педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа) на тему
экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_obrazovateklnoy_deyatelnosti.docx | 976.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- формирование целостного восприятия окружающего мира;
- развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе,
-уточняя знания о таком природном явлении, как ветер.
-учить образовывать относительные прилагательные (лимонный, чесночный, луковый, апельсиновый)
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Развивающие:
-развиватьпознавательные способности детей в процессе экспериментирования,
-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- формировать доброжелательное отношение кдруг другу.
- воспитывать потребность оказания помощи нуждающимся "Сказочным вымышленным персонажам"
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое.
Ход НООД:
(В зал входят дети.)
Воспитатель:
-Здравствуйте, гости, здравствуйте, дети!
- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение.)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на экран. Сюда пришло видеописьмо, давайте его посмотрим. Внимание на экран!
Слайд 1.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик – семицветик. Он забрал у него все цвета из его прекрасных лепестков. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить опыты. Дети, помогите мне, пожалуйста»
-Ребята, поможем фее Цвета? (да)
-Для этого нужно отправиться в страну Цветалию. Готовы?
Слайд 2.
/произносятся волшебные слова,звучит музыка/.
Воспитатель:
-Ну, вот мы с вами и очутились в лаборатории Цветалии.
-Кто-нибудь из вас знает, что такое лаборатория? (ответы детей)
-А, какие правила необходимо в ней соблюдать? (ответы детей)
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель:
- Послушайте загадку и догадайтесь, с чем мы будем проводить сегодня опыты.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (ответы детей) /воздух/
Слайд 3.
Воспитатель:
-Для чего нам нужен воздух? (Дышать.)
Воспитатель:
- Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? (Несколько недель.)
Воспитатель:
- А без воды? (Несколько дней.)
Воспитатель:
- А без воздуха? (Не больше 5 минут.)
- А кто из вас видит воздух? (ответ детей)
- Почему мы невидим воздух? (он прозрачный, бесцветный, невидимый)
-А, как же можно увидеть воздух? (ответ детей)
-Хотите, я вам подскажу?
- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Воспитатель:- Давайте отправимся в первую лабораторию, проводить опыт, чтоб расколдовать первый лепесток. Подходите ребята, поближе.
Слайд 4.
Воспитатель:- Итак, начнем наш опыт.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель:
-Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети:
-Он пуст.
Воспитатель:
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети:
- В нём нет воздуха.
Воспитатель:
-Дети запомните: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакетике, а потом выпустили его. Опыт у нас получился, и посмотрите на наш цветочек.
Слайд 5.
Видите, первому лепестку мы помогли вернуть цвет.
Эксперимент № 2«Есть ли внутри человека воздух?»
Слайд 6.
Воспитатель:
-А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Ребята подышите на ладошку ртом, потом носом.
- Что почувствовала ладошка? (тёплый воздух)
- А когда мы ещё можем увидеть тёплый воздух? (если дышим ртом в морозную погоду на улице) /картинка на экране/
Слайд 7
- Что мы видим? (пар) /картинка на экране/
-Это и есть воздух, который мы выдыхаем.
Слайд 8
-Давайте, сейчас попробуем его поймать. Сейчас, кто-нибудь из вас попробует надуть мыльный пузырь, а мы посмотрим получиться ли у него поймать в него воздух./ребёнок надувает пузырь, а воспитатель задаёт вопросы/.
-Ребята, а как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? /ответы детей/
-Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом, который мы выдыхаем.
-Ребята, так ответьте теперь на вопрос «Есть ли внутри человека воздух?»/ответы детей/
Слайд 9
Воспитатель:
-Вот, и второй лепесток мы расколдовали /обратить внимание на экран, появился цвет у второго лепестка/. Продолжаем опыты?
Воспитатель:- А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей.)
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Слайд 10
Воспитатель:- Для того, чтобы увидеть воздух,нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель:- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.)
- Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет.) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Слайд 11.
Воспитатель:
-И третьему лепестку мы вернули цвет.
Воспитатель:-Ребята, поймать мы воздух смогли, увидеть тоже смогли, а вот можем ли мы услышать воздух? Как его можно услышать? (Ответы детей.)
Слайд 12
Эксперимент № 4 «Слышим воздух».
Воспитатель:- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, то можно будет услышать звук, который получается благодаря воздуху.
Воспитатель:- Возьмите по колпачку и подуйте с краю. Что вы слышите?(ответы детей). Правильно, это звук, который получился благодаря воздуху.
Воспитатель: /опыт «Музыкальные трубочки»/
- Ребята, Вы знаете, что многие музыкальные инструменты производят звуки, потому что внутри них вибрирует воздух.
Слайд 13
-Какие музыкальные инструменты вы знаете?(ответы детей).
