НОД "В поисках информации"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Миндиярова Диля Индусовна, МБДОУ «Детский сад № 5», воспитатель.
Конспект НОД «В поисках информации» для детей подготовительной группы, образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое, физическое развитие.
Цель: формирование элементарных представлений об истории и современности хранения информации.
Задачи:
Образовательная: дать первоначальные представления об истории хранения информации в странах древнего Египта, Китая, Руси и о современных носителях информации.
Развивающая: развивать познавательный интерес через проведение экспериментальной деятельности.
Воспитательная: стимулировать желание оказывать помощь окружающим.
Наглядный материал: Костюм профессора (шляпа, плащ, длинный шарф, круглые очки, телефон в кармане, маркер) - для воспитателя, «машина времени» выложена на полу из гирлянды с лампочками. Видеоролик «Египет», «Китай», «Русь Великая», «Китайская гимнастика», «Видеообращение из лаборатории». Фоновая музыка «Космическое передвижение и торможение «Машины времени», зеркальная поверхность с написанными на ней иероглифами,
Раздаточный материал: 1 эксперимент: емкости с песком, водой, глиной, влажные салфетки, лист бумаги для отчета профессора.
2 эксперимент: пяльца с желтойшелковой тканью, синяя гуашь, кисть, подставка для кисти, влажные салфетки.
3эксперимент: оттиски, губка с гуашью, салфетки, ватман – А-з
Предварительная работа: знакомство с понятием «Информация», экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой.
Ход НОД: воспитатель одет в костюм профессора « немного сумасшедшего и очень рассеянного», сидящего в «машине времени». В музыкальном зале расположены места для трех экспериментов с раздаточным материалом, в середине «машина времени» из гирлянды с лампочками.
Звучит «космическая музыка и скрежет торможения».
Этап НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводно-организационный (психологический настрой, деятельность, создание атмосферы заинтересованности) | В:Что опять случилось, что же, что же, сломалась, опять сломалась, надо разобраться, сейчас, сейчас… разбере-е-емся (бормочет сам с собой, не замечая вошедших ребят) В:Куда меня занесло(оглядывается),надо позвонить (звонит по сотовому телефону в свою научную лабораторию, набирает номер): В:Алле, алле, да отвечайте же. Это я, профессорПотеряшкин, куда попал, куда попал, да не знаю я, сейчас спрошу?(обращается к детям) В:Где я, ребята! Меня зовут профессорПотеряшкин(общается одновременно с коллегами по телефону и с детьми). В:Да знаю, знаю, оправили меня на поиски чего – то, сейчас вспомню, информации, информации-и-и… (задумался) Сейчас спрошу. Ребята, а что такое информация? Понял, это, когда мне пришло письмо или мне что-то рассказали, а может быть предложили посмотреть мультфильм илипозвонили. Понятнень-ко. А где тогда хранят информацию? А у меня только в голове, да многое ли в нее войдет. А в смс много информации? А в одной книге? А в одном мультфильме? Да мало-о-о. У меня задание, найти, где хранится много информации. | Дети заходят в зал и видят… Ответы детей ( в детском саду, в музыкальном зале) Ответы детей ( это когда, кто-то кому-то сообщает что-то нужное и интересное. Сообщает по-разному, рассказывает или пишет письмо, звонит или показывает интересный познавательный мульфильм. Ответы детей ( в книге, письме, мультфильме) |
Мотивационно-побудительный этап предстоящей деятельности | В:Надо разобра-а-аться ,составить отчет. Одному мне не справиться (задумался) Поехали со мной а? Запомнили задание. Давайте вместе повторим:Узнать, где можно хранить МНОГО, ребята, «МНОГО» информации. Не забудьте, а то мы не сможем выполнить задание.Только не знаю, поместимся мы все или нет? Заходите в машину. Только чур, не толкаться, а то окажемся мы с вами не в том времени. Есть в моей машине путеводитель, он нас приведет куда следует. (звучит музыка, машина заводится – звук торможения.Машина останавливается) | Дети заходят «машину времени» |
