Консультация для молодых педагогов Тема "Предметная развивающая среда в ДОУ"
консультация
Предметно-развивающая среда - это определённое пространство, специально организованное и оформленное, предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности детей в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov_razvivayushchaya_predmetnaya_sreda.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Консультация
для молодых педагогов
«Развивающая предметная среда в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Бусовикова О.В.
2016 г.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
•
содержательно-насыщенной, развивающей;
•
трансформируемой;
•
полифункциональной;
•
вариативной;
•
доступной;
•
безопасной;
•
здоровьесберегающей;
•
эстетически-привлекательной.
В издательстве «Мозаика-Синтез» готовится специальное пособие, в котором помимо принципов организации развивающей предметно-пространственной среды будут приведены подробные перечни материалов и оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкального и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
•
уголок для сюжетно-ролевых игр;
•
уголок ряжения (для театрализованных игр);
•
книжный уголок;
•
зона для настольно-печатных игр;
•
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
•
уголок природы (наблюдений за природой);
•
спортивный уголок;
•
уголок для игр с песком;
•
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
•
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для лёгкого изменения игрового пространства;
•
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому раз-
нообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Организация предметно – развивающей среды ДОУ"
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфорта...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Консультация для молодых педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС ДО"
Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка....
Консультация для молодого педагога "Требования к развивающей предметно-пространственной среде"
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также в...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....
Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»
Консультация для молодых педагогов«Советы молодым педагогам»...
Консультация для молодых педагогов «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда).
Консультация для молодых педагогов «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда). Образовательная среда ...