-Ребята, но не все музыкальные инструменты издают звуки при помощи воздуха. Инструменты, которые издают звуки при помощи воздуха, называются духовыми. Посмотрите на экран (картинки духовых музыкальных инструментов – обращает внимание на «Кугиклу»).
-Сегодня мы можем сделать такой же игрушечный музыкальный инструмент. Хотите?
-У вас на столах лежат трубочки разной длины. Уложим их по одной, начиная с самой короткой, на полоску клейкой ленты. Сверху положим ещё одну полоску клейкой ленты.(выполняют работу)
-Затем, поднесите ряд трубочек ко рту и подуйте в каждую трубочку. Что происходит?
Воспитатель:- Появляется звук. Это воздух выходит из трубочек, издавая звуки.
-С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)
Вывод: воздух можно услышать благодаря звукам, которые получаются разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (Свист, вой.) /Звучит музыка ветра/
Слайд 14.
Физминутка «Дует ветер нам в лицо»
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, ещё у одного лепестка появился цвет.
Воспитатель:- А, как вы думаете, можно почувствовать запах воздуха? Как? (Ответы детей.)
Эксперимент № 5«Узнай по запаху».
Слайд 15
Воспитатель:- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель:
-Попробуйте отгадать, какой аромат живёт в этих баночках? (в баночках лежат ватные диски, пропитанные запахами: чеснока, лимона, лука).
-Какой запах вы сейчас почувствовали? Чей это запах? Значит, он какой? (лимонный, апельсиновый, чесночный, луковый).
Воспитатель:
-Молодцы, отгадали. А сейчас я предлагаю каждому из вас надеть маску с отверстием для носа, чтобы ощутить ещё ароматы (апельсин, лук, яблоко).
-Вы замечательно справились. Молодцы.
Воспитатель:
Мы опять расколдовали ещё один лепесток (5).
Слайд 16
Эксперимент № 6 «Движение воздуха».
Воспитатель:
-А теперь давайте подумаем, можем ли мы почувствовать воздух? (ответы детей)
Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобятся веера. Помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (чувствуем ветерок).
Ветер – это движение воздуха. Предлагаю вам поиграть с корабликами. Опускаем кораблик на воду, придерживаем пальчиками, попробуйте подуть на него. Что происходит с корабликом? (он плывет). Почему он поплыл? (кораблик поплыл потому, что мы на него дуем – создаем движение воздуха).Посмотрите, какое расстояние между ртом и корабликом? А кораблик начал двигаться без помощи рук, значит, что заставило кораблик двигаться?
Слайд 17(воздух).
- Правильно. И теперь, мы можем сделать вывод о том, что воздух может передвигаться. Повторите «Воздух может передвигаться» . Посмотрите, что происходит с корабликом, если дуете сильно - кораблик плывет быстро, дуете слабо – кораблик плывёт медленно. Почему он так плывет? (Когда мы дуем сильно – воздух передвигается быстро , а когда дуем слабо – воздух передвигается тихо).Так и настоящие корабли могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
( Вариант -Игра «Чей кораблик быстрее доплывет до соседнего берега» - если допускает время).
Воспитатель:
-Вот и ещё одному лепестку мы вернули цвет (6). Какие вы молодцы.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (Ответы детей.) Эта техника называется кляксография.
Слайд 18
Воспитатель:- Хотите попробовать?
Воспитатель:- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.
(Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу
и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Дети пробуют рисовать.)
Воспитатель:
-Какие интересные рисунки у вас получились. На что они похожи? (ответы детей)
Слайд 19
Воспитатель:
-Посмотрите, вот и у последнего лепестка появился цвет.
-Ребята, мы помогли расколдовать цветик – семицветик? (да)
-Давайте, назовём цвета у каждого лепестка.
-А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей.)
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
-Как называется техника рисования воздухом?(Кляксография.)
-Давайте вместе вспомним, что вы узнали про воздух (схема – алгоритм)
Слайд 20
- Итак, мы сегодня провели множество опытов. Помогли фее страны Цветалии расколдовать цветик – семицветик.
Видеописьмо Феи (благодарность за помощь).
Слайд 21
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кому наше путешествие понравилось, и он ещё захочет проводить опыты - выберите себе красные цветочки, кому не понравилось и опыты проводить больше не хочется –возьмите зелёные цветочки.Вы все были внимательными, активными.Молодцы, ребята.
-А нам пора возвращаться из страны Цветалии (звучит музыка).
Воспитатель:
-Всем спасибо. На память о сегодняшнем путешествии каждый из вас получает в подарок мыльные пузыри. А также вы можете забрать свои кугиклы (кувиклы) и рисунки с собой в группу.