Информационно-аналитический. Практический | В:Все приехали. Куда это мы попали? На проекторе –видеоролик «Египет» В:Кто-то умеет читать? (показ слайдов с звуковым рассказом: Вы в древнем Египте. Это чудесная страна, где есть пустыни и пирамиды, огромные статуи, созданные людьми, сфинкс. Глубокие моря и голубые реки. Правили этой страной фараоны, а жрецы были хранителями храмов, они умели читать и писать. Мы в Египте!!! Вот кто умел хранить информацию. Жрецы!!!А давайте попробуем, как они сохранить информацию(дети садятся за столы, на столах – емкости с песком, водой и глиной, деревянные палочки) В: Что это? (песок).Что мы хотим узнать?Как мы узнаем, сохраняет ли песок информацию или нет, что будем делать?Я нарисую карту, как я сюда добрался. А вы что нарисуете? Нарисовали. Что дальше?Правильно, надо проверить. А как?А вдруг сильный ветер? Я подую и проверю, а вы проверили? Что мы видим? (если скажут, что еще сохранилась немножко - А если потрясти?)Что мы хотели узнать?Да, не сохраняет. Почему? Какой он? (песок сыпучий,сухой, поэтому не хранит информацию) Надо записать в отчете, вот он, видите (лист бумаги с надписью «отчет») Пишу. Говорите, что писать … песок(показывает) похоже на песок,(зачеркивает) понятно, что не подходит. В:Это что, в прозрачной коробочке? (вода) Что нам надо узнать? Как проверим? Я сейчас напишу письмо своим коллегам на воде, а вы что будете писать? Пишу, что встретил вас, а вы написали? Узнали, что хотели? Что узнали? Сохранилось? Нет, почему? Какая вода? (жидкая). Что напишем в отчете? Пишу, помогайте - вода не сохраняет информацию, мне надо написать почему? Все правильно написал, смотрите (показывает). В: Что это за материал? Это глина. Что хотим узнать? Как будем проверять? Я нарисую звездное небо, видел 5 звезд, поставлю 5 точек. А вы что нарисуете? Что дальше? (надо проверить) Как будем проверять? (потрясем, подуем) Что мы видим?(Сохранились звезды на глине) Где отчет, вот он, пишу, диктуйте … (глинаподходит ли для хранения информации). Итог экспериментирования: В: Проверяем (рассматривают отчет, проговаривают – песок …, вода …, а глина - подходит для хранения информации) В: Несите сюда свои глиняные таблички. Что у нас получилось? (книга) Какая? (глиняная) Подними книгу, легкая? А листать удобно? Мое задание помните, давайте вместе, скажем: найти, где можно хранить « много» информации. В: В этой книге сколько информации? Мы выполнили задание? Что мы не сделали? (Мы не нашли, где люди хранят много информации). Что будем делать? Ой-0-0й. Отчет, отчет не забыть. (сворачиваетего в трубочку, кладет в карман) Едем дальше (космический звук движения и торможения) Включим мой путеводитель. Видеоролик «Китай» В:Г де мы? В Китае. (показ слайдов с звуковым рассказом: Китай чудесная страна, страна открытий. Дворцы императоров, великая китайская стена, храм «Неба». В Китае выращивали чай и рис. Это самый главный праздник – Новый год) В: Есть у меня знакомый китаец, который заботится о своем здоровье, советует и мне выполнять эту гимнастику. Надо сделать гимнастику, давайте со мной, а? Встаньте, чтобы вам было удобно. Он очень сердится, если я не следую его советам. Ой, да вот и он. (на проекторе видеоролик «Китайская гимнастика»)+ дыхательная гимнастика. А сейчас - вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот, говорим «х-х-ха». В: Хорошо-о-о-о. Китай (мечтает), страна многих открытий. Ой, о чем это я? Что мы ищем? Точно, как и где можно хранить «много» информации. В: Мой друг, китаец рассказывал мне, что древние китайцы хранили информацию на шелке. А что такое, шелк? Да