» | Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | «В тереме расписном я живу» | Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д. |
2 | «Что нам стоит теремок построить»
| Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | УНТ – потешки
| Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
4. | С новым урожаем | Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «В гости к хозяюшке» (семья) | Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи. |
2 | Синичкины именины
| Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах. |
3 | «Хаврошечка» РНС
| Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Зимовье лесных зверей»
| Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому. |
2 | Аппликация «В зимнем лесу»
| Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук. |
3. | «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Пришла Коляда»
| Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник». |
2 | «В чудесной стране Городец» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями. |
3 | «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки). |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Земля мать – сумей за нее постоять»
| подвести к пониманию того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу |
2 | Что такое героизм
| Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны. |
3 | Былина «Илья Муромец и соловей разбойник | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
МАРТ | ||
1 | Знакомство с Загорской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2 | Знакомство с историей русского костюма (женский костюм) | Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. |
3 | УНТ – колыбельные | Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных. |
4 | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Готовимся к Вербному базару | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр. |
2. | Яйца Писанки
| Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц |
3. | Светлое воскресенье | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. |
4. | Ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов. |
МАЙ | ||
1. | Что мы знаем о нашей Родине? | Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща. |
2. | «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» | Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа. |
3. | «Водица студеная, родниковая…» | Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | История Русского государства
| Вызвать интерес к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении русского государства; ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. |
2 | Параскева - Пятница | Познакомить детей с народными обычаями дня святой Параскевы Пятницы, сопоставление их с обычаями праздников Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Подвести детей к пониманию необходимости беречь природу, от которой зависят здоровье и сила людей; учить быть благодарными земле - кормилице за ее дары. |
3 | Знакомство с русским головным убором | Познакомить детей с разнообразием русских головных уборов. |
4. | Украшение кокошника | Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «Где наши корни?» изготовление семейного древа
| Закреплять представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Учить составлять генеалогическое древо, различать близких и дальних родственников. Воспитывать любовь и уважение к взрослым. |
2 | «В тереме расписном я живу в избу всех гостей приглашу» | Дать детям знания, почему раньше Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами; закрепить названия строительных инструментов: топор, пила, рубанок; познакомить детей с особенностями строительства на Руси, с пословицами об избе; закрепить названия овощей; продолжать знакомить с русским фольклором: частушками, песнями; познакомить детей с новой народной игрой «Заря-заряница»; воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. |
3 | «Ноябрь – ворота зимы» | Дать характеристику ноября, беседа о характерных для ноября явлениях природы, народных обычаях и праздниках. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Расширять кругозор детей о русских традициях, обрядах, обычаях; разучивать фольклорные произведения; воспитывать на лучших образцах народного литературно – музыкального творчества. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | На печи лежим, сказки слушаем
| Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. |
2 | Начинаем готовиться к зимним святкам
| Закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих кануну Рождества; уточнить и закрепить понятие детей о том, что сочельник – день перед Рождеством Христовым, самым тихим и строгим днем Рождественского поста. |
3 | Знакомство детей с жизнью горожан на Руси
| Закрепить представления детей о видах живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая живопись; познакомить с портретной живописью художника Б. Кустодиева; на основе его портретов уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси; воспитывать интерес к живописи, интерес к истории Родины; формировать умение вести беседу, четко излагать свою мысль, слушать товарища. |
