Дистантно - информационная консультация по теме «Гиперактивный ребенок»
консультация на тему
В консультации рассматриваются базовые признаки гиперактивности детей. В рекомендациях сформулированы правила поведения взрослых при взаимодействии с гиперактивными детьми. Также есть список игр и упражнений для детей с наличием симптомов гиперактивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистантно - информационная консультация
по теме «Гиперактивный ребенок»
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о простом подвижном ребенке. Жалобы взрослых чаще всего сводятся к тому, что такие дети не дают им покоя — они постоянно находятся в движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда -нибудь, не дослушивают просьбы и задания до конца, и для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но «отрицательное внимание» в виде замечаний и наказаний не приносят результатов. У малышей при блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности.
В результате биохимических исследований работы мозга таких детей, было выявлено снижение активности в тех областях мозга, которые ответственны за контроль поведения. В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). В ряде случаев сразу после рождения ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП). И связывают эти диагнозы с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов (наличие у матери хронических заболеваний; перенесение при беременности инфекционных заболеваний; токсическое воздействие, спровоцированное курением, алкоголем или принимаемыми медпрепаратами и т. п.). Также на наличие гиперактивности у ребенка влияет наследственная предрасположенность.
ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Между тем, уже в младенчестве можно распознать гиперактивного ребенка и правильно найти к нему подход. Чем раньше удается распознать у ребенка такие особенности нервной системы и предпринять меры, тем меньше трудностей возникнет в будущем.
Говорить о «невнимательности», «гиперактивности» и «импульсивности» можно только в случае, если перечисленные ниже признаки сохраняются в течение полугода и выражены постоянно.
Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, обозначают триаду проявлений, а это:
- повышенная двигательная расторможенность (много бегает; не в состоянии долго усидеть на месте, постоянно вертится, вскакивает без разрешения; не может тихо и спокойно играть и заниматься чем-то, т.е. отсутствие способности к контролю поведения);
- импульсивность (не может подчиняться правилам; начинает отвечать или выполнять действие, не дослушав вопроса или инструкции; не доводит начатое дело до конца);
- дефицит активной формы внимания (избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение; не способен удерживать внимание на деталях; часто не слышит, когда к нему обращаются, не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих; легко отвлекается, когда ему читают книгу).
При благополучном развитии событий функции всех пораженных участков головного мозга будут «разобраны» другими здоровыми клетками, нужные связи восстановлены. Обычно это происходит к 14-15 годам.
Общепризнанно, что лечить СДВГ нужно комплексно, сочетая медикаментозную терапию и психолого -педагогические методы. Только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. Нужно помнить, что малыш не хочет ничего плохого, у него просто не получается. Помогите ему!
В. Оклендер (Вайолет Оклендер (Violet Oaklander)- доктор психологии, специалист по семейному, детскому консультированию, гештальт-терапии) в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев.
Следовать за интересами ребенка можно, наблюдая за тем, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.*
Правила поведения взрослых в
рекомендациях по работе с гиперактивными детьми
- Правильно устанавливайте контакт («обращаться к ребенку, а не к люстре»): уберите все что мешает контакту (телевизор, игрушку...), недостаточно слов — прикоснитесь, поверните маленького человечка к себе.
- Снизить требования к аккуратности выполнения работы (задания), чтобы сформировать чувство успеха.
- Во время занятий лучше сажать ребенка рядом с взрослым.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
- Рамки поведения для ребенка (что можно и что нельзя) определены и выполняются всеми взрослыми, которые имеют дело с таким ребенком.
- Избегайте повторения слов «Нет!», «Нельзя!».
- Чаще применяйте позитивный тактильный контакт (элементы поглаживания, массажа, прикосновения, объятия).
- Отвлекайте ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос.
- Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
- Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Таким деткам полезна ежедневная физическая активность, прогулки на свежем воздухе.
- Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения.
- Переутомление ребенка приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
- Если все же ребенок перевозбужден, следует обеспечить ему более спокойную обстановку, уединение, предложить ему воды.
- Хорошим средством для снижения гиперактивных симтомов у детей является принятие успокоительной ванны перед сном.
- Быстрее заснуть такому ребенку также помогает массаж или легкая приятная музыка, чтение сказки, но ни в коем случае не просмотр телепередач.
Игры и упражнения для детей с наличием симптомов гиперактивности
1. Для развития произвольности поведения:
- «Запретное движение»
- «Море волнуется»
- «Летает — не летает»
2. Для развития внимания и памяти:
- «Что исчезло?»
- «Слушай хлопки»
- «Найди игрушку!»
3. Для развития моторики и координации движений:
- «Я кубик несу и не уроню!»
- «Хождение по линии»
- «Перекрестные хлопки»
- Пальчиковые игры
4. Для активизации подкорковых структур мозга:
- Дыхательные упражнения (например, ребенок, сидя на полу «по -турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки вниз).
- Упражнения на нормализацию мышечного тонуса (например, «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук).
- Упражнения на пространственную ориентацию (например, «Игра с мячом»: ребенок берет в руки мяч и по команде взрослого поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его на под, на, за стол и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный лист родителям о Гиперактивном ребенке.
Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Ва...
Консультация на тему "Гиперактивный ребенок"
Вот мы с вами и подошли к важной теме — что делать родителям с этим неугомонным сгустком энергии.Надеюсь, что после знакомства со статей о том, что такое гипердинамический синдром, рекомен...
Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок"
Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повли...
Дистантно - информационная консультация по теме «Гиперактивный ребенок в младенчестве»
Консультация позволяет определить наличие признаков гиперактивности в поведении ребенка младенческого возраста и содержит некоторые рекомендации для взрослых....
Дистантно – информационная консультация по теме «Малыш гулит! Малыш лепечет!»
Данная консультация знакомит с простыми приемами для стимулирования коммуникации в младенческом возрасте, а именно гуления и лепета. Для эффективного прохождения стадии гуления и лепета предоставляютс...
Конспект индивидуальной консультации на тему: «Гиперактивный ребенок»
Цели и задачи консультации:Дать понятие гиперактивность и гиперактивный ребенок.Дать советы п овзаимодействию с гиперактивным ребенком....
Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"
Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"...