это ткань. Вот он шелк. Давайте присядем полукругом. (предлагает присесть на полотно, лежащее на полу) В: Интересно, какой он? (прикладывает к своей щеке) В: Эту ткань нарезали на мелкие кусочки, помню, рассказывали мне, писали на них специальные символы, которые назывались иероглифы. Вместе скажем – иероглифы. Вот они. (показывает на зеркальную страницу, на которой изображены иероглифы. В: Этот иероглиф обозначает горы, помогайте мне, это - река, это - солнце, этот человек, а это - трава. У меня идея, давайте на минуту представим себя древними китайцами и будем писать на шелке (вместе с детьми - жест поклона) Подождите, подождите,вы запомнили, где здесь иероглифы? Какой краской они изображены. Правильно. В: Ну, что уважаемые китайцы и китаянки, начнем. Возьму кисть и начну рисовать иероглиф, нарисую два иероглифа. Запомню, что они обозначают. В: Ура, у меня поучилось! А у вас, получилось? На чем мы писали? ( шелковой ткани) Как называются символы? ( иероглифы) Посмотрите внимательно, запомнили, что обозначают ваши иероглифы. Давайте прочитаем. (короткий рассказ по нарисованным иероглифам) В: Что – то я забыл, а отчет – то. Что будет писать в отчете? Какое наше задание? (найти, где люди хранят «много информации) Кем мы были? (китайцами) Что делали? (писали на шелке) Что узнали? (шелк сохраняет информацию) В:Звоним в лабораторию.Звоним – то, звоним. А задание мы выполнили? Почему? (мы не нашли, где люди хранят «много» информации) Что будем делать? Едем дальше. Видеоролик «Русь Великая» (автоматически включился путеводитель – проектор,видеоролик «Русь Великая»со звуковым рассказом) В: Ой, (пугается) где это мы? На Руси Великой. Звуковой рассказ с показом слайдов: Славилась Русь красивыми деревянными городами, богатырями могучими, березами белоствольными, зверьем, разным своим рукоделием, ремеслом и конечно своими праздниками. Оглашали приказы царя на берестяных грамотах.Потом в Китае изобрели бумагу, появились летописцы, ихтруд был очень тяжелый, поэтому ониочень обрадовались, когда появилась первая настоящая печатная книга.Как же это произошло.Оказывается буквы вырезались из дерева, на них наносилась краска и прижимались к бумаге, вот такая была первая печать. пауза. Предлагаю Вам,профессор и вам, дети,быть книгопечатниками и создать свою печатную страницу. В: Хочу быть книгопечатником, а вы? Создадим свою страницу книги. будем создавать?(книжную страницу) А про задание помните? Как думаете, а бумага хранит информацию? Проверим? Пойдем. (подходят к столу) Так, что у нас здесь? Оттиски. Возьму один. В: Что здесь на оттисках? У меня, яблоко? А у тебя? Будем книгопечатниками. Что будем делать? (ставить печати)Где?(на бумаге) Что нам надо узнать?(сохраняет ли бумага информацию) Как расположим печати - на всем листе или только в одном углу? Интересно, а вы умеете дожидаться своей очереди, не толкаетесь. Говорите друг другу, что делать. Начнем. В: Что у нас получилось? (книжная страница). В какой книжке можно разместить эту страницу? Почему? ( потому, что здесь есть изображение трактора и др.) В: Ой, а куда мы запишем эту информацию (в отчет) Пишу, говорите…Мы были (книгопечатниками) Что узнали? ( бумага сохраняет информацию) Как узнали?Говорите, а то мне не поверят(ставили печати оттисками) и у нас получилась – что?(книжная страница) Что мы узнали? (что бумага хранит информацию) Выполнили мы задание?(нет) Почему? (на нашей странице мало информации) Мы так много с вами узнали, но не узнали самого главного? Чего? (где люди хранят много информации) Придется мне возвращаться домой вот с этим отчетом (показывает ребятам). Ничего не поделаешь, поехали обратно в детский сад. (Космическая музыка. Остановка.