Духовно – нравственное воспитание детей на народной культуре русского народа
проект (старшая группа) на тему
Актуальность
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.
Безусловно, что благоприятная развивающая среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка, выступать в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, способствовать раннему проявлению разносторонних способностей.
Многие дошкольные методики «заточены» под то, чтобы дать ребенку большой объем информации, но в форме слова – устного и печатного, а от детей требуется не постижение, а заучивание. Но еще физиолог И.П. Павлов доказал: если в мозг подавать не подкрепляемую чувствами и эмоциями информацию, в коре формируется центр нейтрализации этой информации.
Мы, воспитатели, должны научить чувствовать, видеть, проживать красоту, чувства.
Решая одну из самых актуальных и сложных проблем – развитие духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истокам русской народной культуры, мы обратились к развитию и обогащению среды по народной культуре.
Система работы в этом направлении требует создания такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Характерной особенностью этой среды должны стать предметы быта и старины, народные игрушки, предметы народно-прикладного искусства и творчества, русская одежда и ее элементы. Случайных предметов и вещей не должно быть! Дети должны не только прикоснуться к чудо произведениям, но и сами в доступной форме творить «живую культуру», ибо творчество – главное средство освоения опыта, движущая сила развития личности.
Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложили в сознании детей, поэтому очень важно создать такую среду, которая поможет в целостном процессе становления личности ребенка, духовно-нравственном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДУ «Детский сад №256»
Духовно – нравственное воспитание детей
на народной культуре русского народа
(проект по предметно – развивающей среде)
Выполнила
Воспитатель МДОУ Андреева Т.В.
Актуальность
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.
Безусловно, что благоприятная развивающая среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка, выступать в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, способствовать раннему проявлению разносторонних способностей.
Многие дошкольные методики «заточены» под то, чтобы дать ребенку большой объем информации, но в форме слова – устного и печатного, а от детей требуется не постижение, а заучивание. Но еще физиолог И.П. Павлов доказал: если в мозг подавать не подкрепляемую чувствами и эмоциями информацию, в коре формируется центр нейтрализации этой информации.
Мы, воспитатели, должны научить чувствовать, видеть, проживать красоту, чувства.
Решая одну из самых актуальных и сложных проблем – развитие духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истокам русской народной культуры, мы обратились к развитию и обогащению среды по народной культуре.
Система работы в этом направлении требует создания такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Характерной особенностью этой среды должны стать предметы быта и старины, народные игрушки, предметы народно-прикладного искусства и творчества, русская одежда и ее элементы. Случайных предметов и вещей не должно быть! Дети должны не только прикоснуться к чудо произведениям, но и сами в доступной форме творить «живую культуру», ибо творчество – главное средство освоения опыта, движущая сила развития личности.
Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложили в сознании детей, поэтому очень важно создать такую среду, которая поможет в целостном процессе становления личности ребенка, духовно-нравственном развитии.
Цель
Развитие и реализация познаний у детей культурного наследия русского народа через создание предметно-развивающей среды.
Задачи проекта
1. Создание оптимальных условий и эмоционального комфорта для гармоничного развития личности каждого ребенка в группе.
2. Насыщение пространства предметами, материалами, изделиями народно-прикладного искусства для индивидуальной художественно-творческой деятельности.
3. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
4. Осознание смысла и значения духовных ценностей музейных предметов и работ народных мастеров.
Принципы:
- доминирования воспитания над обучением
- приоритета отечественных народных культурных традиций и регионального культурного наследия
- свободы и права выбора ребенком вида деятельности
- опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка
- уважения к потребностям и нуждам ребенка
Партнеры проекта
1. Руководство и специалисты ДОУ.
2. Родители подготовительной группы №2.
3. Детская библиотека.
4. Школа.
5. Мастерская народного творчества.
Формы работы
- Занятия: тематические, интегрированные.
- Беседы познавательные.
- Игровая и творческая деятельность.