4 | Новый год на Руси. Русский Никола и Санта – Клаус | Познакомить с легендой о святом Николае (прообразе Деда Мороза); на материале рождественской легенды вовлекать в сотворчество, стимулировать фантазию, подталкивать к решению доступных нравственных вопросов. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Рождественский Сочельник»
| Подготовить к празднованию Рождества, познакомить с евангельским сюжетом посредством игры. |
2 | Ай да пряник – просто загляденье
| Вызвать интерес детей к пряничному искусству; развивать фантазию, воображение; познакомить с разными видами пряников (архангельские козули, печатные пряники, фигурные пряники) их нарядным украшением. |
3 | УНТ – былины
| Познакомить детей с одним из видов русского фольклора – былиной. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | Былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
2. | Зимушка – зима
| С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы: установить взаимосвязь между жизнью растений, насекомых, животных, птиц, человеке и временем года; подчеркнуть, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте; воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам и благодарность им. |
3. | Без труда – не выудишь рыбку из пруда
| Продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством; дать представление о традиционной русской пище; подвести к пониманию того, что еда – это результат нелегкого труда многих людей. |
МАРТ | ||
1. | Знакомство с матрешкой Полхов – майдан | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Полхов – майдан). Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2. | Знакомство с историей русского костюма (женский и мужской костюм) | Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностями их изготовления и использования. |
3. | УНТ – перевертыши | Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества. Воспитывать интерес к творчеству своего народа. |
4. | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек Полхов Майдан, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1 | Пришла весна – проснулась земля
| Используя иллюстрации, произведения поэзии, живописи, показать детям силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь человека; подчеркнуть взаимосвязь между ними; воспитывать интерес к явлениям родной природы, любовь к произведениям живописи, поэзии. |
2 | Яйца Писанки | Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц: уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов). |
3 | «Жар – птица»
| Развивать фантазию и творчество детей, научить создавать сказочный образ. |
4 | Во что одевались и как встречали праздники на Руси | Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму; подчеркнуть основное назначение одежды — беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм — это труд, творчество, мастерство русских женщин; познакомить с праздником Пасхи; воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. |
МАЙ | ||
1 | «Человек жив, пока его помнят»
| На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству; развивать чувство благодарности к защитникам Отечества. |
2 | «Не бывать на Руси весны без Егория» | Познакомить детей с народными обычаями дня Егория вешнего, народными обычаями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit_progr_rnk.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа «НАРОДНАЯ ТРОПИНКА»
Воспитатель: Тюрина О.Л,
Тематический годовой план занятий
1 младшая группа
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | "Ходит сон близ окон" | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. |
2 | "Во саду ли, в огороде" | Знакомство с огородом детского сада. |
2 | "Репка" | Знакомство со сказкой "Репка" |
4 | "Мыши водят хоровод" | Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Мыши водят хоровод" |
5 | "Котик, котик, поиграй" | Повторение потешки "Мыши водят хоровод" Дидактическое урп. "Похвали котика". |
6 | "Водичка, водичка, умой моё личико" | Разучивание потешки "Водичка, водичка" |
7 | "Идёт коза рогатая" | Знакомство с новым обитателем избы - козой Машкой. Разучивание потешки "Идёт коза рогатая" |
8 | "Волк и семеро козлят" | Знакомство со сказкой "Волк и семеро козлят" |
9 | "Колобок" | Знакомство со сказкой "Колобок" |
10 | "Уж ты, зимушка - зима" | Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды. |
11 | "Пришла коляда - отворяй ворота" | Знакомство детей с рождеством |
12 | "Фока воду кипятит и как зеркало блестит" | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем" |
13 | "Три медведя" | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого "Три медведя" |
14 | "Маша и медведь" | Знакомство со сказкой "Маша и медведь" |
15 | "Нет милее дружка, чем родимая матушка" | Этическая беседа "Моя любимая мама" |
16 | "Приди весна с радостью" | Разучивание заклички "Весна, весна красная!" |
17 | "Петушок - золотой гребешок" | Знакомство с новым персонажем - петушком. Разучивание потешки "Петушок" |
18 | "Курочка ряба" | Знакомство со сказкой "Курочка ряба" |
19 | "Здравствуй, солнышко - колоколнышко" | Разучивание потешки про солнышко |
20 | "Сорока - белобока кашу варила" | Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком |
Тематический годовой план занятий