Выходят из «машины времени»,недалеко от машины на столе - открытый и включенный ноутбук) В: Ну, что будем прощаться. Ой, что это? Похоже на книгу, это игровой автомат? Нет. Для чего нужен ноутбук? Он, что тоже хранит информацию? А как она в него попадает?(нажимает на кнопку, выдвигается диск). Что это? Для чего нужен диск? Что можно записать на диск? Целый мультфильм, даже не один? (обращает внимание на флешку) А это что? Для чего? И она хранительница информации? И мультик можем посмотреть и умное кино. Откуда вы знаете? (дома смотрят дома, в детском саду показывают воспитатели) Что можно записать на флешку? Столько много? Скажите, какое у нас было задание? Что мы запишем в мой отчет? (задание выполнено) В: Где мой отчет. Пишем, ну помогайте же ( много информации можно хранить на диске, флешке, ноутбуке) Записал, вот(показывает детям отчет)Ну, а теперь проверим как это на флешке хранится информация. Вставляю, куда нажимать… | Дети начинают путешествие в «машине времени». Попадают в Египет. Дети экспериментируют с песком. Делают выводы. Дети экспериментируют с водой. Делают выводы. Дети экспериментируют с глиной. Делают выводы. Дети складывают дощечки стопочкой в виде книги. Ответы детей. неудобно листать, тяжелая, неудобно хранить. Дети продолжают путешествие. Попадают в Китай. Физкультминутка «Китайская гимнастика» Обследование ткани. Ответы детей. ( шелк - гладкий, холодный) Дети рисуют иероглифы на ткани. Дети называют, что нарисовали по очереди, получается рассказ. Ответы детей (шелковая ткань имеет свойство сохранять информацию) Путешествие продолжается. «Россия» Обследуют материалы (оттиски) и обсуждают, что будет изображено на книжной странице. Договариваются, кто, что будет делать, последовательность выполнения. Ответы детей Дети возвращаются в детский сад. Ответы детей. (ноутбук, диск, флешка хранят информацию) Мультфильмы, настоящие фильмы. |
Заключительный Рефлексия | Звук электронного письма. На проекторе появляется главный научный работник из лаборатории. Здравствуйте дети, здравствуй дорогой профессор. Как твои дела? Ты нашел, что искал? В: Нашел, мне ребята помогли. Вопросы от главногонаучного работника: Что вы искали? Что такое информация? А вы профессор Потеряшкин составили отчет? На чем раньше сохраняли информацию в Египте? Вижу, что в отчете написано, что на воде и песке информация не сохраняется, а почему? На чем древние китайцы сохраняли информацию? А у нас на Руси? А где мы можем хранить информацию сейчас? А где еще можно найти полезную информацию? Да профессор Потеряшкин, да и вы ребята справились с заданием. Отчет составили. Молодцы. Мы рады за тебя дорогой профессор. До свидания. | Ответы детей (путешествовали на машине времени, были в Египте, Китае, на Руси Великой. |
Мотивационно-побудительный этап последующей деятельности. | А еще я теперь знаю, что такое электронные письма. Когда получу новое задание и соберусь путешествовать, обязательно напишу вам письмо. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Поиск информации в сети Интернет»
обобщение и систематизация понятий, связанных с поиском информации; формирование навыков поиска информации в сети интернет....
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
НОДв области познания
конспект занятия...
Знакомство дошкольников с интернет-ресурсами как средством поиска информации через сюжетно-ролевую игру Познавательно-игровой проект для детей 4-5 лет
Данный прект направлен на формирование умения формулировать поисковый запрос с целью получения необходимой информации Познакомить с возможностями конструкторов сайтов...
Семинар- практикум Поиск информации в сети интернет
Семинар- практикум Поиск информации в сети интернет...
Способы поиска информации в сети интернет
Какие вды компьютерных сетей вам известны?Какие программы для выхода в интернет?Что такое глобальная сеть?Почему Интернет так популярен в сегодняшнее время?...