Конспект занятия по экспериментированию
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Павлова Мария Алексеевна

 

   «Школа волшебных наук»

в подготовительной группе.

Конспект занятия по экспериментированию

 

Развивает познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Пополняются знания об использовании  магнита человеком, знакомятся с понятиями «магнетизм», «магнитные силы», активизируются в речи детей слова «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы»в процессе поисково-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школа волшебных наук22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельности

с детьми подготовительной группы

«Школа волшебных наук»

                                                        Провела:

                                                        воспитатель Павлова М.А.

МДОУ детский сад № 140

        


Конспект занятия по экспериментированию

«Школа волшебных наук»

Цель: систематизация знаний детей о магните и овладение основами исследовательской деятельности. на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».

Планируемые результаты:

О.О.  «Познание» - знают свойства магнита, проявляют познавательную активность, знают геометрические фигуры, цифры и их последовательность, выделяет лишний предмет;

О.О. «Коммуникация» - умеют слушать взрослого и выполнять инструкции делают выводы

О.О. «Безопасность» - знают правила поведения при проведении опытов с различными предметами.

О.О. «Социализация» - умеют работать в паре, помогать друг другу.

Интегрированные задачи:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Пополнить знания об использовании свойств магнита человеком, познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы», активизировать в речи детей слова «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы»в процессе поисково-познавательной деятельности

3. Закреплять знания детей о прямой и обратной последовательности чисел, пространственные отношения (слева, справа), о геометрических фигурах.

4. Развивать логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, желание приходить на помощь другим..

Оборудование:

железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты, магнитная доска, магнитные цифры, карандаш,  железные рыбки, тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», таблица-схема для занесения результатов эксперимента, сигнальные карточки с геометрическими фигурами, мячик,; иллюстративный материал: набор картинок к игре «Четвёртый лишний»; шапочки волшебников, на пару детей, банки с водой стаканы, скрепки.

Предварительная работа:

опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными цифрами, игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».


Ход образовательной деятельности

I. Постановка проблемной ситуации.

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.

В группу входит зайчик «Любознайчик» в руках у него большая коробка с различными предметами. Он рассказывает ребятам о том, что он хочет построить новую машину для сбора урожая, для которой нужны железные детали. Но серый волк все перепутал, и теперь в коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые детали все вместе.

- Что же мне делать?

(Ребята предлагают ему помочь разобрать детали).

Но зайчик сомневается: «А как вы сможете отличить железные детали от остальных»?

        (Для этого нужно использовать магнит)

- Почему нужно ребята использовать магнит?

- Что мы знаем о свойствах магнита?         (ответы детей)

-  Как эти свойства можно проверить?        (ответы детей)

 2. Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

-А всё ли притягивает магнит?   (ответы детей)

-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:

-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.

-Как мы это проверим? (с помощью магнита)

-Как мы это сделаем?  (надо провести магнитом над предметами).

Самостоятельная работа.

 Дети берут магниты и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы.

- Приступайте! - Воспитатель в процессе эксперимента выясняет у детей:

-Как называются предметы, притягиваемые магнитом?

-Из какого материала сделаны эти предметы?

-Что осталось в коробке. Почему?   (ответы детей)

Вывод: магнит притягивает железные  предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.

(я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нем, значит, магнит притягивает железные предметы)

-А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).

- А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-».                         (работа на доске)

 Притягивается ли магнитом?

Материал

Резина

Дерево

Железо

Пластмасса

Бумага

Ткань

Знак

-

-

+

-

-

-

        (Дети ставят условные значки и формулируют выводы)

-Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

        Зайчик благодарит детей, берет коробку с железными предметами.

- Молодцы, ребята, вы сегодня постарались, помогли зайчику решить проблему. А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит?

Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. И тебя  зайчик мы тоже приглашаем.

3. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.

-Тогда не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но вот незадача. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись. Восстановите его.

- Каких цифр не хватает?                1…3 4….6 ..5.. 6…8 ..7..

Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.

-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.

4. Зрительная гимнастика.

Побыстрее выходим в круг!

Ты мой друг и я твой друг.

Друг на друга оглянулись (глазами)

Обнялись и улыбнулись.

Вниз глаза мы опустили

Землю нашу проводили.

Глазки вверх, смелей вперёд.

В волшебный мир портал ведёт.

Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.

-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

Топ- топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких волшебников

Скорее превратись!

-Вот теперь мы настоящие волшебники.

-Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Давайте вспомним их.

5. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.

1. нельзя ничего пробовать на вкус;

2. нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3. будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

6. Игра «Притягивает – не притягивает» (с мячом).

-Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите - если магнит его притягивает и прячьте руки - если магнит не притягивает.

 8. Д/и «Четвёртый – лишний» 

-Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?        (ответы детей)

 9.Игра-опыт «Не замочив рук»

 Действует ли магнит через другие материалы?

-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре.

-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?

-У вас на столах стаканы с водой.

-Что надо сначала сделать?  (бросить скрепку в стакан)

-Что потом?         (А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана).

- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?  

                (Магнитные силы проходят через стекло).

9. Игра «Рыбалка»

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

Дети  по очереди проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

        (Я провел над водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась).

- Значит, магнитные силы проходят через воду.

10. Игра-опыт «Гонки». 

-Следующий фокус и состоит в том, чтобы устроить гонки. Но у вас необычные трассы. На что они похожи? (на геометрические фигуры).

-На какую фигуру похожа твоя трасса?  (ответы детей)

-Максим, расскажи, что мы будем делать?

 (Я положу машинку на лист картона, магнит под картон. Буду двигать машинку по нарисованным дорожкам).

- Приступайте к проведению опыта.

- Расскажите, что вы сделали и что получили.

                                (Машины двигаются)

-А почему?

- Внизу у машины тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

-Что двигает машины? (магнитная сила).

-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод? Магнитная сила проходит через картон.

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

                (Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон).

-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

11. А нам пора возвращаться домой.

 Встаньте в круг.

А теперь пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Ребята быстро по местам

Перемещению старт дан.

-Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке. Открыли глаза, вот мы и превратились обратно в детей.

12. Итог занятия.

-Где вы были?

-С каким волшебным камнем вы познакомились?

-С какими свойствами магнитов вы познакомились?

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнитные силы проходят через разные материалы.

-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?

- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

 (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...