Семинар "Творчество воспитателей при создании ППРС для сюжетно-ролевых игр"
учебно-методический материал
В нашем детском саду ежегодно проходят конкурсы профессионального мастерства педагогов, результатом которых является, например, изготовление авторской игры и её презентация. В зтом году конкурс назывался "От призвания к признанию", где воспитатели проявили творчество в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Каждый конкурс предусматривает не только практическую( изготовление пособий и атрибутов, просмотр открытых мероприятий), но и теоретическую части: консультации и семинары.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo-_udel_izbrannyh_ili_.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творчество – удел избранных или необходимость существования» Эпиграфом всей встречи могут служить слова: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли – это поручить другой женщине, родить твое дитя». (Януш Корчак).
Работа педагога в детском саду – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности. Многие известные, знаменитые и успешные люди (Сергей Прокофьев, Вольфганг Моцарт, Н.А. Римский-Корсаков, Джеймс Максвелл, Пьер Кюри, Томас Эдисон, Стивен Спилберг и др.) стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.
Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия. Творчество существует везде, где человек воображает, изменяет и создает что-то новое. Безусловно, высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни.
Тот, кто считает, что творчество — удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить — значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, играть на фортепиано или строить замки. Творчество — это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком. Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях.
Творческие способности – это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.[педагогическая энциклопедия]
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:
Умение вжиться в роль другого человека …
Фантазия …
Критичность …
Склонность к прогнозам …
Способность глядеть на вещи под разным углом …
Логичность мышления …
Умение вести споры …
Навык игры на пианино …
Стремление находить новое применение известным вещам …
Тяга к изобретениям …
Возможно, вы допишете еще несколько особенностей творческого ума.
За ответом на вопрос о творческих способностях можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.
Б. Никитин также выдвигает на первое место ранее начало. Интересно, что ни у кого не возникает вопроса, когда учить ребенка разговаривать. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит несколько месяцев, и ребенок произносит первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были
обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее.
Вот поэтому и в развитии творческих способностей нужно поступить подобным образом: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность. Если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, т.е. мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.
Определение творческих способностей
Задание. . Его выполнение должно показать, насколько у вас уже развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе. Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может сгодиться и для другого. В частности, чтобы провертеть дырки в бумажном листе.
Если ручку развинтить, то пружину можно использовать как "стартовую установку" для стержня, а тот превратится в направляющие и т.д. Задание: придумать, что можно сделать с каждым из трех предметов, названия которых вам будут даны. Сколько возможных вариантов вы найдете? На каждый предмет отводится одна минута.
Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе вам потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), засеките время и переходите к следующему разделу. Теперь начинайте отсчет времени.
Тест на определение творческих способностей
Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы
предложите?
Спичечный коробок:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
……………………………………………………………………………………
10._______________________________________________________________
15
Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к
выполнению следующего.
Что можно сделать с жестянкой? Какие возможности вы предложите?
Жестянка:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
……………………………………………………………………………………
10._______________________________________________________________
Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к
выполнению следующего.
Что можно сделать с автомобильной шиной? Какие возможности вы
предложите?
Автомобильная шина:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
………………………………………………………………………………………
10._______________________________________________________________
По истечению одной минуты прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием. Общее время должно составлять три минуты.
Оценка результатов теста. Подсчет баллов. За каждую осмысленно заполненную строчку насчитайте себе два балла. Затем просуммируйте начисленные баллы. Максимально вы можете получить 60 баллов.
0 - 20 баллов. У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время вы очень плохо справляетесь с подобными заданиями. Старайтесь чаще упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.
20 - 40 баллов. Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.
40 - 60 баллов. Ваша способность к нестандартному мышлению в какой-то мере явно выше общего уровня. Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.
Игра «Теремок» / тренировать аналитическое мышление, учить выделять
общие признаки путем сравнения/.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: мел, лист бумаги, гитара, чайник, пенал, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого – один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры:
Каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, мел). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - лист бумаги). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, пенал имеет такую же форму и т.д. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.
Игра «Путаница» /использовать метод аналогии при нахождении сходства между явлениями, предметами или понятиями/.
Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем ведущий наугад берет листочки из каждой группы и зачитывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «дождь играет» и т.д. Нужно объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для сюжетно-ролевых игр разных возрастных категорий
консультация для вопитателей...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
Сообщение из опыта работы на тему:...
Создание условий для сюжетно-ролевых игр младшего дошкольного возраста
выстление для педагогов...
Презентация по созданию условий для сюжетно-ролевой игры
Создание условий для сюжетно-ролевой игры в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта...
Создание условий для сюжетно-ролевой игры дома
Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе и...
Выступление на педагогическом совете "Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм".
Педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника"....