- Выставки.
- Праздники.
- Концерты.
- Работа с литературой.
- Детско-взрослая благотворительность.
- Взаимодействие с социумом: школа, библиотека,
краеведческий музей,
мастерская народного творчества.
Методы и приемы:
- наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный)
- словесный
- практический
- игровой
- творческий
Виды деятельности:
- художественно-речевая
- изобразительная
- музыкальная
- культурно-просветительская
Ожидаемые результаты
1. Приобщение к таланту и мастерству предков через музейные предметы и работы народных мастеров.
2. Обеспечение развития эстетического вкуса, положительных эмоций, познавательной активности через произведения народного искусства, экспонаты старины.
3. Развитие самостоятельной, индивидуальной деятельности через насыщение среды специально подобранными материалами и предметами.
4. Получение сенсорных впечатлений.
5. Создание эмоционально-насыщенного характера межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
Режим функционирования | Режим развития |
Демонстрационный материал:
Административная карта Кемеровской области | Оформление центра:
|
Альбомы: Основы народно-прикладного искусства
| Альбомы: Основы народно-прикладного искусства
|
Изделия прикладного искусства Сибири:
Провинциальная, сказочная, потешечная
| Изделия народных мастеров: из дерева, соломы, папье-маше; предметы быта из бересты, работы: вышивка, кружево, бисероплетение.
Изделия с росписью: гжельская, Городецкая, хохломская, народные игрушки (семеновская, палехская) |
Методическая литература:
| Методическая литература: Методическая литература по духовному воспитанию детей, по приобщению детей к народной культуре. |
Музыкальные инструменты:
| Музыкальные инструменты:
|
Элементы народных костюмов: Ленточки атласные, кокошник, сарафан | Элементы народных костюмов: Элементы народных костюмов (кокошники, кушаки, платочки, украшения, бусы) |
Музыкальная фонотека Русские народные песни | Музыкальная фонотека Музыкальные фольклорные жанры |
Детская литература:
| Детская литература:
|
Перспективный план
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
IX | Изучение литературы и разработка проекта по теме | Воспитатель |
X | Защита проекта | Воспитатель Администрация МДОУ |
XI | Пополнение предметно-развивающей среды:
Изготовление альбомов «Народная игрушка» «Народный костюм». | Родители Воспитатель Администрация МДОУ |
XII | Изготовление элементов народных костюмов (кокошников, бус, платочков). Оформление стенда с фотографиями. | Родители с детьми Кастелянша Воспитатель |
I | Пополнение детской библиотеки литературой по фольклорным жанрам. Приобретение музыкальных инструментов. | Родители |
II | Пошив костюмов для кукол в уголок народного творчества. Приобретение новых альбомов по народно-прикладному искусству. | Родители с детьми Администрация МДОУ |
III | Приобретение музыкальной фонотеки (муз. фольклор). Оформление материала (конспекты, журналы, ширма). | Родители Воспитатель |
Финансовый план
№ | Название | Сумма | Источник финансирования | |
1 | Полочка красоты | 200 | Добровольные пожертвования родителей | |
2 | Фотостенд (рамки под фотографии) | 300 | ||
3 | Альбомы (основы народно-прикладного искусства) | 200 | ||
4 | Изделия народных мастеров | 6000 | ||
5 | Методическая литература | 300 | ||
6 | Детская литература | 200 | ||
7 | Музыкальные инструменты | 200 | ||
8 | Музыкальная фонотека | 200 | ||
9 | Элементы народного костюма (украшения, ленты) | 300 | ||
10 | Оформление материала (конспекты, фото, разработки праздников) | 200 |
Итого : 8 100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
Статья расскажет о том, как через традиции русской народной культуры развивать у дошкольников чувство патриотизма....
Проект по духовно- нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской национальной культуре через народно-прикладное искусство»
Творческое название проекта«Люблю все то, что называют одним широким словом «Русь»!...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна традициях русского народа Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...