2 младшая группа
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | "Милости просим, гости дорогие" | Первое посещение детьми "избы". Знакомство с её хозяйкой. |
2 | «Ночь пришла» | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. |
3 | "Иван, Иван, вырывай бурьян" | Знакомство с огородом детского сада. |
4 | "Вершки и корешки" | Знакомство со сказкой |
5 | "Чудесный сундучок" | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. |
6 | "Как у нашего кота" | Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Как у нашего кота" |
7 | "Котик, котик, молодец" | Повторение потешки "Как у нашего кота" Дидактическое урп. |
8 | "Девочка и лиса" | Знакомство со сказкой "Снегурушка и лиса". Игра "Кто позвал?" (угадывание по голосу) |
9 | "Ай, лады, лады, лады" | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки "Ай, лады, лады, лады" |
10 | "С гуся вода, а с Ванечки худоба" | Повторение потешек и колыбельных песен. |
11 | "Как у нашего козла" | Разучивание потешки |
12 | "Кот – серый лоб, козел, да баран" | Знакомство со сказкой |
13 | "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча" | Знакомство с печкой, ухватом ,чугунком, кочергой. |
14 | "Чудо меленка" | Знакомство со сказкой |
15 | "Уж ты, зимушка - зима" | Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды. |
16 | "Сундучок Деда Мороза" | Загадывания загадок о зиме, зимней одежде |
17 | "Пришла коляда - отворяй ворота" | Знакомство детей с рождеством |
18 | "Самовар" М. Горький | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем" |
19 | "Гость нагость - хозяйке радость" | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды. |
20 | "Медведь и лиса" | Знакомство со сказкой |
21 | "Как медведь хвост потерял" | Знакомство со сказкой |
22 | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. |
23 | "Половичку курочка веничком метёт" | Разучивание потешки "Наша - то хозяюшка сметлива была" |
24 | "Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая" | Знакомство детей с масленицей |
25 | "При солнышке тепло, при матушке добро" | Этическая беседа "Моя любимая мама" |
26 | "Весна-красна, на чём пришла?" | Разучивание заклички |
27 | "Гуси вы гуси, красные лапки" | Знакомство с новым персонажем - гусем. Разучивание потешки |
28 | "Заюшкина избушка" | Знакомство со сказкой "Заюшкина избушка" |
29 | "Трень - брень, гусельки" | Знакомство с народным инструментом - гуслями. |
30 | "Кот, лиса и петух" | Знакомство со сказкой "Кот, лиса и петух |
31 | "Ленивые цыплята" | Знакомство с семьёй петушка. |
32 | "Бабушка, внучка и курочка" | Знакомство со сказкой |
33 | "Здравствуй, солнышко - колоколнышко" | Разучивание потешки про солнышко |
34 | "Горшок" | Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком |
35 | "Кто в тереме живёт" | Знакомство со сказкой "Теремок" |
36 | Прощание с избой | Дидактическая игра "Чудесный сундучок". Прощание с Хозяйкой до осени |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(средняя группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Русская изба | Дать детям представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого строится. |
2 | РНС «Теремок» | Разыгрывание представления по мотивам сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька» |
3 | Конструирование дома | Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями; учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, крылечками и башнями. |
4. | «В осеннем лесу» | упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой», в беге врассыпную; учить детей находить свое место в колонне; упражнять в спрыгивании на полусогнутые ноги (3—4 раза); учить ползанию по гимнастической скамейке, лежа на животе; упражнять в метании в цель правой рукой; познакомить детей с башкирской игрой «Липкие пеньки». |
НОЯБРЬ | ||
1. | В русской горнице | продолжать знакомство детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. |
2. | Посуда вчера и сегодня | Дать представление детям о том, какая посуда была раньше; воспитывать любовь к русским традициям |
3. | «Медведь – липовая нога» | Учить детей слушать сказки, развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
4. | «Ой, вы гости, господа» | Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | Зимний костюм | Формировать уважение к традициям русского народа, человеку – труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; познакомит с русской старинной одеждой (армяк, тулуп т.д.) |
2. | «Морозко» РНС | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
3. | «Праздничное колесо» | Знакомство детей с зимними праздниками народного календаря – Рождество, Святки, Крещение. |
4. | Крестьянская игрушка | Знакомство детей с русской народной игрушкой – самоделкой |
ЯНВАРЬ | ||
1. | Посиделки | развивать внимание, чувство ритма, умение анализировать; знакомить с русскими народными загадками, потешками о домашних животных, музыкальных инструментах. |
2. | Сундучок тетушки Алены | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. |
3. | Матушка - зима | С помощью произведений русских поэтов показать детям красоту и величие русской зимы; установить взаимосвязь природы и времени года |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | Русская кухня | Продолжать знакомить детей с предметами русского быта: кухонной утварью. Познакомить с русской кухней (какие продукты использовали хозяйки для приготовления русских блюд, без чего нельзя было приготовить то или иное блюдо, исконно русские блюда: щи, борщ, уха, каша и т.д. |
2. | Москва – город древний | Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины — Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города — это творение рук человеческих; формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд. |
3. | «Каша из топора» РНС | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
МАРТ | ||
1. | Знакомство с Семеновской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Семеновская). Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2. | Знакомство с историей русского костюма | Расширить знания детей об одежде древних славян и ее украшении. |
3. | УНТ – пословицы и поговорки | Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях, назначении пословиц и поговорок. |
4. | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Семеновских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | «Чудесные лапоточки» РНС | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения. |
2. | Комнатные растения в русской горнице и в наше время | Закрепить понятие о том, что человек – часть природы; расширять знания о комнатных растениях; воспитывать сознательное, заботливое отношение к растениям. |
3. | «Свято дерево, помоги» | Раскрыть значение дерева в жизни человека, дать представление о неразрывной связи человека и природы, продолжать учить бережному отношению к природе. |
4. | Лапти лыковые | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родо – видовых понятиях. Развивать связную речь. Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ Словарная работа. Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять. |
МАЙ | ||
1. | Наша родина – Россия | Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. |
2. | «Хлеб – всему голова» | Закрепить полученные на занятиях знания о выращивании и производстве хлеба. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Познакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений и слов. Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка и т.д. |
3. | Рисование «Улицы города» | Систематизировать знания детей об улицах города, развивать творчество, фантазию |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
№ | Тема | Содержание работы |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | «В тереме расписном я живу» | Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д. |
2 | «Что нам стоит теремок построить» | Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев. |
3 | УНТ – потешки | Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
4. | С новым урожаем | Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «В гости к хозяюшке» (семья) | Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи. |
2 | Синичкины именины | Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах. |
3 | «Хаврошечка» РНС | Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
4 | «Ой, вы гости, господа» | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Зимовье лесных зверей» | Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому. |
2 | Аппликация «В зимнем лесу» | Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук. |
3. | «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах. |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Пришла Коляда» | Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник». |
2 | «В чудесной стране Городец» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями. |
3 | «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки). |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Земля мать – сумей за нее постоять» | подвести к пониманию того, что человек — часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу |
2 | Что такое героизм | Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны. |
3 | Былина «Илья Муромец и соловей разбойник | Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
МАРТ | ||
1 | Знакомство с Загорской матрешкой | Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. |
2 | Знакомство с историей русского костюма (женский костюм) | Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. |
3 | УНТ – колыбельные | Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных. |
4 | Рисование матрешки | Обратить внимание на стилевые особенности и украшение Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Готовимся к Вербному базару | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр. |
2. | Яйца Писанки | Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц |
3. | Светлое воскресенье | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. |
4. | Ярмарка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов. |
МАЙ | ||
1. | Что мы знаем о нашей Родине? | Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща. |
2. | «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» | Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа. |
3. | «Водица студеная, родниковая…» | Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...